Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

д) Восстановление и позитивное развитие социального функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также  восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение [25].

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что социальная профилактика   направлена   на   сохранение   и   развитие   условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.

Одним из наиболее приемлемых методов социальной профилактики в  школе является метод информационных технологий.

Главный постулат информационных технологий профилактики алкоголизма - необходимость заполнения информационного  вакуума. Принципы информационной работы сводятся к трем основным проектам.

1. Необходимость создать  постоянно действующий и стабильно финансируемый « конвейер» публикаций и рекламы по профилактике алкоголизма. Решение такой задачи невозможно на общественных началах, с ней могут справиться специализированные пресс - службы, работа которых строится на принципе выполнения государственного заказа.

2. Необходимо организовать  телефонное консультирование.

3. Интернет    сегодня    изобилует    как    антиалкогольной,   так  и противоположной   информацией.  Существует   «Система   информации    на

русском  языке  по  профилактике  алкогольных,  табачных  и  прочих интоксикационных  проблем».  Участие  в  этой  системе  позволяет  получить  большое  количество  материалов  по   профилактике   алкоголизма,  касающихся  практических  аспектов  реализации  программ  по  профилактике  в  различных  регионах  России.  Весьма   перспективно создание  «Сельского  антиалкогольного  сервера»   при    участии    наиболее крупных заинтересованных учреждений и структур. В структуре этого сервера   будет   содержаться   информация   об  организациях и учреждениях, осуществляющих антиалкогольную,   наркологическую, профилактическую деятельность, публикации, материалы по профилактике алкоголизма.

Главным  условием   эффективной   профилактики склонности подростков к употреблению   алкоголя   среди подростков является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Именно в таком широком контексте должны  проводиться просветительские  программы   по снижению употреблению алкогольной продукции.

Предлагаются соответствующие технологии:

- создание учебных  моделей и программ по профилактике  алкоголизма и включение их  в общие программы начального  и среднего образования;

- обучение работников  средств массовой информации, проводящих  образовательные кампании в области  здравоохранения, а также педагогов и работников служб здравоохранения и социальной помощи; -регулярное информирование всего населения о последствиях употребления алкоголя с использованием имеющихся средств массовой информации и в контексте работы  по  употреблению здоровья населения в масштабах всего государства;

- просвещение    употребляющих    алкоголь    и    их    ближайшего  социального       окружения      с    целью     предупреждения       рискованного

поведения. Во всех возможных  случаях следует применять подход, основанный на личном контакте. В этот процесс могут быть с успехом привлечены после соответствующего обучения бывшие потребители алкоголя.

Образовательные технологии профилактики алкоголизма.

Одним  из  эффективных  способ  заполнения  информационного вакуума  -  широкое   использование   образовательных    и   просветительных программ по проблемам алкогольной зависимости у подростков. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий.

• Просветительские     программы     по     проблеме     алкогольной зависимости для всего населения.

•  Просветительские программы по проблеме алкогольной  зависимости у подростков для  родителей.

• Обучение  руководителей  предприятий, образовательных учреждений тактике   административных     мер      по     профилактике алкоголизма в трудовых и творческих коллективах.

• Обучение родителей  по проблеме алкоголизации их детей.

Технологии   активизации   общественного   мнения   при профилактике злоупотребления алкоголем у подростков.

Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики алкоголизма. На любой территории нашей страны можно внедрить следующие методы.

Волонтерское  движение. Специфическая «интеллигентная» технология.  Может  принимать   форму    общественных    советов,   уличных комитетов, школьных организаций. Движущая сила - благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с подростковым алкоголизмом.

Технология        «натравливания».       Обладает        очень          высокой

эффективностью, но часто  при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал или телефон (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где собираются антисоциальные группы подростков. Движущая сила этой технологии - родители подростков.

Группа поддержки. Традиционна  и эффективная форма работы по третичной и отчасти вторичной  профилактике алкоголизма. Группа поддержки  - это массовое движение родителей  и родственников    подростков,   которые    поддерживают    методы   антиалкогольной политики.

Социальные  и педагогические технологии профилактики злоупотребления алкоголем у подростков:

- антиалкогольное обучение  подростков, а также их родителей. 

- воздействие    средств      массовой      информации,      как    на проблему алкоголизации молодёжи, так и на последствие алкоголизации.

- использование       альтернативных       употреблению       алкоголя программ детско-подростковой  и молодежной активности;

- создание      социально-поддерживающих      систем      (социальные службы, клубы, молодежные социальные организации и т.д.).

- проведение антиалкогольных  мотивационных акции.

- организация  деятельности  социальных  педагогов,  волонтеров  и деятельность системы ювенальной юстиции.

Технологии  занятости в профилактике злоупотребления алкоголем.

Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный  способ борьбы с алкоголизмом. Эта  работа строится по следующим направлениям.

1. Клубная     работа.     Организация     разнообразных     клубов     и профессиональное  методическое обеспечение их, может  структурировать свободное время  подростка.

2.  Дополнительное  образование. Воскресные школы (в том  числе и религиозные), образование уменьшает запас свободного времени и увеличивает      багаж    знаний, который требует не только времени, но и внимания подростка.

3.  Временное     или     частичное трудоустройство  подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким   адаптационным   потенциалом.   Проблема   создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.

4. Развитие   творческого   или    физического   потенциала    подростков. Создание творческих клубов, кружков, а также спортивных секций.

Административные    технологии    профилактики злоупотребления алкоголем у подростков.

Для осуществления любых  мер по профилактике алкоголизма  всегда требуются финансирование и поддержка власти.

1. Создание    условий    заинтересованности    органов    власти, управления проблемами    алкоголизации подростков. Здесь  применимы три основных метода  воздействия.

-  пресса;

-  общественное мнение;

-  административный  ресурс.

2. Воздействие со стороны органов власти и управления на учреждения, организации, школы с целью внедрения в них всех элементов борьбы   с   подростковым   алкоголизмом,   программы   профилактики подросткового алкоголизма.

Психотехнологии.

Психотерапия является основой любой программы социальной профилактике   алкоголизма,    и    она    играет    в    реабилитации    больных алкоголизмом.

Она осуществляется в  нескольких формах и представляет собой  комплексное лечебное воздействие  с помощью психологических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Терапевтические технологии.

Одним  из  важнейших  условий  эффективной  терапии  и реабилитации, больных алкоголизмом является включение их в терапевтическую  среду,  примерами которой могут  служить терапевтические сообщества (ТС), 12-шаговая терапевтическая модель, системная  резидентная  семейная реабилитация. Данная модель основывается на компонентах нескольких различных моделей терапии средой приближающихся к понятию терапевтического сообщества, но имеющих свои особенности.

Следует подчеркнуть, что  терапевтическая среда, является психологически и социально поддерживающей средой, необходимым элементом и психосоциальным условием интернализации норм здоровой среды, фокусирующей не на болезни, а на восстановлении. Эта среда, важна для взаимодействия с зависимым от алкоголя подростком, не как с пассивным,   объектом  терапии,  заботы,  подавления  или манипулирования,  а как с активным участником процесса, несущим полную ответственность за собственное выздоровление. Это является идеологией  и условием эффективной терапии. Важный аспект реабилитации, который предусматривается в условиях терапевтической среды, - реинтеграция потребителей  алкоголя  в  первичную  социальную  систему,  существующую на основе ценностных ориентации и норм здорового  общества,  но  отражающую  и  актуальные  потребности  больных,    помогающую    их     удовлетворению    и     решению    насущных

проблем.   Это   первый   шаг   в   восстановлении   коммуникации   и реинтеграции, построении здорового жизненного стиля.

Мотивационные технологии.

Мотивационные технологии для лиц, зависимых от алкоголя и  наркотиков, были разработаны В. Миллером и впервые применялись в программе «Выявление пьющих», составленной им и его коллегами. За последние годы мотивационное технологии претерпели различные модификации и в настоящее время представляют самим автором как терапия, повышающая мотивацию. Терапия, повышающая мотивацию, МЕТ, направлена на то, чтобы вызвать у подростка мотивацию на изменение и консолидировать его личные решения и планы с планом изменений и терапии зависимости от алкоголя в целом. Эта терапия относится к разряду клиент центрированных, как и терапевтический подход, но при этом использует планирование и директивные техники. Еще одним отличием является то, что клиент - центрированная терапия, предназначена преимущественно для врачей общелечебной сети, т. е. для того этапа контакта с зависимым подростком, на котором его зависимость еще не является основным диагнозом, а рассматривается как фактор аддиктивного поведения, требующего изменения.

МЕТ имеет целью изменить жизненный стиль подростка в  направлении менее опасного и вредного, а также помочь ему прийти к решению о необходимости прекращения употребления алкоголя и планомерного восстановления. Учитывая индивидуальные цели каждого подростка, МЕТ приводит его к осознанию своей главной и специфической цели — полному воздержанию от употребления алкоголя, постоянному развитию и изменению по направлению поддержания трезвого состояния. МЕТ может иметь и промежуточные цели, соответствующие личностным особенностям подростка, его актуальной ситуации и степени готовности преодоления зависимости.

МЕТ базируется на принципах  когнитивной и социальной психологии. В рамках этих подходов происходит установление связей; между поведением подростка и его личными целями. МЕТ базируется на теоретических  подходах, исследующих самовосприятие, самооценку и Я-концепцию в целом. В этом направлении происходит выявление и закрепление у подростка самомотивирующих установок - необходимых и часто наиболее значимых факторов в развитии изменений.

МЕТ использует многие приемы клиент-центрированной терапии. МЕТ используется как индивидуальная терапия, в процесс которой могут быть вовлечены члены семьи и значимые другие лица.

Наиболее приемлемый вариант использование МЕТ в  условиях терапевтического стационара (сообщества) и вне его, в отрыве и без отрыва подростка от жизненного контекста. Однако необходимости во что бы то ни стало стремиться выполнить идеальное условие, так как МЕТ может быть использована во многих различных ситуациях и, прежде всего, в качестве мотивационной терапии, направленной на включение подростка в лечение алкоголизма.

Таким образом, первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Понятие программы и основные виды программ

 

 

Колесникова И. А.  понимает под программой – особый вид проекта, выполняющую в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования в процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова