Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Тематический план занятий.

№ блока

Название блока

Темы занятий

 

  I  блок

 

Здоровый образ жизни

    Семь компонентов здоровья

    Правильное  питание

    Профилактика  табакокурения

    Профилактика  СПИДа

    Профилактика  алкоголизма

    Половое просвещение

    Профилактика  наркомании

    Наш организм

    Природа и  организм

  II блок

Психологическое просвещение

    Мой  внутренний  мир

    Я и окружающие  меня люди

    Мои особенности

   

    Стиль общения

    Проблемы и трудности

     Достижение  цели

    Гармония жизни

    Отношения  между людьми

    Стресс. Пути  выхода из стресса

III блок

Патриотическое воспитание

    Я гражданин XXI века. Я обязан

          Я имею право

         Мы - граждане России

         Равноправие с рождения

         Права человека и гражданина


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Приложение №4

Примерная беседа

- Сегодня наша беседа посвящена проблеме алкоголизма. По данным анкеты вы много знаете об алкоголе и алкоголизме, но кое в чём ошибаетесь или сомневаетесь. Задача нашей беседы - разогнать все сомнения в данной области. Но вначале небольшой экскурс в историю.

(Выступление ученика о происхождении алкоголя)

- Знаете ли вы, как именно отрицательно алкоголь действует на организм человека?

Рассказ о вреде алкоголя для всех систем организма.

А сейчас, проведем небольшой опыт. Давайте поместим в пробирку немного яичного белка. Этот белок схож с белком наших клеток, и добавим в пробирку спирта. Как вы видите, структура белка изменилась. Спирт отнимает у белка воду. Что же происходит с клетками организма, когда они воздействуют с алкоголем высокой концентрации?

Существует 3 стадии алкоголизма:

1. На этой стадии  учащается выпивка, употребление  алкоголя становится систематическим,  увеличивается количество спиртного,  которое человек может выпить, исчезает чувство отвращения  к спиртному, появляются провалы  памяти.

2. Появляется непреодолимое влечение к алкоголю. Оно уже не зависит от ситуации и присутствует постоянно. Происходят запои, появляются галлюцинации. На этой стадии может наступить смерть больного.

3. Конечная. Происходит  снижение переносимости алкоголя, тяжёлый похмельный синдром. Возникают припадки и алкогольные психозы.

Люди не становятся алкоголиками сразу, им необходимо пройти ряд стадий. На первой стадии человек ещё может  сам себе сказать «нет», на второй стадии нужна помощь нарколога, на третьей  она просто необходима, т. к. смертность на последней стадии очень велика из-за истощения организма.

Употребление алкоголя человеком не только отрицательно влияет на него самого, но и на общество в  целом.

Так в чем же, в конце  концов, дело? Почему до сих пор практически  во всех странах мира люди пьют так много спиртного, почему проблема борьбы с алкоголизмом сохраняет свою актуальность?

Беда в том, что спиртные напитки обладают свойством приводить  человека на какое-то время в возбужденное, приподнятое или благодушное  состояние.

А сейчас давайте немного поиграем в театр - экспромт. Для этого мне нужны 12 человек. Для начала пусть каждый вытянет свою роль. Итак, начинаем.

Сцена 1. Занавес открывается. Ночь. Улица. Одиноко светит фонарь. Под фонарём сидит собака и  воет на луну. Вокруг собаки летает муха и отвлекает её. По улице проезжает одинокий автомобиль. Занавес закрывается.

Сцена 2. Занавес открывается. Кабак. Открывается дверь кабака. Из неё выходит пьяный. В руках  у него бутылка. Пьяный, шатаясь, идёт к фонарю. Тут собака, отвернувшись от луны и проглотив муху, начинает лаять на пьяного. Пьяный пинает собаку, и она с визгом убегает прочь. Тут бутылка падает из рук пьяного и разбивается. Пьяный с горя начинает шатать фонарь. Фонарь гаснет. Луна заходит за тучу. Наступает темнота. Пьяный, что-то бормоча под нос, шатаясь, идёт посреди улицы. Тут появляется автомобиль и, столкнувшись с пьяным, скрипя, уносится прочь. Пьяный отлетает к столбу. Через некоторое время приезжает скорая и увозит пьяного. Занавес закрывается.

Сцена 3. Занавес открывается. Улица. Одинокий фонарь иногда мигает. Под ним сидит собака и скулит. Луна наполовину выглядывает из-за тучи. Тихо скрипит дверь. Занавес закрывается.

Замечательно ребята! Скажите, как связана наша сценка с темой нашего занятия?

Правильно. Очень часто пьяные люди погибают в несчастных случаях.

Сейчас давайте вместе сделаем выводы по нашему занятию.

 

     2. Коллективный просмотр видеофильма из цикла катарсис, о последствиях алкоголизма.

3. Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкоголизма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение № 5

 
 Программа по первичной  профилактике злоупотребления алкоголем  у подростков в сельской школе  (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)

 

 

Пояснительная записка

 

Отсутствие знаний, навыков  и социально адаптивных стратегий  поведения у взрослой части населения  - родителей, педагогов – не позволяет  им зачастую оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку подросткам. Наша молодежь оказалась одинокой и психологически беспомощной из-за утраченных связей со старшими поколением. Профессиональные группы лиц, работающих с подростками, - учителя, школьные психологии и другие - также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со всеми подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и  ответственно строить жизнь, требуется, во-первых, самими обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения других способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Все эти экстремальные  в социально-психологическом смысле условия приводят к необходимости  разработки программы по профилактике злоупотребления алкоголем у  подростков в сельской школе.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Задачи программы:

  1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению алкоголя.
  2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  3. Информирование о действии и последствиях злоупотребления алкоголем, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению.
  4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Структура программы.

Программа предполагает работу с подростками 12-14 лет.

Программа включает в  себя три раздела:

  1. Информационный.
  2. Когнитивного развития.
  3. Развития личностных ресурсов.

Основные направления  работы:

• подготовка специалистов из числа школьных классных руководителей, завучей по воспитательной работе и по учебному процессу для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению алкоголя;

•  первичная профилактическая работа со всеми подростками с  приоритетной ориентацией на детей  группы риска;

• работа с родителями подростков, злоупотребляющих алкоголь.

В начале и в конце  программы предусматривается проведение «круглых столов» со всеми специалистами, работающими по программе, анализ и  проведение итогов работы.

Методы работы:

  1. Групповая работа.
  2. Дискуссии.
  3. Мозговые штурмы.
  4. Беседы.
  5. Лекции.
  6. Ролевые игры.
  7. «Круглые столы».
  8. Совещания.

Предполагаемые  результаты.

  1. Уменьшение факторов риска злоупотребления алкоголем в подростковой среде.
  2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффетивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
  3. Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления алкоголем.

Критерии эффективности:

• уменьшение факторов риска  злоупотребления алкоголем;

•усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих  форм поведения;

•  наличие навыков противодействия алкогольной среде.

Тренинг отказа от приема психоактивных веществ

Общие положения

Суть первого тренингового модуля в том, чтобы соучаствовать, сочувствовать, сопереживать, используя  действенные творческие приемы, которые  через игру вовлекут ребят в перебор опасных ситуаций (Потемкин Г., Моравски Я., 1999). Может осуществляться учителем.

Модуль ставит перед  собой следующие цели:

- развитие у детей  и подростков способности к  распознаванию и оценке рискованных  ситуаций, а также поведения в этих условиях;

- вовлечение учащихся  в бесконфликтное противостояние  внешнему воздействию  сверстников  и взрослых;

- развитие независимости  и ответственности;

- включение игровых  программ воспитания в трезвости  в обучение, начиная с младших  классов и до окончания школы.

Программа базируется на некоторых основополагающих принципах:

1. Искренность.

 Искренность при анализе конкретного случая, своего опыта и поступков, извлеченных из мелочей жизни, становится значительным воспитательным фактором для учеников, благодаря сопереживанию. Умение общаться на равных также крайне важно. Выбор правильного общения и раскрытость зависит от интуиции каждого педагога. Тоненькая нить духовной связи может легко прерваться, достаточно лишь маленькой лжи и неискренности.

2. Игровое содержание. Косность и ретина отравляют нашу школу. Но если учитель сам глубоко заинтересован и увлечен игровой ситуацией, которую он предлагает, ученики мгновенно заражаются ее формой и особенно содержанием. В этих условиях необходимо постепенно усложнять предлагаемые обстоятельства, углублять их настолько, насколько возможно и останавливать игру в тот момент, когда аудитория или утрачивает интерес или обстоятельства как бы исчерпываются сами собой.

3.Форма. Форма всегда содержательна, а содержание сформировано. Следует также учесть неразрывную связь между формой и содержанием. Бессмысленно обсуждать проблему формы как таковую вне конкретных приемов.

Проблемные ситуации и предлагаемые обстоятельства. Существенным условием проблемной ситуации является правильный выбор предлагаемых обстоятельств. Если они создаются вместе с классом, уточняются и развиваются самими учениками, то создается ситуация, в которой можно манипулировать и изменять предлагаемые обстоятельства в дальнейшем. Аутентичному поведению учеников способствуют содержащиеся в игре инсценировки, забавы и распределение ролей. Учитель только задает программу игры, определяя границы обстоятельств, все остальное реализуется учениками. Ход игры и ее результаты зависят от изобретательности и находчивости, творческих способностей и искренности в поведения играющих. Господствующая в школьном классе атмосфера в значительной мере зависит от степени влияния педагога на поведение учеников. Спонтанность и непосредственность поведения учащихся во время игры является важной чертой.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова