Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа
Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.
Введение………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………...68
Список использованной литературы……………………………………..........70
Приложения………………………………………………………………………..75
3)Общий способ инициирования субъектности - придание воспитательному взаимодействию диалогического характера. В диалоге с другим человеком, в напряженном обращении к другому раскрывается человек в человеке. Лишь в диалоге подросток, входя во взаимодействие с другим субъектом, выявляет прежде всего себя.
Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес участников, как это бывает в традиционных методах воздействия, и одновременно снимает слепое послушание подростка ровеснику или взрослому (за исключением ситуаций, опасных для жизни), зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях «подросток - подросток», «педагог - подросток», приближает стиль и формы общения к нормам культуры общества.
Что касается элементарных
норм поведения, соблюдения прав и выполнения
обязанностей, то это гарантируется
принятием и выполнением «
Важное значение в работе по развитию у подростка субъектности придается умению педагога или волонтера, работающего в группе, видеть духовный мир человека, за духовным миром личности признавать ее уникальность и проявлять интерес и уважение к неповторимости и индивидуальности подростка.
4) Принцип целостности. Целостным является отношение подростка ко всем жизненным проявлениям вокруг него, поэтому влияние на него должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинеситический, влияние на разум, чувства. Но целостным является и выявление подростком своего «Я». Участвуя в программе, он выходит на взаимодействие с миром через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение, через пластический образ, мимику и манипулирование предметами, вещами и прочим, имеющим материальный образ.
Принцип целостности программы предполагает видение в отдельном поступке подростка его отношений и его способности воспринимать отдельные события как часть единого мира.
Если принцип субъектности в своей практической реализации дает подростку возможность стать стратегом своей жизни, то принцип целостности вооружает его жизненной тактикой: он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям.
5) Принцип гармонизации личности и среды предусматривает ориентацию деятельности подростка на максимальную самореализацию личности, гармонизацию ее устремлений и изменяющейся социально - экономической реальности на основе активизации внутренних ресурсов личности подростка.
6) Принцип гуманизации - обеспечение благоприятных
условий освоения
общечеловеческих социокультурных ценностей,
предполагающих создание
оптимальной среды для самовоспитания
и саморазвития личности подростков.
7) Принцип альтернативности предусматривает обеспечение многообразия видов деятельности для подростков-участников программы.
При разработке образовательно-
- мировоззренческий (взгляды, убеждения);
- физический (организм, здоровье всех систем, физическая деятельность);
- интеллектуальный (умственный потенциал, ресурсы, способность получать, обрабатывать и анализировать информацию);
- нравственный (ценности);
- эмоциональный (понимание своих чувств, умение выражать их);
- межличностный (осознание роли в обществе, эффективное взаимодействие с окружающими);
- личностный (Кто я? Какой я? Что я умею? Чего я хочу?).
Считаем, что программа по профилактике алкоголизма среди подростков в Нижнебардымской школе должна реализовываться по трем направлениям:
1. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обучение подростков альтернативным видам деятельности.
2. Психолого-педагогическое просвещение подростков.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
В рамках данной программы деятельность по профилактике алкоголизма должна включать в себя, по нашему мнению, проведение семинаров, собраний для родителей, творческих сборов для подростков, а также информационную, методическую и другую поддержку.
Как нам кажется, лучшими формами и методами деятельности по данной программе будет те, которые позволят подросткам проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои умения и знания. Среди них можно выделить следующие:
Обучающие формы работы:
- психологические тренинги;
-дискуссии;
- упражнения на взаимодействие в группах, через моделирование жизненных ситуаций;
- игры: деловые, ролевые, правовые;
- анализ личностного роста и развития коллектива;
- лекции-диалоги;
- круглые столы;
- творческие мастерские.
Досуговые формы работы:
- игры познавательные, интеллектуальные;
- игры на снятие напряжения, поднятие настроения;
- игры, пробуждающие фантазию и развитие навыков коллективной слаженной работы;
- вечера.
Консультационные: консультации для подростков, педагогов и родителей.
Информационно - методические:
- опросы, исследования;
- выпуск методической продукции (брошюр, буклетов. флайеров и т. д.);
- тематические папки, выставки.
Учитывая все особенности построения программы и возрастные особенности подростков, на наш взгляд содержание деятельности по программе должно иметь следующую структуру:
1. Содействие построению и развитию в ОУ
адекватной системы профилактики алкоголизма
через организацию образовательно-
2. Информационно-методическая поддержка осуществляемой профилактической деятельности.
3. Привлечение подростков к проведению профилактических мероприятий, а также в создании и развитии волонтерских служб.
4. Научное обеспечение программы.
Важно, чтобы программа по профилактике алкоголизма в Нижнебардымской общеобразовательной школе имела свое продолжение и оказывали профилактическое воздействие не только на уровне школ, но и на уровне заинтересованных министерств и ведомств, органов системы здравоохранения, подразделений Минобороны, комитетов по делам молодежи и других организации.
Информационная, организационная, материально-техническая поддержка программы будет способствовать систематическому привлечению населения к участию в совместном проведении акций, конференций и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
В ходе выполнения профилактической программы подросткам должна предоставляться точная и достаточная информация об алкогольных напитках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления алкоголем. Информация должна быть направленной, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антиалкогольного просвещения должна предусматривать участие в нем родителей и других специалистов, мнение которых для подростка очень важно.
Заключение
В ходе исследования рассмотрели первичную профилактику злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа») и пришли к следующим выводам, что в отличие, от взрослых, у несовершеннолетних, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания: подросток очень часто пьет не только ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и испытываемого при этом психологического комфорта, но и ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко алкоголизм у несовершеннолетних служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации. Поэтому, целью первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. И эта деятельность реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.
В Нижнебардымской основной общеоборазовательной школе первичная профилактика алкоголизма у подростков включает:
1. Воспитательную работу - это повышение культурного уровня в семьях, организация разумного использования досуга школьников и их родителей, развитие сети кружков и факультативов;
6. Коррекционную работу – занятия, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни.
Но единой системы деятельности специалистов и соответствующей программы по профилактике злоупотребления алкоголя среди подростков в школе нет, соответственно поставленная гипотеза научного исследования о том, что возможно существует какая – то единая программа не подтвердилась.
Список использованной литературы
6. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М. : Академия, 2006. – 440 с.
7. Волков, Ю. Г. Социология молодёжи [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. – Ростов – на – Дону : Фенинкс, 2001. - 576 с.
8. Всеобщая декларация прав человека [Текст] : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. Газ. – 1998. – 10 дек. – С. 4.
9. Гиндикин, В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм [Текст] / В. Я. Гиндикин. – М. : Медицина, 1990. – 320 с.
10. Дроздов, Э. С. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов [Текст] / Э. С. Дроздов, Е. И. Зенченко. – М. : Советская Россия, 1988. -160 с.
11. Гузиков, Б. М. Что губит нас… О проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурения [Текст] / Б. М. Гузиков, А. А. Мейроян. – Ленинград. : Лениздат, 1990. – 208 с.
12. Зимина, И. С. Технология диагностического исследования в образовательном учреждении [Текст] : учеб. пособие / И. С. Зимина, И. А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2006. - 119 с.
13. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М. : Академия, 1999. – 144 с.
14. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – 2-е изд. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
15. Ерёменко, Н. И. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении [Текст] / Н. И Ерёменко. - Волгоград : Корифей, 2007. - 112 с.
16. Иваненко, М. А. Семьеведение [Текст] : учеб. пособие / М. А. Иваненко. – Екатеринбург, 2008. – 180 с.
16. Коджаспирова, Г. Н. Педагогический словарь [Текст] / Г. Н. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
17. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учебник / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
18. Колесов, Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М. : Просвещение, 1987. – 77 с.
19. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях [Текст] : [с изм. И доп. на 19 июля 1997 г.] // Сборник кодексов Российской Федерации. – 4-е изд. – М. , 1998. – С. 7- 69.
20. Комментарий к Уголовного кодексу Российской Федерации [Текст] / под общ. ред. В. М. Лебедева. – М.: Норма : Норма- Инфра-М, 2002. – 880 с.
21. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всемирным голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма : Норма-Инфра-М, 2002. 128 с.
22. Копыт, Н. Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н. Я. Копыт, Е. С. Скворец. – М. : Просвещение, 1984. – 159 с.
23. Коровин, A. M. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ними [Текст] / А. М. Коровин. – М. : Просвещение, 1986. – 142 с.
24. Кузин, Ф. А. Методика написания, правила оформления программы [Текст] / Ф. А. Кузин. – М. : Ось – 89, 1997. – 112 с.
25. Лисецкий, К. С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма [Текст] / К. С. Лисецкий. - М. : Изд-вo Института Психотерапии, 2003. – 64 с.
26. Максимова, Н. Л. Психологическая профилактика алкоголизма у несовершеннолетних [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Максимова. - Ростов - на - дону: Феникс, 2000. – 384 с.
27. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В. В. Марков. – М. : Академия, 2001. – 319 с.
28. Матвеев, В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников [Текст] / В. Ф. Матвеев, А. Л. Гросман. – М. : Просвещение,1996. – 96 с.