Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

3)Общий способ инициирования субъектности - придание воспитательному взаимодействию диалогического характера. В диалоге с другим человеком, в напряженном обращении к другому раскрывается человек в человеке. Лишь в диалоге подросток, входя во взаимодействие с другим субъектом, выявляет прежде всего себя.

Принцип субъектности исключает  жесткий приказ в адрес участников, как это бывает в традиционных методах воздействия, и одновременно снимает слепое послушание подростка ровеснику или взрослому (за исключением ситуаций, опасных для жизни), зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях «подросток - подросток», «педагог - подросток», приближает стиль и формы общения к нормам культуры общества.

Что касается элементарных норм поведения, соблюдения прав и выполнения обязанностей, то это гарантируется  принятием и выполнением «правил  группы», разработанных самими участниками.

Важное значение в  работе по развитию у подростка субъектности придается умению педагога или волонтера, работающего в группе, видеть духовный мир человека, за духовным миром личности признавать ее уникальность и проявлять интерес и уважение к неповторимости и индивидуальности подростка.

4) Принцип целостности. Целостным является отношение подростка ко всем жизненным проявлениям вокруг него, поэтому влияние на него должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинеситический, влияние на разум, чувства. Но целостным является и выявление подростком своего «Я». Участвуя в программе, он выходит на взаимодействие с миром через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение, через пластический образ, мимику и манипулирование предметами, вещами и прочим, имеющим материальный образ.

Принцип целостности  программы предполагает видение  в отдельном поступке подростка его отношений и его способности воспринимать отдельные события как часть единого мира.

Если принцип субъектности в своей практической реализации дает подростку возможность стать стратегом своей жизни, то принцип целостности вооружает его жизненной тактикой: он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям.

5) Принцип гармонизации личности и среды предусматривает ориентацию деятельности подростка на максимальную самореализацию личности, гармонизацию ее устремлений и изменяющейся социально - экономической реальности на основе активизации внутренних ресурсов личности подростка.

6) Принцип гуманизации - обеспечение благоприятных условий освоения 
общечеловеческих социокультурных ценностей, предполагающих создание 
оптимальной среды для самовоспитания и саморазвития личности подростков.

7) Принцип альтернативности предусматривает обеспечение многообразия видов деятельности для подростков-участников программы.

При разработке образовательно-просветительного направления программы, важно учесть следующие аспекты, характеризующие личность человека:

- мировоззренческий (взгляды, убеждения);

- физический (организм, здоровье всех систем, физическая деятельность);

- интеллектуальный (умственный потенциал, ресурсы, способность получать, обрабатывать и анализировать информацию);

- нравственный (ценности);

- эмоциональный (понимание своих чувств, умение выражать их);

- межличностный (осознание роли в обществе, эффективное взаимодействие с окружающими);

- личностный (Кто я? Какой я? Что я умею? Чего я хочу?).

Считаем, что программа по профилактике алкоголизма среди подростков в Нижнебардымской школе должна реализовываться по трем направлениям:

1. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обучение подростков альтернативным видам деятельности.

2. Психолого-педагогическое просвещение подростков.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

В рамках данной программы  деятельность по профилактике алкоголизма должна включать в себя, по нашему мнению, проведение семинаров, собраний для родителей, творческих сборов для подростков, а также  информационную, методическую и другую поддержку.

Как нам кажется, лучшими формами и методами деятельности по данной программе будет те, которые позволят подросткам проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои умения и знания. Среди них можно выделить следующие:

Обучающие формы работы:

- психологические тренинги;

-дискуссии;

- упражнения на взаимодействие в группах, через моделирование жизненных ситуаций;

- игры: деловые, ролевые, правовые;

- анализ личностного роста и развития коллектива;

- лекции-диалоги;

- круглые столы;

- творческие мастерские.

Досуговые формы работы:

- игры познавательные, интеллектуальные;

- игры на снятие напряжения, поднятие настроения;

- игры, пробуждающие фантазию и развитие навыков коллективной слаженной работы;

- вечера.

Консультационные: консультации для подростков, педагогов и родителей.

Информационно - методические:

- опросы, исследования;

- выпуск методической продукции (брошюр, буклетов. флайеров и т. д.);

- тематические папки, выставки.

Учитывая все особенности построения программы и возрастные особенности подростков, на наш взгляд содержание деятельности по программе должно иметь следующую структуру:

1. Содействие построению и развитию в ОУ адекватной системы профилактики алкоголизма через организацию образовательно-просветительской работы с родителями и различными специалистами.

2. Информационно-методическая поддержка осуществляемой профилактической деятельности.

3. Привлечение подростков к проведению профилактических мероприятий, а также в создании и развитии волонтерских служб.

4. Научное обеспечение программы.

Важно, чтобы программа по профилактике алкоголизма в Нижнебардымской общеобразовательной школе имела свое продолжение и оказывали профилактическое воздействие не только на уровне школ, но и на уровне заинтересованных министерств и ведомств, органов системы здравоохранения, подразделений Минобороны, комитетов по делам молодежи и других организации.

Информационная, организационная, материально-техническая поддержка программы будет способствовать систематическому привлечению населения к участию в совместном проведении акций, конференций и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

В ходе выполнения профилактической программы подросткам должна предоставляться точная и достаточная информация об алкогольных напитках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления алкоголем. Информация должна быть направленной, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антиалкогольного просвещения должна предусматривать участие в нем родителей и других специалистов, мнение которых для подростка очень важно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 В ходе исследования  рассмотрели первичную профилактику злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа») и пришли к следующим выводам, что в отличие, от взрослых, у несовершеннолетних, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания: подросток очень часто пьет не только ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и испытываемого при этом психологического комфорта, но и ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко алкоголизм у несовершеннолетних служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации. Поэтому, целью первичной  профилактики злоупотребления алкоголем у подростков, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. И эта деятельность реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей. Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.

  В Нижнебардымской основной общеоборазовательной школе первичная профилактика алкоголизма у подростков    включает:

1. Воспитательную работу - это повышение культурного уровня в семьях, организация разумного использования досуга школьников и их родителей, развитие сети кружков и факультативов;

  1. Валеологическое воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методами психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;

6. Коррекционную работу – занятия,   посвященные   развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления,   регулированию   стрессов,   осознанию   положительных   свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни.

Но единой системы деятельности специалистов и соответствующей программы по профилактике злоупотребления алкоголя среди подростков в школе нет, соответственно поставленная гипотеза научного исследования о том, что возможно существует какая – то единая программа не подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Андреева, Л. А. Подростки группы риска [Текст] / Л. А. Андреева // Воспитание школьников. – М. , 2000. - №4. – С. 26-28.
  2. Андреева, Л. А. Шаг к погибели [Текст] / Л. А. Андреева // Воспитание школьников. – М. , 2000. - №3. – С. 32 – 34.
  3. Бехтель, А.С. Дозонологические формы злоупотребления алкоголем [Текст] / А. С. Бехтель. – М. : Инфра, 2002. – 236 с.
  4. Большая энциклопедия психологических тестов [ Текст] / авт.-сост. А. Карелин. – М. : Эксмо, 2005. – 416 с.
  5. Борисов, Е.В. Алкоголь и дети [Текст] / Е. В. Борисов, Л. П. Василевская. – М. : Наука, 1981. – 300 с.

6. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М. : Академия, 2006. – 440 с.

7. Волков, Ю. Г. Социология молодёжи [Текст] / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. – Ростов – на – Дону : Фенинкс, 2001. - 576 с.

8. Всеобщая декларация прав человека [Текст] : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. Газ. – 1998. – 10 дек. – С. 4.

9. Гиндикин, В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм [Текст] / В. Я. Гиндикин.  – М. : Медицина, 1990. – 320 с.

10. Дроздов, Э. С. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов [Текст] / Э. С. Дроздов, Е. И. Зенченко. – М. : Советская Россия, 1988. -160 с.

11. Гузиков, Б. М. Что губит нас… О проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурения [Текст] / Б. М. Гузиков, А. А. Мейроян. – Ленинград. : Лениздат, 1990. – 208 с.

12. Зимина, И. С. Технология диагностического исследования в образовательном учреждении [Текст] : учеб. пособие / И. С. Зимина, И. А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2006. - 119 с.

13. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М. : Академия, 1999. – 144 с.

14. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – 2-е изд. – М. : Академия, 2001. – 144 с.

15. Ерёменко, Н. И. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении [Текст] / Н. И Ерёменко. - Волгоград : Корифей, 2007. - 112 с.

16. Иваненко, М. А. Семьеведение [Текст] : учеб. пособие / М. А. Иваненко. – Екатеринбург, 2008. – 180 с.

16. Коджаспирова, Г. Н. Педагогический словарь [Текст] / Г. Н. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.

17. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учебник / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

18. Колесов, Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М. : Просвещение, 1987. – 77 с.

19. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях [Текст] : [с изм. И доп. на 19 июля 1997 г.] // Сборник кодексов Российской Федерации. – 4-е изд. – М. , 1998. – С. 7- 69.

20. Комментарий к Уголовного кодексу Российской Федерации [Текст] / под общ. ред. В. М. Лебедева. – М.: Норма : Норма- Инфра-М, 2002. – 880 с.

21. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всемирным голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма : Норма-Инфра-М, 2002. 128 с.

22. Копыт, Н. Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н. Я. Копыт, Е. С. Скворец. – М. : Просвещение, 1984. – 159 с.

23. Коровин, A. M. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ними [Текст] / А. М. Коровин. – М. : Просвещение, 1986. – 142 с.

24. Кузин, Ф. А. Методика написания, правила оформления программы [Текст] / Ф. А. Кузин. – М. : Ось – 89, 1997. – 112 с.

25. Лисецкий, К. С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма [Текст] / К. С. Лисецкий. - М. : Изд-вo Института Психотерапии, 2003. – 64 с.

26. Максимова, Н. Л. Психологическая профилактика алкоголизма у несовершеннолетних [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Максимова. - Ростов - на - дону: Феникс, 2000. – 384 с.

27. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В. В. Марков. – М. : Академия, 2001. – 319 с.

28. Матвеев, В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников [Текст] / В. Ф. Матвеев, А. Л. Гросман. – М. : Просвещение,1996. – 96 с.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова