Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа
Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.
Введение………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………...68
Список использованной литературы……………………………………..........70
Приложения………………………………………………………………………..75
Упражнение 10. Давление со стороны ровесников
Время: 1-2 занятия.
Цели:
Методы: работа в группе, обсуждение.
Класс следует поделить на две группы. Ученик правой группы описывают случаи, в которых они оказывали давление на других (неважно, с какой целью). Ученики второй группы описывают ситуации, когда на них оказывали давление. Затем эти описания становятся предметом обсуждения всем классом. При обсуждении стоит становятся предметом обсуждения всем классом. При обсуждении стоит остановиться на следующих вопросах: причины оказания давления, явные и скрытые способы оказания давления, эмоции при оказании давления.
Упражнение 11. Информация об алкоголе
Время: 1-2 занятия.
Цели: обучение наглядной противоалкогольной агитации с помощью фотоколлажа, анализ воздействия алкоголя.
Вспомогательные материалы: журналы, картон, ножницы, клей.
Методы: создание коллажа, обсуждение.
а) посмотрели вместе коллажи и определили, на каких из них представлены проблемы, связанные с алкоголем;
б) обсудили и описали мнение группы о коллаже, о том, усиливает ли алкоголь сексапильность (сексуальный внешний вид), увеличивает популярность?
Или они думают, что употребление алкоголя в большинстве случаев вредит человеку?
Упражнение 12. Объединение ответов с точки зрения их важности (принятие решений)
Время: 1-2 дня.
Цели: ученики выбирают самые лучшие и самые худшие, по их мнению, способы противостояния групповому давлению. Ученики анализируют причины принятия определенных решений.
Вспомогательные материалы: анкета, подготовленная учителем.
Методы: индивидуальная работа, групповая работа, обсуждение. Учитель подготавливает 5 типичных для учеников ситуаций, которые требуют принятия решения и оказания противодействия давлению. Какую из этих ситуаций можно решить 4-7 возможными способами.
Примеры:
А. Что бы ты сделал, если бы однажды твой друг отказался разговаривать с тобой?
- я тоже отказался разговаривать с ним/ней;
- я бы спросил, что произошло;
- поговорил бы со знакомым, который знает нас;
- посоветовался бы с моими родителями;
- я бы рассердился и начал ссориться с ним/ней.
Б. Что бы ты сделал, если бы все твои друзья начали пить и уговаривать тебя тоже пить?
- я бы выпил одну
рюмочку, допил, а потом
- я бы начал пить;
- я бы отказался, но в дальнейшем продолжал бы с ним дружить;
- я бы перестал с ним встречаться;
- я бы посоветовался с моими родителями по этому вопросу;
- я бы сказал, что предпочитаю кока-колу.
Каждый из учеников сам определяет шкалу ответов: от самого лучшего к самому худшему, по его мнению, способу решения проблемы. Затем ученики, работая в группах по 5-6 человек, обсуждают причины индивидуального выбора и определяют список ответов.
Следующим шагом станет
представление предложений