Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Привлекательность для  подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи считают, что примеры пьющих актеров, а в основном, они играют положительные роли, наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство. «Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья - дело обыденное и непредосудительное.

Психологической предпосылкой развития алкоголизма у подростка  часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у подростка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В связи с резким уменьшением  числа внешкольных детских и  юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за все возможные  дополнительные образовательные услуги (обучение музыке,  танцам и т.  д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

В нашей стране разработаны  интересные технологии профилактики алкоголизма среди детей и подростков. Эти технологии могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи, социальные педагоги. А учителя-предметники ограничиваются проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями. Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Таким образом, наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя   алкоголизация   подростков,   которая   и   приводит   к   формированию алкоголизма   к   возрасту   14-16   лет,   а   также   последующей   социальной деградации личности. В качестве основных причин склонности подростков к употреблению алкоголя можно назвать следующие семь: неблагополучие в семье; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем особенности подростков и взрослых, склонных к злоупотреблению алкоголем, сходны. И для тех, и для других характерны резкие колебания настроения, неустойчивость интересов, сенситивность, чувствительность, повышенная рефлексия и склонность к самоанализу, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, одновременное проявление полярных качеств психики (самоуверенность и легкая ранимость, развязанность и застенчивость, ласковость и жестокость и т.п.).

 

 

 

1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков

 

 

Социальная  профилактика  -   совокупность   государственных, общественных, социально-медицинских  и организационно-воспитательных мероприятий,  направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода  социальные   отклонения  негативного   характера   и   другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является  создание       предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.

Под социальной профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на: сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;   содействие   им   достижении   поставленных   целей   и раскрытие их внутренних потенциалов.

Все профилактические мероприятия  делятся на три типа: первичная, вторичная  и третичная профилактика. Часто  первичная профилактика требует  комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

 Первичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев в микросоциальной   среде,  формирование  у подростков  таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.

Основой первичной профилактики подросткового алкоголизма является здоровый образ жизни. Первичная  профилактика алкоголизма состоит  в  уменьшении  частоты  появления  новых   проблем,  связанных  с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение их возникновения.

Вторичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в выявлении групп подростков, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, максимально ранней формой, полным и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в семье.

Третичная профилактика подросткового алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации подростков.

Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактика алкоголизма является осознание  форм собственного поведения, развитие, личностных  ресурсов  и  стратегий  с  целью  адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные [28].

Все мероприятия по искоренению злоупотребления алкоголем подростками могут быть подразделены на два ведущих направления.

1) Корригирующее направление.

Оно заключается в  прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение подростка и его окружения, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер по предупреждению подростковой алкоголизации. Содержанием этого направления является разрыв звеньев цепи развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание условий для воспитания трезвого образа жизни подростков.

2) Компенсирующее направление. 

Оно связано с изменением  всей  плоскости  обыденных  общественных

отношений, на которой  находятся алкогольные обычаи, вытеснением  и заменой их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется  формированием у подрастающего  поколения таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении [28].

Главные цели профилактической работы заключаются в:

1. Первичная профилактика  алкоголизма имеет целью предотвратить  возникновение нарушения или  болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов  на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни.

- информирование подростков  о вреде алкоголизма (их видах  и воздействии на организм, психику  и поведение человека) и формирование  мотивации на эффективное социально-психологическое  и физическое развитие.

- формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

- развитие факторов  здорового, социально эффективного  образа жизни и поведения.

- развитие    навыков    разрешения    проблем,    поиска    социальной поддержки,  отказа от употребления алкоголя.

Задачами первичной профилактики являются:

а) Воздействие   средств   массовой   информации  о  вреде  алкоголизма и изменение школьной политики  по   отношению   к   алкоголю,

наркотикам   и   табачным   изделиям;   внедрение  позитивной    профилактики  в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и их родителей.

б) Ориентировать    подростков    на    способность    сделать    свой собственный выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор.

в) Дать подросткам возможность овладения  определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому  образу жизни.

г) Сформировать позицию молодого человека на основе самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать   тому,     что     ребенок     самостоятельно сможет найти свою    социальную    нишу,   дать    оценку    своим   действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять   на его судьбу.

д) Выявление группы риска.

е) Работа с родителями (дать родителям  необходимую  информацию по      проблеме,      способствующую      эффективному      социально-поддерживающему и развивающему   поведению;   оказать   помощь   в осознании    собственных семейных       и       социальных       ресурсов, способствующих    преодолению внутрисемейных     проблем;     выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей.

ж) Работа       с       педагогическим       коллективом       (подготовка специалистов, способных  проводить уроки по позитивной профилактике алкоголя в школах и по выявлению группы риска) [25].

2. Главная цель вторичной профилактики  раннее выявление начавших употреблять  алкоголь подростков (группа риска)  и помощь потенциальным алкоголикам,  во избежание возникновения у  них психической и физической  зависимости от интоксикации  алкоголя. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем, изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения. Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида - как фактор риска алкоголизма.

- формирование     мотивации     на     полное     прекращение  употребления алкоголя;

- формирование мотивации на  изменение поведения;

- изменение дезадаптивных форм  поведения на адаптивные;

- формирование  социально-поддерживающего   поведения  и стратегии поиска  социальной поддержки в социальных сетях [25].

Задачи вторичной профилактики:

а) Работа с подростками групп  риска (выявление патологии, лечение  и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).

б) Создание       центра       реабилитации,       где       все       методы психотерапевтической      работы      направлены      на        социализацию     и

адаптацию (тренинги повышения  самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

в) Работа  с  родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего  поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми) [25].

3.Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего  лечения,  уменьшение  вероятности рецидива заболевания.

- формирование социально-поддерживающей  и развивающей среды;

- формирование      мотивации      на      изменение      поведения, прекращение употребления алкоголя и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

- развитие навыков социального  поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;

- формирование  социально-поддерживающего   поведения   и  стратегии  поиска социальной поддержки  в социально-поддерживающих сетях.

Задачи третичной профилактики.

а) Формирование         реабилитационной         среды         (реализация реабилитационных программ,       включающих      психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

б) Создание групп взаимопомощи.

в) Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики».

г) Восстановление  здорового  жизненного  стиля,  продвижение по пути к  здоровью,  которое   понимается   как многоаспектная  характеристика

- это физическое и  психическое восстановление, а также  восстановление и дальнейшее развитие когнитивного функционирования - умения думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова