Понятие социального контроля: его сущность и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 135.01 Кб (Скачать файл)
gn="justify">     Когда одни пешеходы движутся по правой стороне  улицы, а идущие навстречу, передвигаются  по левой, возникает организованное взаимодействие. При нарушении этого  правила возникают столкновения и беспорядочное движение. Еще  более наглядно действие норм проявляется  в бизнесе. Он невозможен, если партнеры не соблюдают общепринятые нормы, правила  и законы. Следовательно, нормы формируют  динамику социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, ожидания, оценки и средства достижения цели.

     Как мы видим, нормы - это стражи порядка  и хранители социальных, духовных ценностей общества. А обществом  ценится то, что способствует его  стабильности и целостности.

     Проводя различия между нормами и ценностями, можно сказать, что нормы - это  правила поведения, а ценности - это  абстрактные понятия, наши представления  о добре и зле, справедливости и несправедливости, прекрасном и  безобразном и т.д. Ценности являются эталоном для человека. Без системы  ценностей не может существовать ни одно общество. А человек? Он может  выбирать - следовать этим ценностям  или другим. Ценности принадлежат  социальной группе или обществу; ценностные ориентации - индивиду. Различие прав и  обязанностей, регламентирующих поведение  и отношение человека, заключается  в том, что первые свидетельствуют  о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отношению к другим; вторые говорят о том, что может  человек себе позволить или допустить  по отношению к другим, в чем  заключается относительная самостоятельность  человека. Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и  социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал  только обязанности и никаких  прав; при авторитарном режиме права  и обязанности асимметричны - у  лидеров и правящего класса права  максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом  обществе права и обязанности  более или менее уравновешены.

     Правовое  регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования  деятельности человека. Традиции - это  элементы социального и культурного  наследия, передающиеся от поколения  к поколению и соблюдающиеся  в силу общественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий; вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени. 

     2.3 Социальные санкции 

     Социальные  санкции - оперативные средства социального  контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектов  общественных структур. Санкции - это  не только наказания, но и поощрения, которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкции  определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены с двух сторон - со стороны ценностей  и со стороны санкций. Санкции - это  совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть за конформизм и система наказаний  за отклонение от них, то есть за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее  согласие с общепринятыми нормами  потому, что внутренне индивид  может сохранять в себе несогласие с ними, но никто не будет знать  об этом. По существу установление конформизма - это одна из целей социального  контроля.

     Можно выделить четыре типа санкций:

     • формальные (позитивные санкции) - публичное  одобрение со стороны официальных  организаций - правительства, министерств, ведомств, союзов, творческих объединений;

     • неформальные (позитивные санкции) - публичное  одобрение: дружеская похвала, молчаливое признание, аплодисменты, комплименты, слава, почет;

     • формальные (негативные санкции) - наказания, предусмотренные правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, приказами, юридическими законами;

     • неформальные (негативные санкции) - порицания, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба.

     Таким образом:

     - социальные санкции выполняют  ключевую роль в системе социального  контроля;

     - санкции вместе с ценностями  и нормами составляют механизм  социального контроля.

     Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением  от нормы. Применение санкций человеком  к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у  него пробуждается совесть. Совесть - это  проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые  усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных  процессов, стихийных импульсов  личностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень  самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять  к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится  на низком уровне, то организациям социального  контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации  негативных действий отдельных своих  граждан.

     В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности. Можно сделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность установления демократии; при неразвитом - авторитарного режима. Сама система социального контроля может разбалансироваться и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят прежде всего в периоды кризисных ситуаций в обществе.

     Отношение «человек - общество» является главным  в системе отношений социального  контроля. Данное отношение осложняется  наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения  тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального  контроля. Субъектами контролирующего  действия выступают не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п.

     Способы реализации социального контроля в  группе, общности, обществе следующие:

     • социальный контроль через социализацию осуществляется таким образом, что  люди выполняют свои роли бессознательно в силу своих обычаев, традиций, привычек, предпочтений и желаний;

     • социальный контроль через групповое  давление, когда человек не может  участвовать в реальном жизненном  процессе, основываясь только на внутреннем контроле (самоконтроле), так как  на поведение индивида накладывает  отпечаток включенность его в  социокультурную среду, систему  отношений институциональных норм группы или общности.

     Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские  возможности в группе, применяются  различные способы группового воздействия или давления.

     Если  в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних  сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные  взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить  как на микроуровне, то есть обусловлены  влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

     Социальное  изменение, как отмечают социологи  А.А. Радугин и К.А. Радугин, это  переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное  изменение», носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает «необратимое изменение объектов», предполагает переход от простого к  сложному, от низшего к высшему. Это  такое движение общества, которое  связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру  общества, ведущими к появлению новых  общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной  речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия  «изменение». И в этом случае можно  сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком  смысле. 

 

      Заключение

     социальный  девиантный контроль

     Таким, образом, социальный контроль - это  элемент социальных институтов, наличие  которого обеспечивается следованием  индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству  определенного типа отношений и  социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий  для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения обществе, просеивая различные  по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов  и т.п. Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека система  социального контроля пресекает, а  позитивные отклонения - допускает  и даже поощряет.

     Проблема  взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании  социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в  условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются  наличием у личности индивидуального  сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в  пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся  как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего  действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

     Социальный  контроль осуществляется посредством  реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение.

     В обществе существуют множество самых  различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строго регламентированы, формализованы  и применяются полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами общности. Все виды социальных санкций образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при  совпадении их содержания.

     Общество  постоянно стремится бороться с  негативным поведением. Но до этого  времени большинство средств  социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями  и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять.

     Проблема  социальных отклонений, девиантного  поведения обращает на себя все большее  внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального  контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация  девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма  социального контроля. 

 

      библиография 

  1. Бельский  В.Ю. Социология: Учебник / Под ред. Д.Г. Лощакова.- М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2004.
  3. Добреньков В.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2001.
  4. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Гардарики, 2004.
  5. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  6. Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 2002.
  7. Общая социология: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА - М, 2002.
  8. Соколов В.А. Социология: Для студентов вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  9. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов.- М.: Гардарики, 2004.
  10. Белозеров В.К. Интеллигенция и социальный контроль масс // Безопасность Евразии.- 2004.- № 3.- С. 632.
  11. Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // Социологические исследования.- 2008.- № 2.- С. 99.
  12. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования.- 2005.- № 8.- С. 126.
  13. Смирнова Е.Э. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования.- 2000.- № 1.- С. 97.
  14. Смольков В.Г. Социальный контроль // Социально-гуманитарные знания.- 2000.- № 4.- C. 202-203.
  15. Смотрова Т.Н. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал.- 2009.- № 6.- С. 9.
  16. Шильдяева В.В. Механизмы контроля социальных отклонений // Юридический мир.- 2007.- № 3.- С. 31.

Информация о работе Понятие социального контроля: его сущность и элементы