Понятие социального контроля: его сущность и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 135.01 Кб (Скачать файл)

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему  принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые  позволяют привести поведение индивидов  и групп в соответствие с принятыми  образцами деятельности. Эта система  и называется системой социального  контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль - это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря  нормативному (правовому, моральному и  т.д.) регулированию поведения индивидов.

В связи с  этим социальный контроль выполняет  и соответствующие функции, с  помощью его создаются необходимые  условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в  социальной системе. Поэтому от социального  контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать  различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место  в обществе, чтобы наказывать соответствующим  образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его  дальнейшего развития - поощрять.

Реализация  социального контроля начинается в  процессе социализации, в это время  индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие  уровню развития общества, у него формируется  самоконтроль, и он принимает различные  социальные роли, которые накладывают  на него необходимость выполнения ролевых  требований и ожиданий.

Основные  элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка - это  устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях  принимающий для индивида характер потребности, который не встречает  отрицательной реакции со стороны  группы.

У каждого  индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром  зарядку, носить определенный фасон  одежды и т.п. Существуют привычки, которые  общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают  в устойчивые черты характера  индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются  традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение  привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай - стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая  отвечает определенным моральным оценкам  группы и нарушение которой ведет  к негативным санкциям. Обычай непосредственно  связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие "обычай" употребляют как синоним  понятий "традиция" и "ритуал". Под обычаем подразумевается  неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в  отличие от традиций, функционирует  не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается  не только в том, что он символизирует  определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического  преобразования и использования  различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным  людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай - это система признанных группой  ценностей, определенные ситуации, в  которых эти ценности могут иметь  место, и эталоны поведения, соответствующие  этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать  соответствующие ее ценностям эталоны  поведения.

В докапиталистическом  обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции  социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую  сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает  как средство социализации молодого поколения.

К обычаям  относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время  роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют  уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в "чистом" виде сохранились  еще в сфере быта, морали, гражданской  обрядности и в условных правилах различного рода - конвенциях (например, правила дорожного движения). В  зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные  и реакционные, устаревшие. С устаревшими  обычаями в развитых странах ведется  борьба, утверждаются новые прогрессивные  гражданские обряды и обычаи.

Социальные  санкции. Санкции - это оперативные  меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное  поведение и наказывая нежелательное  поведение членов группы.

Санкции могут  быть негативными (наказание за нежелательные  действия) и позитивными (поощрение  за желательные, одобряемые обществом  действия). Социальные санкции выступают  важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что  они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному  поведению или определенному  отношению к совершаемому действию.  

Существующая  система социальных институтов общества очень сложна. Это связано, во- первых, с тем, что человеческие потребности, стимулирующие создание данных социальных институтов, очень сложны и многообразны, а во-вторых, с тем, что социальные институты постоянно видоизменяются, так как некоторые элементы структуры института в ходе исторического развития общества или утрачиваются, или наполняются новым содержанием, появляются новые задачи и функции. В качестве примера рассмотрим производственную функцию семьи. Если раньше подготовкой молодежи к профессиональному труду занималась только семья, то с развитием производственных отношений и усложнением разделения общественного труда семья была уже не в состоянии выполнять эту функцию. Восстановление в настоящее время в России частной собственности, развитие предпринимательства и фермерства опять частично восстановили производственную функцию семьи, в основном в сельской местности [см.: 288. С.196].

Все социальные институты любого общества в различной  степени объединены и взаимосвязаны  между собой, представляют собой  сложную интегрированную систему. Данная интеграция главным образом  базируется на том, что человек, чтобы  удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных  типах институтов. Кроме этого, институты  оказывают определенное влияние  друг на друга. Например, государство  оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также  установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.

Взаимосвязанная система институтов образует целостную  систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных  потребностей, регулирует их поведение  и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность  в деятельности всех социальных институтов - необходимое условие нормального  функционирования всего общества. Система  социальных институтов в социальной совокупности очень сложна, а постоянное развитие потребностей ведет к образованию новых институтов, в результате чего рядом друг с другом существуют много разных институтов.

Развитие  общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко  налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие  и содержание институтов, а также  система социальных регуляторов  определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе. А.Г.Эфендиев, рассматривая в своей работе социальные связи, сравнил их с тысячами невидимых  нитей, с помощью которых человек  связан с другими людьми и обществом, продолжив эту аналогию в отношении  социальных институтов, он написал, что "социальные институты в системе  социальных связей - наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность" [189. С.130]. Поэтому социальные институты  выступают для социологов в качестве одного из наиболее важных объектов анализа, являются объектом специализированных социологических исследований [см.: 154].

Тема социального  контроля неразрывно связана с девиантным поведением,

хотя имеет  гораздо более широкое общесоциологическое  значение.

Социальный  контроль – механизм самоорганизации (саморегуляции) и

самосохранения  общества путем установления и поддержания  в данном обществе

нормативного  порядка, устранения или нейтрализации  или минимизации

нормонарушающего (девиантного) поведения1.

Вопросы социального  контроля рассматривались многими  теоретиками

социологии  – такими, как М. Вебер, Д. Зола, О. Конт, И. Спенсер, Э. Дюркгейм и

др.2 Ими были описаны методы социального контроля (поощрение и наказание),

формы социального  контроля (внутренний и внешний социальный контроль,

формальный  и неформальный), институты социального  контроля (семья, школа,

вуз, тюрьма и  др.), а также модели социального  контроля.

В отечественной  социологической теории эта тема наиболее продуктивно

представлена  в трудах П. Сорокина «Система социологии», «Социальная и

культурная  динамика», но прежде всего, – в его  первом значительном труде

петербургского  периода о преступлении и каре, подвиге и награде3. В данной

работе вызывает интерес то, что Сорокин наметил  определенную динамику

применения  кар и наград: от интенсивного в  более примитивных и

антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в желаемом

будущем. И если последний прогноз вызывает сегодня  понятные сомнения, то

акцент тоталитарных, недемократических, авторитарных режимов  на умножение

кары и наград подтвержден трагическим опытом ХХ столетия.

145

Исследованию  наиболее острых форм уголовного наказания  – тюремному

заключению  и смертной казни – были посвящены  многочисленные труды

российских  ученых4. В большинстве из них содержится критика жесткой

карательной политики и доводы за отмену смертной казни  и либерализацию

тюремного режима.

Одна из интересных работ того периода – книга  А. О. Кистяковского, в

которой поднимается  тема исправительных учреждений5. Автора интересует в

первую очередь  постановка общественного контроля, реализация идей попечения

над правонарушителями. Он анализирует практическую деятельность

специализированных  обществ, созданных после принятия в 1866 г. закона «Об

основании исправительных заведений для преступных детей». Общий вывод

А. Кистяковского  из анализа теоретических и практических аспектов

исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников – правильно

устроенная  система исправления малолетних без правильно организованной

системы покровительства  по выходе должна быть признана неудачной

полумерой.

Х. М. Чарыхов  выделяет в своей работе проблему неприспособленности (в

современной терминологии – социальной дезадаптации) в качестве важнейшей

причины преступного  поведения. «Чем лучше и обеспеченнее благосостояние

Информация о работе Понятие социального контроля: его сущность и элементы