Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
«баррикад» будет во всеуслышание сказанная прав да
об этой войне, признание и осуждение геноцида адыгов.
Такой шаг был бы расце нен как исторически справед-
ливый акт, как акт межнацио нального примирения и
согла сия всеми, для кого дороги единство и неделимость
Рос сийской Федерации, межна циональный мир на Се-
верном Кавказе.
Примером политически муд рого шага, достойного
глубо кого уважения, служат официальные извинения,
выражен ные Президентом Б. Н. Ельци ным от имени
России японско му народу за «бесчеловечные действия,
которые были совер шены в отношении японских воен-
нопленных», интерниро ванных на территории бывше го
СССР после 1945 г. (Рос сийская газета. 1993. 16 окт.).
Этим актом Б. Н. Ель цин завоевал благосклонность
японцев, тронул и растопил их сердца. Это ни в коей мере
не унизило Россию, а, наоборот, возвысило ее авторитет
перед всем миром, показав умение признавать и по воз-
можности исправлять ошибки прошлого.
Исполком Международной Черкесской Ассоциации
(МЧА) надеется на мудрые, политиче ски взвешенные
шаги со стороны Президента, Правитель ства, Федераль-
ного Собрания России по отношению к многострадальному
адыгскому (черкесскому) народу.
Исполком Международной Черкесской Ассоциации.
Газ. «Хаса». 1994. № 7 (30). 18 мая.75
пОСТАНОВлЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КАБАРДИНО-БАлКАРСКОЙ ССР
«Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы
Русско-Кавказской войны»
Столетняя колониальная Русско-Кавказская война
(1760–1864), принесшая адыгам (чер кесам) неисчис-
лимые бедствия и страдания, не имеет аналогов в истории
нового времени. Большая часть адыгского этноса, в том
числе свыше 90 про центов населения Кабарды, были
физически уничтожены, более 500 тыс. адыгов насиль-
ственно изгнаны царским само державием в Османскую
импе рию.
Давая историческую и политико-правовую оценку
Русско-Кавказской войне, Верховный Совет Кабардино-
Балкарской Советской Социалистической Республики
постановляет:
Считать массовое истребле ние адыгов (черкесов) в
годы Русско-Кавказской войны и их насильственное вы-
селение с исторической родины в Осман скую империю
актом геноцида, тягчайшим преступлением про тив че-
ловечества.
Войти с предложением в Верховный Совет Российской
Федерации рассмотреть вопрос о признании геноцида
ады гов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и
предоставлении их зарубежным соотече ственникам двой -
ного граждан ства.
Поручить Президиуму Вер ховного Совета Кабардино-
Балкарской ССР разработать программу мероприятий
по ре абилитации и репатриации зарубежных адыгов
(черкесов).
Добиваться для зарубежных адыгов (черкесов) через
Вер ховный Совет Российской Фе дерации и соответству-
ющие международные организации статуса народа-
изгнанника.
Объявить 21 мая, День па мяти адыгов (черкесов) –
жертв Русско-Кавказской войны, не рабочим днем.
гор. Нальчик, 7 февраля 1992 г.
председатель ВС КБССР
X. Кармоков76
Президент РФ Борис Ельцин
ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДАм КАВКАЗА
В СВяЗИ С ГОДОВЩИНОЙ ОКОНЧАНИя
РуССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ
Уважаемые соотечественники!
События более чем вековой давности возвращают нас к
далеким годам, когда в борьбе за Кав каз столкнулись ин -
тересы Российской империи, Великобритании, Франции,
Ирана и Турции. Все эти государства несут свою долю
моральной ответственности за многострадальную судьбу
горских народов.
Эхо Кавказской войны, которой были принесены
большие человеческие жертвы и материальные потери,
до сих пор болью отзы вается в сердцах многих россиян.
Пусть земля будет пухом тем, кто пал на поле боя, потерял
жизнь от жестокости войны, и тем, кто, бу дучи вынуж-
денным покинуть От чизну, умер на чужбине, испытав
горечь утраты родины. Пусть память о тех давних траги -
ческих событиях хранится в сердцах потом ков и служит
всем нам предосте режением от новых трагедий.
В разные периоды истории, в зависимости от поли-
тической обстановки, Кавказская война 20–60-х годов
ХIХ века оценивалась и осве щалась по-разному. В на- Х века оценивалась и осве Х века оценивалась и осве щалась по-разному. В на- щалась по-разному. В на-
стоящее время, когда Россия строит правовое государство
и признает прио ритет общечеловеческих ценно стей, по-
является возможность объ ективной трактовки событий
Кавказской войны как мужественной борьбы народов
Кавказа не только за выживание на своей родной земле,
но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт
националь ного характера.
Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказ-
ской войны, и, в частности, возвращение потомков кав-
казских переселенцев на историческую родину должны
ре шаться на международном уровне путем переговоров
с участием всех заинтересованных сторон.
Дорогие соотечественники!77
В нашем сознании Россия и Кавказ стали неразрывно
связанными понятиями, одно невозможно представить
без другого. В Нальчике, столице Кабардино-Балкарии,
поставлен памятник Марии Темрюковне, на котором
высечены слова: «Навеки с Рос сией». Эти слова святы и
дороги каждому россиянину.
Уверен, что сплоченность в по строении демократи-
ческого го сударства, общественное и меж национальное
согласие, гражданский мир явились бы верной по рукой
тому, что мечты лучших представителей России и Кавказа
о благополучии и процветании на родов, населяющих
нашу страну, станут реальностью.
гор. Москва, 18 мая 1994 г.
ОБРАЩЕНИЕ
президента Республики Адыгея, Государственного
Совета – Хасэ Республики Адыгея к Государственной
Думе федерального Собрания Российской федерации
21 мая 1994 года исполни лось 130 лет со дня окон-
чания Кавказской войны – самой тра гической страницы
в истории адыгского (черкесского) народа. В связи с этой
датой 18 мая 1994 года Президент Российской Федерации
Б. Н. Ельцин выступил с Обращением к народам Кав-
каза, в котором признал справедливость их борьбы за
свою свободу и независимость. Вме сте с тем трагические
события XIX века не получили, на наш взгляд, должной
оценки, выте кающей из сути действий цар ского самодер-
жавия, характе ризовавшихся одним терми ном – геноцид,
означающим ис требление отдельных групп на селения
по расовым, нацио нальным (в данном случае) или рели-
гиозным признакам, явля ющимся одним из тягчайших
преступлений против человече ства.
Трагедия народа не ограни чилась рамками ужасов
вой ны. Последовавшая за оконча нием военных действий
депор тация 90 процентов адыгского (черкесского) насе-
ления была одной из форм и продолжени ем геноцида, по-
скольку лише ние естественной для данного народа среды 78
обитания, пересе ление в пределы Османской империи и
условия проживания на ее территории обернулись но-
выми многочисленными жерт вами среди вынужденных
эми грантов, свидетели страданий которых не могли пере-
давать увиденное без содрогания.
Нынешнее поколение адыгов (черкесов) с пониманием
относится к событиям тех лет. Ведь кавказская земля
стала одной братской могилой как для со тен тысяч горцев,
так и сотен тысяч простых русских солдат, умиравших за
чуждые интере сы высоких властителей. Слезы и сердца
матерей были одинаково горьки и безутешны на Кав казе
и в России.
Однако народная память не в силах стереть события
подоб ного характера. Более того, эхо трагедии прошлого
века отзы вается судьбами соотечествен ников, разбро-
санных на чуж бине, имеющих статус пришло го народа,
поставленных в за висимость от меняющейся сте пени
лояльности правительств и исторических катаклизмов
в странах проживания. Чувства и переживания адыг-
ских (черкес ских) изгнанников понимаются легче,
имея примеры того, как миллионы российских соотече-
ственников, в одночасье оказав шихся за рубежами Ро-
дины, ис пытывают на себе унижение чести и достоинства,
ущемление в гражданских, политических и культурных
правах, становят ся объектами преследования по нацио-
нальному и конфессио нальному признакам.
Принципы гуманизма и дань уважения к праху без-
винно уби енных требуют признания и осуждения акта
геноцида адыг ского (черкесского) народа, совершенного
царским самодержа вием в ходе Кавказской войны и в
результате ее последствий.
Только соответствующая моральная оценка, данная
высшим представительным органом го сударства, а также
принятие нор мативного правового акта, закрепляющего
право депортированных потомков беспрепятственно
возвращаться на Родину, и оказа ние государственной
поддержки репатриантам могут стать основой для вос -
торжествования исторической справедливости по от-
ношению к адыгскому (черкесскому) народу, неотъем -
лемой составляющей единого полиэтничного Российского 79
государ ства, послужат укреплению искреннего доверия и
взаимопони мания между народами Респу блики Адыгея,
Российской Фе дерации в целом.
Как известно, Верховный Совет РСФСР принял в
1991 году Закон «О реабилитации репрессированных
народов», касаю щийся насильственно пересе ленных на-
родов России: карачаевцев, немцев, чеченцев, балкар цев
и др., положив начало вос становлению в законодательном
порядке прав репрессированных народов.
Государственная Дума Феде рального Собрания Рос-
сийской Федерации на примере при нятия Декларации
о поддерж ке российской диаспоры и о по кровительстве
российским со отечественникам также показа ла свое на-
мерение не оставать ся безучастной к судьбам наро дов,
населяющих наше Отече ство – Россию.
Выражаем надежду на то, что и вышеназванные
вопро сы, касающиеся восстановле ния исторической
справедливости по отношению к многостра дальному
адыгскому (черкес скому) народу, найдут понима ние
со стороны Государственной Думы путем принятия со -
ответствующих актов.
гор. Майкоп, 29 апреля 1996 г.
президент РА А. Джаримов
председатель Г-Х РА Е. Салов80
пОСТАНОВлЕНИЕ
Народного Собрания – парламента
Республики Абхазия
«Об акте депортации абхазов (абаза) в XIX веке»
Колониальная политика Российской империи в годы
Рус ско-Кавказской войны (1817–1867) и в последующие
пе риоды нанесла абхазскому (абаза) народу, его генофонду
непоправимый урон. За уча стие в борьбе за свободу и
неза висимость своей страны часть этноса была физически
истреблена, 80 процентов из уцелев ших были изгнаны в
Османскую империю.
В результате войны, неодно кратных карательных
мер, из гнания абхазов (абаза) с истори ческой родины
полностью была опустошена Северо-Западная и Цен-
тральная Абхазия, исчезли жившие там этнографические
группы и территориальные общины садзов, ахчипсуйцев,
айбговерцев, цвиджев, псхувцев, гумцев, цебельдинцев,
дальцев и др., а также близкородственные абхазам (абаза)
убыхи, на селявшие территорию между реками Хоста и
Шахе, большин ство абазин (абаза), живших на Северном
Кавказе. В Абхазии лишь в виде отдельных этнических
анклавов остались бзыбцы, абжуйцы и самурзаканцы, на
Северном Кавказе – тапанта и ашхаруа. Депортированные
в XIX в. более 300 тысяч абхазов (абаза) по современному
меж дународному праву считаются беженцами.
Неисчислимые бедствия и страдания постигли
депортиро ванное население: десятки ты сяч людей стали
жертвами голо да, холода и эпидемий. Царизм изгнанных
абхазов (абаза) нео боснованно обвинил в «преда тельстве».
Им было отказано в возвращении на родину. Тысячи аб-
хазов, преодолевших неимо верные трудности, добирались
из Турции к берегам Абхазии, однако местная админи-
страция их отправляла обратно. Абха зы же, оставшиеся
в Абхазии, были объявлены «виновным» и «временным»
населением стра ны. Их лишали права селиться в Цен-
тральной и Прибрежной Абхазии, и за малейшее анти-
правительственное выступле ние им грозила опасность
пого ловной ссылки.81
Правда, российские вла сти в 1907 году сняли с аб-
хазов оскорблявшие их национальное достоинство ярлык
«виновно го» и статус «временного» населения, однако ни
царизм, ни меньшевистский режим Грузинской Демокра -
тической Ре спублики (1918–1921), ни власти Советской
Грузии, ни Правительство СССР не реша ли проблему
репатриации абха зов – многочисленные индивидуальные
и коллективные об ращения представителей абхаз ской
(абаза) диаспоры в адрес правительств вышеназванных
государств на предмет их воз вращения на историческую
ро дину, как правило, оставались без внимания. Власти
Грузии и их покровители в Кремле в то же самое время
осуществляли целенаправленные комплекс ные меры по
массовому пере селению в Абхазию грузин из Грузии и
ассимиляции оставшихся на своей исторической родине
абхазов.
На сегодняшний день ждут соответствующего ре-
шения от правительства Республики Абхазия более 4 тыс.
заявителей абхазской диаспоры на предмет возвращения
на историческую родину для сохранения родного языка,
национальной культуры, традиций и в целом этнического
самосознания.
Давая историческую и политико-правовую оценку ро-
ковым для абхазов (абаза) событиям XIX века, Народ ное
Собрание Республики Аб хазия постановляет:
1. Признать массовое истре бление и изгнание абхазов