Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
последующих конгрессах постоянно поднимался вопрос
о признании независимости Абхазии. Общественные ор-
ганизации регулярно выступали против экономической
блокады Абхазии. Созданный в Нальчике Союз абхаз-
ских добровольцев со временем превратился в самую
активную общественную организацию в республике и
широко отпраздно вал свое 15-летие вместе с призна-
нием независимости Абхазии. Абхазия со своей стороны
учредила постоянное представительство в Нальчике.
Признавая важную роль черкесской диаспоры в абхазо-
грузинском кон фликте, министр иностранных дел России
С. Лавров 31 июня 2008 года провел встречу с черкесскими
общественными лидерами Турции. На торжества, посвя -
щенные признанию Россией независимости Абхазии, в
авгу сте 2008 года в Сухум были приглашены делегации
из всех частей черкес ского мира. 96
Зимние Олимпийские игры в Сочи
и черкесский вопрос
Черкесская проблема, практически сошедшая с по-
литической повестки дня до того, как в 2007 г. Россия
выиграла право проведения Олимпиады, актуализиро-
валась вновь. Черкесский вопрос связан с Сочинской
олимпиадой несколькими символическими моментами.
По иронии судьбы Олимпийские игры в 2014 г. совпа-
дают с 150-й годовщиной поражения черкесов в Русско-
Кавказской войне, когда в 1864 г. царь Александр II
провозгласил победу России. Ежегодно 21 мая черкесы
во всем мире зажигают 101 свечу и проводят минуту
молчания в память о 101 годе войны. Город Сочи стал
ареной последних боев этой войны. Сочинский порт –
место, откуда черкесы были депортированы в Османскую
империю. Парад русских войск в связи с победой над
черкесами прошел 21 мая 1864 г. на Красной Поляне
(Кбаада по-черкесски), которая станет центром прове-
дения Олимпийских игр.
Ситуация осложнилась преимущественно из-за не-
правильной информационной компании организаторов
Олимпиады. С самого начала организаторы Олимпиады
проигнорировали исторический период присутствия чер-
кесов в регионе. Несмотря на официальное обращение
Парламента Адыгеи, оргкомитет Олимпиады отказался
от использования черкесской символики во время Игр.
Кабардино-Балкария, Адыгея и Карачаево-Черкесия не
были задействованы также в экономических проектах
Олимпиады ни в качестве строительства дорог к Сочи из
Нальчика, Майкопа и Черкесска, ни в плане проведения
части соревнований в Приэльбрусье или Лаго-Наки.
В 2011 году Парламент Грузии признал геноцид чер-
кесов. Это стало своеобразным симметричным ответом
Грузии на признание Россией Абхазии и Южной Осетии.
Первое признание геноцида страной – членом ООН во
многом изменило отношение черкесского мира к Грузии в
положительную сторону. Таким образом, Россия упустила
благоприятную возможность использовать всеобщую 97
благожелательность черкесского мира, сложившуюся
сразу после признания независимости Абхазии.
Международная Черкесская Ассоциация неодно-
кратно обращалась к руководству страны по вопросу
включения в информационный контекст и программу
подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи
компонентов истории и культуры черкесов, как коренного
народа Российского Причерноморья. Однако до сих пор
ответа не последовало. Поэтому в последнем обращении
МЧА к Президенту РФ Д. А. Медведеву от 27 декабря
2011 г. говорится: «Подобное невнимание к общественно
значимому для одного из российских народов вопросу,
вместе с продолжающейся спекуляцией на черкесской
трагедии, игнорированием и фальсификацией истори-
ческих фактов в информационном поле, формируемом
вокруг Олимпиады, способствует созданию повода для
радикальных настроений у определенной части россий-
ских и зарубежных черкесов». Политика замалчивания,
безусловно, снижает уровень доверия черкесов к феде-
ральным властям, что в свою очередь может быть исполь-
зовано деструктивными силами в целях дестабилизации
обстановки на Юге России.
Вместе с тем большинство черкесов как в России,
так и за рубежом уверено, что только современная Россия
может исправить допущенную в XIX веке несправед-
ливость по отношению к черкесам. Многие черкесские
организации по-прежнему считают главным приоритетом
признание геноцида именно Россией.
Заключение
Окончание холодной войны положило начало знаме-
нательной эре в раз витии черкесского мира. Важнейшим
достижением черкесской нации стали объединение
усилий на международном уровне и ответ на вызовы но-
вого времени с позиции своих национальных интересов.
Идеология новой эры сформировала три стратегические
задачи черкесского мира – признание геноцида, объеди-
нение черкесских территорий в единый субъект в составе
Российской Федерации и возвращение соотечественников
на родину.
7 Заказ № 20098
Налицо зна чительные достижения в международном
черкесском движении – разви тие государственного строи-
тельства в трех черкесских республиках, начало репа-
триации диаспоры, признание геноцида Грузией и осо-
бенно признание Россией независимости Аб хазии. Эти
события имели решающее значение для формирования
современного черкесского мира. Национальные обще -
ственные движения ставят в своих программах такие
тактические задачи, как перепись населения черкесов в
диа споре, проведение международных черкесских Олим-
пийских игр и др.
Важнейшим условием развития черкесского мира яв-
ляется позитивное отношение к нему со стороны России.
И в связи с этим вселяет надежду тот несомненный факт,
что позиции России в черкесском мире в последние де-
сятилетия ориентированы на помощь и сотрудничество.
Только Россия может помочь черкесскому миру решить
его стратегические задачи.
Очевидно, что главные проблемы черкесов еще не
решены. И ответы черкесско го мира на вызовы нового
времени демонстрируют основные тенденции развития мо -
билизации и самоидентификации черкесской нации.
См. сб.: «Этнополитические и религиозные проблемы
Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы
решения». Нальчик, 2011. С. 66–78.99
Е. Невельская
ЧЕРКЕССКИЙ ВОпРОС: пОИСКИ ОТВЕТА
Не подлежит сомнению, что вокруг черкесского во-
проса, заключающегося прежде всего в преодолении
трагических для побежденных последствий Кавказской
войны 1763–1864 годов, сконструировано заметное ко-
личество исторических и псевдоисторических мифов.
Значительная их часть сформирована внутри самого чер -
кесского об щества, в том числе представи телями акаде-
мических и поли тических кругов.
Вместе с тем следует под черкнуть, что способность к
мифотворчеству не является эксклюзивной культурной
осо бенностью кавказских наро дов. В результате черкес-
ский вопрос в настоящее время является поводом для
создания не только эндогенных, но и в не меньшей сте-
пени экзоген ных мифов.
Наиболее устойчивым и рас пространенным среди
мифов яв ляется следующий: черкесский вопрос возник
лишь с момента ре шения МОК о проведении Белой Олим-
пиады –2014 в г. Сочи. Из вестно, что в его окрестностях,
на территории современного посел ка Красная Поляна,
21 мая 1864 года состоялось последнее сражение Кавказ -
ской войны, став шее началом трагического (в том числе
и насильственного) исхода большей части черкесского
и аб хазского народов за пределы Рос сийской империи.
Особо подчеркивается замет ное участие в иницииро-
вании и чрезмерной политизации черкесского вопроса
различных поли тических, в том числе враждеб ных сил,
находящихся за предела ми Российской Федерации.
Безусловно, полностью отрицать роль олимпийского
фактора в сегодняшнем обострении про блемы, как и уча-
стие в процес се внешних сил, было бы нелепо. Вместе с
тем попытки реабилита ции абхазского, адыгского и аба-
зинского народов (общее иноназвание – черкесы) впервые
были предприняты еще в рамках Горской Республики в
1918 году.
Кроме того, в течение послед них 25 лет состоялся ряд
знамена тельных событий, непосредствен но связанных с
7*100
черкесским вопро сом, что служит убедительным свиде-
тельством несостоятельно сти данного экзогенного мифа
в целом.
Так, еще в 1989 году группа молодых активистов
Народно го форума Абхазии «Аидгылара» («Единство»)
предприняла по пытку установления памятного знака
в Красной Поляне к 125-лет ней годовщине окончания
Кавказ ской войны. После достижения соответствующих
договоренно стей с администрацией г. Сочи и жителями
поселка был изготовлен небольшой гранитный обе лиск
с надписью «Памяти павших в Кавказской войне 1763–
1864 го дов».
Между тем, когда инициатив ная группа прибыла в
Красную Поляну для установления памят ного знака, там
находились уже другие представители сочинской адми-
нистрации, которые запретили мероприятие. Памятный
ка мень и сегодня находится на тер ритории Храмового
комплекса в г. Пицунде Республики Абхазия.
В тот же день на набережной столицы Абхазии г. Сухум
(ныне Набережная мухаджиров) активистами «Аидгы -
лара» был заложен памятный знак на месте, выбран ном
для установления памятника изгнанникам- мухаджирам.
Этот проект был осуществлен в 2010 году (автор мону-
мента – Г. Лакоба).
21 мая как День памяти и скорби в последние четверть
века от мечался и отмечается массовыми мероприятиями
как в Абхазии, так и в ряде субъ ектов Российской Фе-
дерации, в местах исторической локализа ции черкес-
ского народа: Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-
Черкесии.
Общественные организации черкесов за эти годы на-
правили целый ряд петиций о необходимости решения
проблемы как к Пре зиденту и Федеральному Собра нию
РФ, так и к международным организациям – ОНН и
Европарламенту, проведение при котором ежегодных
«черкесских дней» стало уже традицией.
Принятие обращений и проведение массовых
мероприятий стали традиционными и для нацио нальных
организаций многомил лионной черкесской и абхазской 101
диаспоры, проживающей в Турции, Иордании, Сирии,
Израиле, Германии, США и других стра нах мира.
Особенно существенно, что в минувшие два десяти-
летия чер кесский вопрос находился в фокусе внимания
не только общественности, но и органов государствен ной
власти субъектов Российской Федерации и Республики
Абха зия.
7 февраля 1992 года было при нято постановление
Верховно го Совета Кабардино-Балкарской ССР об осуж-
дении геноцида чер кесов в годы Кавказской войны.
15 октября 1997 года аналогичное постановление
было принято На родным Собранием – Парламентом
Республи ки Абхазия.
29 апреля 1996 года Госсовет – Хасэ Респу блики
Адыгея обратился к Государственной Думе РФ с требо-
ванием признания геноцида черкесов на фе деральном
уровне.
Болезненно острое отноше ние черкесов к созданию на
тер ритории Красной Поляны горно лыжного комплекса
и перспек тиве проведения в г. Сочи и его окрестностях
Белой Олимпиады стало отправной точкой для создания
еще одного экзогенного мифа: о некоей особой щепетиль-
ности кавказцев по отношению к ме стам, казалось бы,
давным-давно отгремевших и забытых битв.
Безусловно, народ, которому слишком хорошо из-
вестны по тенциальные возможности бесче ловечности,
острее воспринимает малейшие ее проявления. Между
тем было бы неверным полагать, что стремление черкесов
и абхазов добиться достойного отношения к знаковым
местам их националь ной истории и памяти павших со-
племенников объясняется особенностями их этнической
психоло гии и культуры. Напротив, подоб ное стремление
является общече ловеческим и свойственно, в том числе
и русскому народу.
Достаточным подтверждением может служить воз-
мущенное от ношение нашей общественности к конф-
ликтной ситуации, вызванной планом постройки дачного
поселка на территории Бородин ского поля. Наиболее
яркой стала реакция известного русского поэта Андрея
Дементьева:102
ПОЗОРНыЙ ТОРГ
Торгаши продают Бородинское поле.
Наша горькая память идет с молотка.
Эту землю, омытую кровью и болью,
Расчленяют, словно старую тушу быка.
По великому полю настроят заборы...
И российские воины, павшие здесь,
Из далекой дали вслед посмотрят с укором
На манкуртов, утративших совесть и честь.
Что молчишь ты, любимая матерь-Россия?
Ведь сыны твои здесь защищали тебя.
Или ты сохранить нашу славу не в силах?
Иль живешь ты, уже никого не любя?
Если первую строку этого сти хотворения, проникну-
того высо ким духом патриотизма и граж данственности,
изменить на «Тор гаши распоясались в Красной По ляне»,
то им в полной мере можно проиллюстрировать чувства,
которые современные черкесы испы тывают к происходя-
щему там, где 150 лет назад героически пали не только
черкесские, но и русские воины!
Следует особо подчеркнуть, что Бородинское сражение
состо ялось на полвека раньше – 200 лет назад и было
проиграно русской армией, как сражение на Красной По-
ляне было проиграно черкес ским народным ополчением.
Оче видно, «не одними победами горд человек», и память
о столь зна чимых для национальной исто рии событиях,
как правило, весь ма долгая.
Трудно предполагать, что, при нимая решение о по-
даче заявки на проведение зимней Олимпиады в Сочи,
российское руководство ис ходило из некоей кощун-