Проблема черкесского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад

Краткое описание

В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема черкесского народа.docx

— 179.73 Кб (Скачать файл)

ственной злонамеренности. Скорее, тут дело в элемен-

тарной неосведомленно сти, и это уже серьезный упрек

оте чественным академическому и экс пертному сообще-

ствам. Тем не ме нее реалии таковы, что отзыв заяв ки

нанесет серьезнейший ущерб международному престижу

Рос сии.

В этой непростой ситуации луч шим выходом, по-

зволяющим снять остроту проблемы, могло бы стать

принятие компенсаторных мер в рамках комплексной 103

и последова тельной политики РФ по решению наиболее

острых проблем черкес ского народа: демографических,

территориальных, политических, экономических, куль-

турных.

В рамках этой политики пред ставляется разумным

объедине ние черкесов в рамках одного фе дерального

округа, включив в со став СКФО Краснодарский край и

Республику Адыгея.

Восстановить прежнее наиме нование Шапсугского

националь ного района (ныне – Лазаревский район Крас-

нодарского края), де монтировать памятник генералу

Лазареву и запретить установление памятников наиболее

одиозным царским генералам времен Кавказской войны

на территории СКФО.

Решить весьма острый земель ный вопрос в КБР.

После окончания Русско-Кавказской войны пре-

делы Рос сийской империи вынуждено было покинуть

значительное число чер кесов и абхазов – по некоторым

данным, до 90 процентов народо населения. Понятно, что

возвраще ние потомков мухаджиров на исто рическую

родину – одна из основ ных составляющих черкесского

во проса.

Вместе с тем программа РФ по возвращению

соотечественни ков предусматривает льготы, в том числе

и облегченный порядок пре доставления гражданства

тем соот ечественникам, которые направля ются для про-

живания в определен ные регионы РФ, в число которых

не входят респу блики Северного Кавказа. Между тем

возвращение именно на родину предков является прин-

ципиальным для черкесской диаспоры.

Следует ожидать, что последние события в араб-

ских странах, где проживает значительное число чер -

кесов диаспоры, могут актуализировать эту проблему.

В связи с этим необходимо внести изменения в За кон

РФ о правовом положении ино странных граждан в РФ

и Государ ственную программу РФ по воз вращению со-

отечественников, о льготах черкесам-репатриантам.

В рамках этого проекта необхо димо также создать

единое инфор мационное пространство для черкесов РФ

и диаспоры: российский спутниковый канал с вещанием 104

на черкесском языке. Формирова нию благоприятного

имиджа РФ в мире, притоку в страну инвестиций по-

служат создание сети россий ских культурных центров в

странах диаспоры по обучению русскому и черкесскому

языкам, поддержка и активизация контактов с чер -

кесскими национальными органи зациями, системное

привлечение черкесов в российские вузы.

Гарантией реализации этой комплексной государ-

ственной по литики должно стать принятие Федеральным

Собранием Россий ской Федерации Закона РФ о мерах по

государственной поддерж ке черкесского народа (в ко-

тором следует официально утвердить общее иноназвание

абхазо-адыгских народов – «черкесы»), где четко обо-

значить имеющиеся проблемы и предусмотреть порядок

их реше ния.

Достойным шагом стало бы внесение 21 мая в число

памятных дат РФ как Дня памяти павших в Кавказской

войне 1763–1864 го дов, установление памятного зна ка

в Красной Поляне, проведение там 21 мая 2014 года, в

150-летнюю годовщину окончания  Кав казской войны,

Дня общенацио нальной памяти, скорби и прими рения.

Было бы гораздо справед ливее поклониться в такой день

па мяти простых русских солдат, чем возводить памят-

ники прославлен ным жестокостью генералам.

Нельзя забывать и о чрезмерной активности вокруг

черкесского во проса, проявленной в последние годы Рес-

публикой Грузия. Изменение позиции РФ, конкретные

дей ствия, направленные на решение проблемы, позволят

успешно про тивостоять недружественным уси лиям со-

седнего государства и его политических покровителей.

Что же до собственно Олимпи ады-2014, то органи-

зация ее меро приятий в этнографическом чер кесском

ключе не только сделает ее оригинальным, единственным

в своем роде праздником мира и спорта, но и послужит

развенча нию еще одного устойчивого эк зогенного мифа о

российском Кав казе, сформированного за преде лами нашей

страны. В нем Кавказ неизменно представляется зоной

перманентного вооруженного кон фликта и агрессивной

исламской экспансии, на которую в свою оче редь обрушена

вся репрессивная мощь Российского государства.105

Включение черкесского и абхаз ского культурного на-

следия в церемонии открытия и закрытия Игр, создание

черкесской этнографи ческой деревни, отражение наци о -

нальных мотивов в олимпийской символике и другой

сувенирной продукции позволят представить мировой

общественности Кавказ как полноправный регион Россий-

ской Федерации, где государствен ная политика направ-

лена на сохранение прав и самобытности насе ляющих

его народов.

Очевидно, что дальнейший от каз от решения чер-

кесского вопро са не только осложнит ситуацию вокруг

Олимпиады-2014, но и, что гораздо важнее, сохранит

его как фактор дестабилизации обстановки не только в

регионе, но и на всей территории страны.

Что же до собственно Олимпи ады, то придание ее

культурной составляющей черкесского этнографического

характера позволит ей стать ярким и запоминающимся

международным мероприятием, успешно работающим

на улучше ние имиджа России в мире.

См. сб.: «Этнополитические и религиозные проблемы

Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы

решения». Нальчик, 2011. С. 51–57.106

М. Крайсветный

ВРЕмя СДЕлАТь СлЕДуюЩИЙ шАГ...

Длительное время изучая историю и менталитет

народов Кавказа, я пришел к убеждению, что истоки

различных современ ных этнополитических проблем на

Северном Кавказе напрямую связаны с не столь далеким

историческим прошлым. А решать многие серьезные

проблемы сле дует не силовым путем, а прежде всего в

морально-нравственном аспекте.

Геополитические интересы царской Российской

империи об условили вхождение Кавказа в ее состав. Но

это вхождение далеко не всегда совпадало с интересами

самих горских народов.

Надо признать, что зачастую имперские амбиции

России в от ношении Кавказа были реали зованы за счет

многочисленных потоков слез и крови многих кав казских

народов. И было бы наивно предполагать, что эти слезы не

передадутся с молоком мате ри будущим поколениям.

Конечно, со временем чувство боли затихало, видоиз-

менялось и приспосабливалось к существующим новым

режимам и ситуациям, но не исчезало совсем, и затаенная

обида и неприязнь к России и русским оставались.

На Кавказе наверняка еще и сейчас найдется немало

стариков, которым о Кавказской вой не и ее итогах рас-

сказывали не только деды, но и отцы. И это можно и

нужно понять тем, кто отвечает за этот регион и пыта-

ется строить новые отношения между кавказскими на-

родами и Россией.

Следует, наконец, признать, что Россия сама во

многом виновата в том, что один из уникаль ных регионов,

можно сказать, генетической ксенофилии превра щается

в регион ксено- и русофобии. И ведь страдают от этого

сами же русские.

Нужно отметить, что Кавказ – дело не только тонкое,

но и очень чувствительное. Кавказцы очень тонко чув-

ствуют всю фальшь и лицемерие навязываемых отно-

шений и адекватно реагируют на это.107

Но им нет и равных в прояв лении сердечности и

дружелю бия при возникновении отноше ний на основе

«открытого серд ца и чистых помыслов».

Взаимоотношения на Кавказе исходят из принципа

взаимоува жения, основанного не на страхе или силе,

а на понимании тези са, что если хочешь уважения, то

научись уважать другого. Неза висимо от националь-

ности, язы ка, вероисповедания, собственных традиций

и привычек нау чись понимать и уважать любого дру-

гого человека и тогда будешь понят и уважаем другими.

Толь ко опираясь на такую заповедь, можно заслужить

действительно уважительное отношение практически у

всех народов Кавказа.

Недаром человеколюбие и че ловечность являются

первым и главнейшим принципом любых взаимоот-

ношений у одного из наиболее уважаемых на Кавказе

народов – черкесов. И это надо помнить всегда и этим

руковод ствоваться в своих действиях.

Основой всех современных разногласий и конфликтов

ста ла не столь далекая и длившая ся более века Русско-

Кавказская война. Можно понять геополитические

интересы России в данном регионе. Политические и

торгово-экономические перспек тивы, открывавшиеся

при вла дении данными территориями, обуславливали

необходимость ее закрепления в Черноморском бас-

сейне, не допуская усиления здесь Турции. В результате

мно голетних локальных войн России удалось одержать

победу над ря дом кавказских народов.

Некоторые народы «добровольно» пошли под «руку

Рос сии», но часть их, особенно так называемые «демо-

кратиче ские» черкесские племена, оказали длительное

и упорное сопро тивление. Это были прежде всего шап-

суги, натухаевцы, абадзехи, убыхи и целый ряд других.

Боевые действия начались еще в 1830 году, но особенно

активные проходили в период 1859–1864 гг.

Нужно отметить, что великие державы Россия и

Турция, воюя между собой, разменивались тер риторией

черкесов – Черкесией, хотя ни та, ни другая не имели

на это никаких юридических или политических прав.

Черкесия всегда оставалась независимой и непокоренной 108

ни одной держа вой. Так произошло и в очередной войне

России и Турции.

По Адрианопольскому мир ному договору от 14 сен-

тября 1829 г. все Черноморское побе режье Кавказа отошло

к России. Естественно, эта передача была сделана без учета

мнения самих черкесов – натухаевцев, шапсу гов, убыхов

и абазин, которым принадлежали эти земли. Поэто му

России и пришлось добивать ся своего «права» на вновь

полу ченные земли оружием. Отча янное сопротивление

горцев не являлось показателем какой-то особой нена-

висти к русским, а было просто борьбой с захват чиками.

Для черкесов это была национально-освободительная

война, что и объясняет их стой кое сопротивление. По

словам самих черкесов, они бы столь же ожесточенно и

самоотвержен но сражались с англичанами и французами,

если бы те посягну ли на их родину.

Боевые действия проходили с переменным успехом

и не вызывали каких-то особых нарека ний, кроме того,

что русская ар мия широко применяла непри вычную

для горцев человеконе навистническую тактику. Пол-

ностью сжигались и уничтожались дома и посевы, вы -

рубались сады и виноградники, захваты вался или уни-

чтожался скот, что по горским обычаям считалось не-

допустимым. Русскими вой сками применялась тактика

«выжженной земли». Очень жесткой была и морская

блокада побере жья.

Но война есть война. В ре зультате кровопролитных

боев и стычек Россия одержала победу и окончательно

утвердилась на Кавказе и Черноморском побе режье. Но

эта победа досталась России с огромным трудом. Гео-

политические амбиции «легкого» присоединения За-

падного Кавка за к Российской империи в Кав казской

войне потерпели фиаско. Как еще в 1860 г. с изумлением

отмечал генерал Р. А. Фадеев: «Боевая, испытанная, на

все го товая 280-тысячная армия, с ко торой можно было

разгромить весь материк от Египта до Япо нии, была на

весах европейской политики обращена в нуль враж дебной

независимостью кавказ ского населения».

Огромная и «великая» Россий ская империя на пять

лет споткнулась об остатки черкесско го населения При-109

черноморья. Последние вооруженные стыч ки с горцами

продолжались до начала мая 1864 г., и уже 21 мая на

Красной Поляне (в местности Кбааде) состоялся парад

в честь окончания Русско-Кавказской войны. Была вы-

пущена наград ная медаль «За покорение Западного Кав -

каза. 1859–1864 гг.», которую по справедливости можно

назвать медалью позора.

Но еще в ходе боевых действий царское правительство

приняло решение о выселении всех горцев с захваченных

терри торий. Это было вызвано «политической необходи -

мостью» изба вить себя в дальнейшем от угрозы восстаний

и выступлений гор цев. Побежденным предлагались ва-

рианты переселения в прикубанские плавни и болота или

в Турцию. Переселение с побе режья и гор в болотистую

местность означало для горцев неми нуемую гибель в не-

привычных условиях. От этого варианта чер кесы были

вынуждены отказать ся. Второй вариант предусматри вал

переселение в Турцию.

Нежелание черкесов поки дать свои родные места не

учи тывалось никем. Конечно, можно говорить о пере-

селении как об обычной практике того времени, приме-

няемой многими государ ствами в своих захватнических

действиях. Тому пример – индей цы в США, но там под

резерва ции отводились все же родные земли. Но полно-

стью выгнать на род из своей страны в другую не доду-

мался, кроме нас, никто. И именно этот шаг Российской

им перии является самым позорным и античеловеческим

поступком.

Дореволюционные и совет ские историки пытались

выдать выселение в Турцию как «добровольный выбор»

черкесов. Им ведь был предложен выбор ме ста, но они

Информация о работе Проблема черкесского народа