Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
ственной злонамеренности. Скорее, тут дело в элемен-
тарной неосведомленно сти, и это уже серьезный упрек
оте чественным академическому и экс пертному сообще-
ствам. Тем не ме нее реалии таковы, что отзыв заяв ки
нанесет серьезнейший ущерб международному престижу
Рос сии.
В этой непростой ситуации луч шим выходом, по-
зволяющим снять остроту проблемы, могло бы стать
принятие компенсаторных мер в рамках комплексной 103
и последова тельной политики РФ по решению наиболее
острых проблем черкес ского народа: демографических,
территориальных, политических, экономических, куль-
турных.
В рамках этой политики пред ставляется разумным
объедине ние черкесов в рамках одного фе дерального
округа, включив в со став СКФО Краснодарский край и
Республику Адыгея.
Восстановить прежнее наиме нование Шапсугского
националь ного района (ныне – Лазаревский район Крас-
нодарского края), де монтировать памятник генералу
Лазареву и запретить установление памятников наиболее
одиозным царским генералам времен Кавказской войны
на территории СКФО.
Решить весьма острый земель ный вопрос в КБР.
После окончания Русско-Кавказской войны пре-
делы Рос сийской империи вынуждено было покинуть
значительное число чер кесов и абхазов – по некоторым
данным, до 90 процентов народо населения. Понятно, что
возвраще ние потомков мухаджиров на исто рическую
родину – одна из основ ных составляющих черкесского
во проса.
Вместе с тем программа РФ по возвращению
соотечественни ков предусматривает льготы, в том числе
и облегченный порядок пре доставления гражданства
тем соот ечественникам, которые направля ются для про-
живания в определен ные регионы РФ, в число которых
не входят респу блики Северного Кавказа. Между тем
возвращение именно на родину предков является прин-
ципиальным для черкесской диаспоры.
Следует ожидать, что последние события в араб-
ских странах, где проживает значительное число чер -
кесов диаспоры, могут актуализировать эту проблему.
В связи с этим необходимо внести изменения в За кон
РФ о правовом положении ино странных граждан в РФ
и Государ ственную программу РФ по воз вращению со-
отечественников, о льготах черкесам-репатриантам.
В рамках этого проекта необхо димо также создать
единое инфор мационное пространство для черкесов РФ
и диаспоры: российский спутниковый канал с вещанием 104
на черкесском языке. Формирова нию благоприятного
имиджа РФ в мире, притоку в страну инвестиций по-
служат создание сети россий ских культурных центров в
странах диаспоры по обучению русскому и черкесскому
языкам, поддержка и активизация контактов с чер -
кесскими национальными органи зациями, системное
привлечение черкесов в российские вузы.
Гарантией реализации этой комплексной государ-
ственной по литики должно стать принятие Федеральным
Собранием Россий ской Федерации Закона РФ о мерах по
государственной поддерж ке черкесского народа (в ко-
тором следует официально утвердить общее иноназвание
абхазо-адыгских народов – «черкесы»), где четко обо-
значить имеющиеся проблемы и предусмотреть порядок
их реше ния.
Достойным шагом стало бы внесение 21 мая в число
памятных дат РФ как Дня памяти павших в Кавказской
войне 1763–1864 го дов, установление памятного зна ка
в Красной Поляне, проведение там 21 мая 2014 года, в
150-летнюю годовщину
Дня общенацио нальной памяти, скорби и прими рения.
Было бы гораздо справед ливее поклониться в такой день
па мяти простых русских солдат, чем возводить памят-
ники прославлен ным жестокостью генералам.
Нельзя забывать и о чрезмерной активности вокруг
черкесского во проса, проявленной в последние годы Рес-
публикой Грузия. Изменение позиции РФ, конкретные
дей ствия, направленные на решение проблемы, позволят
успешно про тивостоять недружественным уси лиям со-
седнего государства и его политических покровителей.
Что же до собственно Олимпи ады-2014, то органи-
зация ее меро приятий в этнографическом чер кесском
ключе не только сделает ее оригинальным, единственным
в своем роде праздником мира и спорта, но и послужит
развенча нию еще одного устойчивого эк зогенного мифа о
российском Кав казе, сформированного за преде лами нашей
страны. В нем Кавказ неизменно представляется зоной
перманентного вооруженного кон фликта и агрессивной
исламской экспансии, на которую в свою оче редь обрушена
вся репрессивная мощь Российского государства.105
Включение черкесского и абхаз ского культурного на-
следия в церемонии открытия и закрытия Игр, создание
черкесской этнографи ческой деревни, отражение наци о -
нальных мотивов в олимпийской символике и другой
сувенирной продукции позволят представить мировой
общественности Кавказ как полноправный регион Россий-
ской Федерации, где государствен ная политика направ-
лена на сохранение прав и самобытности насе ляющих
его народов.
Очевидно, что дальнейший от каз от решения чер-
кесского вопро са не только осложнит ситуацию вокруг
Олимпиады-2014, но и, что гораздо важнее, сохранит
его как фактор дестабилизации обстановки не только в
регионе, но и на всей территории страны.
Что же до собственно Олимпи ады, то придание ее
культурной составляющей черкесского этнографического
характера позволит ей стать ярким и запоминающимся
международным мероприятием, успешно работающим
на улучше ние имиджа России в мире.
См. сб.: «Этнополитические и религиозные проблемы
Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы
решения». Нальчик, 2011. С. 51–57.106
М. Крайсветный
ВРЕмя СДЕлАТь СлЕДуюЩИЙ шАГ...
Длительное время изучая историю и менталитет
народов Кавказа, я пришел к убеждению, что истоки
различных современ ных этнополитических проблем на
Северном Кавказе напрямую связаны с не столь далеким
историческим прошлым. А решать многие серьезные
проблемы сле дует не силовым путем, а прежде всего в
морально-нравственном аспекте.
Геополитические интересы царской Российской
империи об условили вхождение Кавказа в ее состав. Но
это вхождение далеко не всегда совпадало с интересами
самих горских народов.
Надо признать, что зачастую имперские амбиции
России в от ношении Кавказа были реали зованы за счет
многочисленных потоков слез и крови многих кав казских
народов. И было бы наивно предполагать, что эти слезы не
передадутся с молоком мате ри будущим поколениям.
Конечно, со временем чувство боли затихало, видоиз-
менялось и приспосабливалось к существующим новым
режимам и ситуациям, но не исчезало совсем, и затаенная
обида и неприязнь к России и русским оставались.
На Кавказе наверняка еще и сейчас найдется немало
стариков, которым о Кавказской вой не и ее итогах рас-
сказывали не только деды, но и отцы. И это можно и
нужно понять тем, кто отвечает за этот регион и пыта-
ется строить новые отношения между кавказскими на-
родами и Россией.
Следует, наконец, признать, что Россия сама во
многом виновата в том, что один из уникаль ных регионов,
можно сказать, генетической ксенофилии превра щается
в регион ксено- и русофобии. И ведь страдают от этого
сами же русские.
Нужно отметить, что Кавказ – дело не только тонкое,
но и очень чувствительное. Кавказцы очень тонко чув-
ствуют всю фальшь и лицемерие навязываемых отно-
шений и адекватно реагируют на это.107
Но им нет и равных в прояв лении сердечности и
дружелю бия при возникновении отноше ний на основе
«открытого серд ца и чистых помыслов».
Взаимоотношения на Кавказе исходят из принципа
взаимоува жения, основанного не на страхе или силе,
а на понимании тези са, что если хочешь уважения, то
научись уважать другого. Неза висимо от националь-
ности, язы ка, вероисповедания, собственных традиций
и привычек нау чись понимать и уважать любого дру-
гого человека и тогда будешь понят и уважаем другими.
Толь ко опираясь на такую заповедь, можно заслужить
действительно уважительное отношение практически у
всех народов Кавказа.
Недаром человеколюбие и че ловечность являются
первым и главнейшим принципом любых взаимоот-
ношений у одного из наиболее уважаемых на Кавказе
народов – черкесов. И это надо помнить всегда и этим
руковод ствоваться в своих действиях.
Основой всех современных разногласий и конфликтов
ста ла не столь далекая и длившая ся более века Русско-
Кавказская война. Можно понять геополитические
интересы России в данном регионе. Политические и
торгово-экономические перспек тивы, открывавшиеся
при вла дении данными территориями, обуславливали
необходимость ее закрепления в Черноморском бас-
сейне, не допуская усиления здесь Турции. В результате
мно голетних локальных войн России удалось одержать
победу над ря дом кавказских народов.
Некоторые народы «добровольно» пошли под «руку
Рос сии», но часть их, особенно так называемые «демо-
кратиче ские» черкесские племена, оказали длительное
и упорное сопро тивление. Это были прежде всего шап-
суги, натухаевцы, абадзехи, убыхи и целый ряд других.
Боевые действия начались еще в 1830 году, но особенно
активные проходили в период 1859–1864 гг.
Нужно отметить, что великие державы Россия и
Турция, воюя между собой, разменивались тер риторией
черкесов – Черкесией, хотя ни та, ни другая не имели
на это никаких юридических или политических прав.
Черкесия всегда оставалась независимой и непокоренной 108
ни одной держа вой. Так произошло и в очередной войне
России и Турции.
По Адрианопольскому мир ному договору от 14 сен-
тября 1829 г. все Черноморское побе режье Кавказа отошло
к России. Естественно, эта передача была сделана без учета
мнения самих черкесов – натухаевцев, шапсу гов, убыхов
и абазин, которым принадлежали эти земли. Поэто му
России и пришлось добивать ся своего «права» на вновь
полу ченные земли оружием. Отча янное сопротивление
горцев не являлось показателем какой-то особой нена-
висти к русским, а было просто борьбой с захват чиками.
Для черкесов это была национально-освободительная
война, что и объясняет их стой кое сопротивление. По
словам самих черкесов, они бы столь же ожесточенно и
самоотвержен но сражались с англичанами и французами,
если бы те посягну ли на их родину.
Боевые действия проходили с переменным успехом
и не вызывали каких-то особых нарека ний, кроме того,
что русская ар мия широко применяла непри вычную
для горцев человеконе навистническую тактику. Пол-
ностью сжигались и уничтожались дома и посевы, вы -
рубались сады и виноградники, захваты вался или уни-
чтожался скот, что по горским обычаям считалось не-
допустимым. Русскими вой сками применялась тактика
«выжженной земли». Очень жесткой была и морская
блокада побере жья.
Но война есть война. В ре зультате кровопролитных
боев и стычек Россия одержала победу и окончательно
утвердилась на Кавказе и Черноморском побе режье. Но
эта победа досталась России с огромным трудом. Гео-
политические амбиции «легкого» присоединения За-
падного Кавка за к Российской империи в Кав казской
войне потерпели фиаско. Как еще в 1860 г. с изумлением
отмечал генерал Р. А. Фадеев: «Боевая, испытанная, на
все го товая 280-тысячная армия, с ко торой можно было
разгромить весь материк от Египта до Япо нии, была на
весах европейской политики обращена в нуль враж дебной
независимостью кавказ ского населения».
Огромная и «великая» Россий ская империя на пять
лет споткнулась об остатки черкесско го населения При-109
черноморья. Последние вооруженные стыч ки с горцами
продолжались до начала мая 1864 г., и уже 21 мая на
Красной Поляне (в местности Кбааде) состоялся парад
в честь окончания Русско-Кавказской войны. Была вы-
пущена наград ная медаль «За покорение Западного Кав -
каза. 1859–1864 гг.», которую по справедливости можно
назвать медалью позора.
Но еще в ходе боевых действий царское правительство
приняло решение о выселении всех горцев с захваченных
терри торий. Это было вызвано «политической необходи -
мостью» изба вить себя в дальнейшем от угрозы восстаний
и выступлений гор цев. Побежденным предлагались ва-
рианты переселения в прикубанские плавни и болота или
в Турцию. Переселение с побе режья и гор в болотистую
местность означало для горцев неми нуемую гибель в не-
привычных условиях. От этого варианта чер кесы были
вынуждены отказать ся. Второй вариант предусматри вал
переселение в Турцию.
Нежелание черкесов поки дать свои родные места не
учи тывалось никем. Конечно, можно говорить о пере-
селении как об обычной практике того времени, приме-
няемой многими государ ствами в своих захватнических
действиях. Тому пример – индей цы в США, но там под
резерва ции отводились все же родные земли. Но полно-
стью выгнать на род из своей страны в другую не доду-
мался, кроме нас, никто. И именно этот шаг Российской
им перии является самым позорным и античеловеческим
поступком.
Дореволюционные и совет ские историки пытались
выдать выселение в Турцию как «добровольный выбор»
черкесов. Им ведь был предложен выбор ме ста, но они