Проблема черкесского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад

Краткое описание

В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема черкесского народа.docx

— 179.73 Кб (Скачать файл)

(аба за) в XIX веке в Османскую  им перию геноцидом – 

тягчайшим преступлением против челове чества.

2. Признать согласно Кон  венции Генеральной Ассам-

блеи ООН от 28 июля 1951 года де портированных абхазов

(абаза) в XIX веке беженцами.

3. Признать незыблемым  право добровольного и 

беспре пятственного возвращения по томков депортиро-

ванных в XIX веке абхазов (абаза) на их исто рическую

родину.

4. Обратиться в ООН, ОБСЕ, СНГ, другие междуна-

родные организации, к Российскому государству как

правопреемни ку Российской империи и Со юза Советских

Социалистиче ских Республик с просьбой об оказании не-

6 Заказ № 20082

обходимой полити ческой, материальной и гуманитарной

помощи процессу до бровольной беспрепятственной ре-

патриации и интеграции потомков, депортированных в

XIX веке абхазов (абаза).

5. Поручить Комитету по  законодательству и Ко-

миссии по международным связям и свя зям с соотече-

ственниками На родного Собрания разработать проекты

законодательных актов о планомерной репатриации аб-

хазов (абаза).

6. Предложить Президенту  и Кабинету Министров 

Респу блики Абхазия при определе нии и реализации

основных на правлений внутренней и внешней политики

страны, учиты вая государственную важность репатри-

ации потомков абхаз ских беженцев XIX века, при нять

комплексную программу по репатриации и абсорбции

за рубежных абхазов (абаза).

7. Обратиться ко всем  ре спубликанским и местным 

ор ганам государственного управ ления, политическим

парти ям, общественным организа циям, хозяйственным

и ком мерческим структурам ока зать необходимую

политиче скую, морально-психологиче скую и матери-

альную помощь процессу репатриации абхазов (абаза).

8. Постановление опубликовать  в прессе, передать по 

ра дио и телевидению.

гор. Сухум, 15 октября 1997 г.

 Спикер НС-п РА 

С. Джинджолия

 

РЕЗОлюЦИя пАРлАмЕНТА ГРуЗИИ № 4701-Ic

О пРИЗНАНИИ ГЕНОЦИДА ЧЕРКЕСОВ,

ОСуЩЕСТВлЕННОГО РОССИЙСКОЙ ИмпЕРИЕЙ.

пАРлАмЕНТ ГРуЗИИ

– учитывая колониальную политику Российской им-

перии в отношении черкесов в период Русско-Кавказской

войны (1763–1864), когда политическим и военным ру-

ководством империи были заранее спланированы и впо-

следствии на черкесских территориях осуществлены

чистка по этническому признаку и планомерное засе-83

ление высвобожденных местностей другими этническими

группами;

– учитывая тот факт, что вследствие многократных

карательных военных экспедиций было физически ис-

треблено или изгнано с родины свыше 90 процентов чер-

кесского населения;

– учитывая многочисленные официальные документы

Российской империи, подтверждающие агрессивные

действия военных соединений империи во время Русско-

Кавказской войны, в частности: искусственно спрово-

цированные голод и эпидемии, преследовавшие целью

физическое уничтожение представителей мирного на-

селения черкесской национальности;

– учитывая Постановление Верховного Совета Кабар-

дино-Балкарской ССР «Об осуждении геноцида адыгов

(черкесов) в годы Русско-Кавказской  войны» от 7 февраля 

1992 года № 977-XII-В и давая  правовую и политическую 

оценку последствий Русско-Кавказской войны (1763–

1864);

– учитывая длительные исследования, которые в

данном случае установили как факт, так и намерение

геноцида п о с т а н о в л я е т:

1. Признать массовое истребление  черкесов (адыгов)

и их изгнание с исторической родины в период Русско-

Кавказской войны актом геноцида согласно Гаагской

IV конвенции «О законах  и обычаях сухопутной войны» 

от 18 октября 1907 года и Конвенции ООН «О предупреж-

дении преступления геноцида и наказании за него» от

9 декабря 1948 года.

2. Признать черкесов, депортированных  в период 

Русско-Кавказской войны и впоследствии, беженцами

согласно Конвенции ООН от 28 июля 1951 года «О ста-

тусе беженцев».

Тбилиси, 20 мая 2011 г.

 

6*84

IV. пРОБлЕмЫ И пуТИ РЕшЕНИя 

ЧЕРКЕССКОГО ВОпРОСА

Международная Черкесская Ассоциация

ЗАяВлЕНИЕ

№ 211

исполкома международной Черкесской Ассоциации

Дорогие соотечественники!

Исполком Международной Черкесской Ассоциации

обращается к вам в связи с приближающейся историче-

ской датой. 21 мая 2009 г. исполняется 145 лет со дня за-

вершения одной из самых длительных и кровопролитных

войн в истории нашей страны: войны царской России за

покорение Северного Кавказа. Как и всякая война, она

сопровождалась гибелью, страданиями и лишениями

многих людей и целых народов. Но больше всех в ней

понес потери адыгский (черкесский) народ, вместе с род-

ственными абхазо-абазинами.

Для адыгов Кавказская война стала национальной

катастрофой. Война унесла сотни тысяч жизней, затормо-

зила его дальнейшее социально-политическое развитие.

Девять десятых из оставшихся в живых были изгнаны со

своей исторической родины. Если сейчас на Российском

Кавказе проживает всего около 700 тыс. адыгов, то за

рубежом их свыше 6 миллионов.

Исторические процессы необратимы, но в памяти на-

родной трагедия той войны не забывается. И независимо

от того, сколько лет отделяет нас от тех событий, долг

памяти по отношению к героям, мученикам и жертвам

той войны, а также к изгнанникам-мухаджирам – нашим

предкам, священен! Мы всегда будем помнить о прине-

сенных нашим народом жертвах и сострадать им с сы-

новней преданностью.

Исторические повороты XIX века разбросали адыгов

по всему миру. И неизбежно вели к изломам судеб сотен

тысяч наших соотечественников. Однако адыгский народ 85

нашел в себе силы вновь возродиться. У него есть госу-

дарственность в составе Российской Федерации. Испы-

тания, выпавшие на долю не одного поколения соотече-

ственников, оказавшихся в изгнании, только обострили

чувство сопричастности к делам и судьбам своей истори-

ческой Родины и у нас есть сегодня сильная адыгская

(черкесская) диаспора, пользующаяся  заслуженным 

авторитетом в странах проживания.

Для нашего народа немыслимо спекулировать па-

мятью о прошлом ради сиюминутных, а тем более ко-

рыстных интересов. Нельзя забывать и о том, что война за-

кончилась в 1864 году и за этим последовали десятилетия

и десятилетия совместного социального и культурного

развития всех народов России, составляющих теперь

единое гражданское общество нашей страны.

Обращаясь к прошлому, сегодняшнее поколение

адыгов (черкесов) не собирается поворачиваться спиной к

будущему. А с точки зрения будущего нет абсолютно про-

тивоположных и несогласуемых подходов к истории.

Поэтому важнее не ломать копья по поводу прошлого,

а изучать его во всей полноте как совокупный опыт всех

адыгов и всего российского общества. Для нас изучать

и знать свою историю имеет смысл не для того, чтобы

прошлое властвовало над нами, а для того, чтобы взять

будущее под свой контроль.

Сегодня у нас есть все необходимое, чтобы уверенно

смотреть вперед – крепнущее демократическое федера-

тивное государство, опыт решения самых острых проблем

межнациональных отношений, понимание непреходящей

ценности единства и мира, стратегия экономического

развития, нацеленная на интересы человека. Поэтому мы

способны смело заглядывать в прошлое своей страны, не

замалчивая такие ее страницы, как Кавказская война.

Память о ней не разъединяет, а объединяет нас.

Международная Черкесская Ассоциация, выступая

за целостность и единство России, считает необходимым

в эти памятные и скорбные дни обратиться к Президенту

Российской Федерации, Федеральному Собранию, Прави-

тельству Российской Федерации с просьбой о выработке

и принятии специальной Программы по преодолению 86

последствий Кавказской войны для адыгского (черкес-

ского) народа.

Она нам нужна, чтобы на федеральном уровне и через

соответствующие международные организации добиться

понимания и решения вопросов репатриации наших со-

отечественников. Одним из важнейших аспектов этой про-

блемы является упрощение порядка получения российского

гражданства нашими соотечественниками, желающими

вернуться на историческую родину.

Есть и другие проблемы, вызывающие озабоченность.

Неоправданная героизация имен царских генералов-

завоевателей в отдельных субъектах Южного федерального

округа, вместе с организацией юбилейных мероприятий,

связанных с топонимами (в особенности на Черноморском

побережье Кавказа, на Кавминводах), увязываемыми с

эпохой царского завоевания, вызывают большое политиче-

ское и эмоциональное напряжение. Подобного рода акции

превращают историческую память в один из конфлик-

тогенных факторов на Северном Кавказе. Федеральным

органам власти необходимо остановить данный процесс

в целях консолидации всех народов Российской Феде-

рации.

21 мая не только день  национальной скорби и памяти 

адыгов (черкесов), но и день, когда, оглядываясь на прой-

денный исторический путь, мы можем сказать: никто не

забыт и ничто не забыто, жизнь продолжается, а в ней есть

достойное место и для нашего народа!

президент

международной Черкесской

Ассоциации

К. ф. Дзамихов87

С. Жемухов

ЧЕРКЕССКИЙ мИР: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕмЕНИ

Неизбежна ли для малой нации роль жертвы конф-

ликтов между более крупными нациями? Или малая

нация может иногда решить свои проблемы во времена

глобальных потрясений, если она способна ясно осознать

свои интересы и четко обозначить цели? Черкесов, раз-

бросанных по разным стра нам и перемешанных с разными

народами, объединяют общее трагическое прошлое и

чувство этнокультурного единства. У черкесской нации

не меньше материальных и духовных ресурсов, чем у

таких более мобилизованных этнических групп совре-

менной России, как татары и чеченцы. И это рожда ет

вопрос: почему же при таком осознании единства и таких

ресурсах чер кесский вопрос до сих пор не стал полити-

чески важным?

Формирование черкесского мира и его идеологии

Современный черкесский мир сформировался в ре-

зультате глобальных геополитических событий – таких,

как: российско-османское противостоя ние на протяжении

XVIII и XIX веков, большевистская  революция, распад 

Османской империи, Вторая мировая война, палестино-

израильский кон фликт, конец «холодной войны».

Только 10 процентов черкесской нации остались на

родной земле к кон цу XIX века. Советская власть дала чер-

кесам возможность построить наци ональную автономию,

однако они оказались разделенными между множеством

административных единиц – различных по статусу, не

граничивших между собой, к тому же объединивших

черкесов с другими изолирован ными неродственными

национальными группами. В итоге после распада Со-

ветского Союза на черкесской этнической территории

образовались три субъекта: КБР, АР и КЧР. Согласно

переписи населения 2010 года в России проживает свыше

700 тысяч черкесов.88

Основная масса черкесов была вынуждена эми-

грировать в результате Русско-Кавказской войны

1763–1864 годов. Османское правительство  по селило 

иммигрантов на границах, на наиболее нестабильных

территориях, чтобы использовать в проходивших тогда

локальных конфликтах распадав шейся империи. Так,

черкесы были поселены на Балканах, однако вскоре вы-

нуждены были мигрировать в другие провинции Осман-

ской империи по сле ухода турок с Балкан. Оставшись в

этническом меньшинстве в Косово (Сербия) после бал-

канских войн (1912–1913), черкесы год за годом вынуж-

дены были эмигрировать, и к 1998 году их количество в

Косово составляло всего 174 человека – все, кто остался

из 6500 человек в 1900 году.

Исход черкесов с родины продолжался до конца

XIX века. Их число в Османской  империи, по оценкам 

историков, составило более 1,5 мил лиона человек к на-

чалу XX века и удвоилось к началу XXI века (а по неко-

торым данным, даже составило более 6 миллионов). Чер-

кесский ученый из Германии Батрай Едыдж составил

список 897 населенных пунктов Турции, в которых се-

годня проживают черкесы.

После распада Османской империи черкесы оказались

разбросанными в заново сформировавшихся государ-

ствах – Турции, Сирии, Иордании и Палестине. Граждан-

ская война в России (1918–1922) заставила множе ство

антибольшевистских семей оставить Кавказ и поселиться

в различных западных городах, таких, как Париж, Лион,

Берлин, Варшава, Прага и Нью-Йорк. Следующая волна

черкесской эмиграции в западные страны, извест ная как

«трудовая миграция», началась в 1950-х годах. Трудовая

эмиграция черкесов происходила в основном из Турции

в Германию и с Ближнего Востока в США. В результате

арабо-израильской войны 1967 года более 18 000 чер-

кесов были депортированы с Голанских высот и пере-

селены в Сирию и Иорданию. Два больших черкесских

населенных пункта – Кфар-Кама и Рихания остались в

Израиле. Сейчас черкесская диаспора живет в 50 странах

мира, в том числе в Турции, Сирии, Иордании, Израиле,

Германии, США, Голландии и др.89

На протяжении всей истории изгнаний, миграций и

депортаций этниче ская самоидентификация черкесов

постоянно менялась и трансформирова лась. В результате

бурных исторических событий XIX и XX веков черкесы

оказались в ситуации, когда их земля на родине разде-

Информация о работе Проблема черкесского народа