Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
(аба за) в XIX веке в Османскую им перию геноцидом –
тягчайшим преступлением против челове чества.
2. Признать согласно Кон венции Генеральной Ассам-
блеи ООН от 28 июля 1951 года де портированных абхазов
(абаза) в XIX веке беженцами.
3. Признать незыблемым право добровольного и
беспре пятственного возвращения по томков депортиро-
ванных в XIX веке абхазов (абаза) на их исто рическую
родину.
4. Обратиться в ООН, ОБСЕ, СНГ, другие междуна-
родные организации, к Российскому государству как
правопреемни ку Российской империи и Со юза Советских
Социалистиче ских Республик с просьбой об оказании не-
6 Заказ № 20082
обходимой полити ческой, материальной и гуманитарной
помощи процессу до бровольной беспрепятственной ре-
патриации и интеграции потомков, депортированных в
XIX веке абхазов (абаза).
5. Поручить Комитету по законодательству и Ко-
миссии по международным связям и свя зям с соотече-
ственниками На родного Собрания разработать проекты
законодательных актов о планомерной репатриации аб-
хазов (абаза).
6. Предложить Президенту и Кабинету Министров
Респу блики Абхазия при определе нии и реализации
основных на правлений внутренней и внешней политики
страны, учиты вая государственную важность репатри-
ации потомков абхаз ских беженцев XIX века, при нять
комплексную программу по репатриации и абсорбции
за рубежных абхазов (абаза).
7. Обратиться ко всем ре спубликанским и местным
ор ганам государственного управ ления, политическим
парти ям, общественным организа циям, хозяйственным
и ком мерческим структурам ока зать необходимую
политиче скую, морально-психологиче скую и матери-
альную помощь процессу репатриации абхазов (абаза).
8. Постановление опубликовать в прессе, передать по
ра дио и телевидению.
гор. Сухум, 15 октября 1997 г.
Спикер НС-п РА
С. Джинджолия
РЕЗОлюЦИя пАРлАмЕНТА ГРуЗИИ № 4701-Ic
О пРИЗНАНИИ ГЕНОЦИДА ЧЕРКЕСОВ,
ОСуЩЕСТВлЕННОГО РОССИЙСКОЙ ИмпЕРИЕЙ.
пАРлАмЕНТ ГРуЗИИ
– учитывая колониальную политику Российской им-
перии в отношении черкесов в период Русско-Кавказской
войны (1763–1864), когда политическим и военным ру-
ководством империи были заранее спланированы и впо-
следствии на черкесских территориях осуществлены
чистка по этническому признаку и планомерное засе-83
ление высвобожденных местностей другими этническими
группами;
– учитывая тот факт, что вследствие многократных
карательных военных экспедиций было физически ис-
треблено или изгнано с родины свыше 90 процентов чер-
кесского населения;
– учитывая многочисленные официальные документы
Российской империи, подтверждающие агрессивные
действия военных соединений империи во время Русско-
Кавказской войны, в частности: искусственно спрово-
цированные голод и эпидемии, преследовавшие целью
физическое уничтожение представителей мирного на-
селения черкесской национальности;
– учитывая Постановление Верховного Совета Кабар-
дино-Балкарской ССР «Об осуждении геноцида адыгов
(черкесов) в годы Русско-Кавказской войны» от 7 февраля
1992 года № 977-XII-В и давая правовую и политическую
оценку последствий Русско-Кавказской войны (1763–
1864);
– учитывая длительные исследования, которые в
данном случае установили как факт, так и намерение
геноцида п о с т а н о в л я е т:
1. Признать массовое истребление черкесов (адыгов)
и их изгнание с исторической родины в период Русско-
Кавказской войны актом геноцида согласно Гаагской
IV конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны»
от 18 октября 1907 года и Конвенции ООН «О предупреж-
дении преступления геноцида и наказании за него» от
9 декабря 1948 года.
2. Признать черкесов, депортированных в период
Русско-Кавказской войны и впоследствии, беженцами
согласно Конвенции ООН от 28 июля 1951 года «О ста-
тусе беженцев».
Тбилиси, 20 мая 2011 г.
6*84
IV. пРОБлЕмЫ И пуТИ РЕшЕНИя
ЧЕРКЕССКОГО ВОпРОСА
Международная Черкесская Ассоциация
ЗАяВлЕНИЕ
№ 211
исполкома международной Черкесской Ассоциации
Дорогие соотечественники!
Исполком Международной Черкесской Ассоциации
обращается к вам в связи с приближающейся историче-
ской датой. 21 мая 2009 г. исполняется 145 лет со дня за-
вершения одной из самых длительных и кровопролитных
войн в истории нашей страны: войны царской России за
покорение Северного Кавказа. Как и всякая война, она
сопровождалась гибелью, страданиями и лишениями
многих людей и целых народов. Но больше всех в ней
понес потери адыгский (черкесский) народ, вместе с род-
ственными абхазо-абазинами.
Для адыгов Кавказская война стала национальной
катастрофой. Война унесла сотни тысяч жизней, затормо-
зила его дальнейшее социально-политическое развитие.
Девять десятых из оставшихся в живых были изгнаны со
своей исторической родины. Если сейчас на Российском
Кавказе проживает всего около 700 тыс. адыгов, то за
рубежом их свыше 6 миллионов.
Исторические процессы необратимы, но в памяти на-
родной трагедия той войны не забывается. И независимо
от того, сколько лет отделяет нас от тех событий, долг
памяти по отношению к героям, мученикам и жертвам
той войны, а также к изгнанникам-мухаджирам – нашим
предкам, священен! Мы всегда будем помнить о прине-
сенных нашим народом жертвах и сострадать им с сы-
новней преданностью.
Исторические повороты XIX века разбросали адыгов
по всему миру. И неизбежно вели к изломам судеб сотен
тысяч наших соотечественников. Однако адыгский народ 85
нашел в себе силы вновь возродиться. У него есть госу-
дарственность в составе Российской Федерации. Испы-
тания, выпавшие на долю не одного поколения соотече-
ственников, оказавшихся в изгнании, только обострили
чувство сопричастности к делам и судьбам своей истори-
ческой Родины и у нас есть сегодня сильная адыгская
(черкесская) диаспора, пользующаяся заслуженным
авторитетом в странах проживания.
Для нашего народа немыслимо спекулировать па-
мятью о прошлом ради сиюминутных, а тем более ко-
рыстных интересов. Нельзя забывать и о том, что война за-
кончилась в 1864 году и за этим последовали десятилетия
и десятилетия совместного социального и культурного
развития всех народов России, составляющих теперь
единое гражданское общество нашей страны.
Обращаясь к прошлому, сегодняшнее поколение
адыгов (черкесов) не собирается поворачиваться спиной к
будущему. А с точки зрения будущего нет абсолютно про-
тивоположных и несогласуемых подходов к истории.
Поэтому важнее не ломать копья по поводу прошлого,
а изучать его во всей полноте как совокупный опыт всех
адыгов и всего российского общества. Для нас изучать
и знать свою историю имеет смысл не для того, чтобы
прошлое властвовало над нами, а для того, чтобы взять
будущее под свой контроль.
Сегодня у нас есть все необходимое, чтобы уверенно
смотреть вперед – крепнущее демократическое федера-
тивное государство, опыт решения самых острых проблем
межнациональных отношений, понимание непреходящей
ценности единства и мира, стратегия экономического
развития, нацеленная на интересы человека. Поэтому мы
способны смело заглядывать в прошлое своей страны, не
замалчивая такие ее страницы, как Кавказская война.
Память о ней не разъединяет, а объединяет нас.
Международная Черкесская Ассоциация, выступая
за целостность и единство России, считает необходимым
в эти памятные и скорбные дни обратиться к Президенту
Российской Федерации, Федеральному Собранию, Прави-
тельству Российской Федерации с просьбой о выработке
и принятии специальной Программы по преодолению 86
последствий Кавказской войны для адыгского (черкес-
ского) народа.
Она нам нужна, чтобы на федеральном уровне и через
соответствующие международные организации добиться
понимания и решения вопросов репатриации наших со-
отечественников. Одним из важнейших аспектов этой про-
блемы является упрощение порядка получения российского
гражданства нашими соотечественниками, желающими
вернуться на историческую родину.
Есть и другие проблемы, вызывающие озабоченность.
Неоправданная героизация имен царских генералов-
завоевателей в отдельных субъектах Южного федерального
округа, вместе с организацией юбилейных мероприятий,
связанных с топонимами (в особенности на Черноморском
побережье Кавказа, на Кавминводах), увязываемыми с
эпохой царского завоевания, вызывают большое политиче-
ское и эмоциональное напряжение. Подобного рода акции
превращают историческую память в один из конфлик-
тогенных факторов на Северном Кавказе. Федеральным
органам власти необходимо остановить данный процесс
в целях консолидации всех народов Российской Феде-
рации.
21 мая не только день национальной скорби и памяти
адыгов (черкесов), но и день, когда, оглядываясь на прой-
денный исторический путь, мы можем сказать: никто не
забыт и ничто не забыто, жизнь продолжается, а в ней есть
достойное место и для нашего народа!
президент
международной Черкесской
Ассоциации
К. ф. Дзамихов87
С. Жемухов
ЧЕРКЕССКИЙ мИР: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕмЕНИ
Неизбежна ли для малой нации роль жертвы конф-
ликтов между более крупными нациями? Или малая
нация может иногда решить свои проблемы во времена
глобальных потрясений, если она способна ясно осознать
свои интересы и четко обозначить цели? Черкесов, раз-
бросанных по разным стра нам и перемешанных с разными
народами, объединяют общее трагическое прошлое и
чувство этнокультурного единства. У черкесской нации
не меньше материальных и духовных ресурсов, чем у
таких более мобилизованных этнических групп совре-
менной России, как татары и чеченцы. И это рожда ет
вопрос: почему же при таком осознании единства и таких
ресурсах чер кесский вопрос до сих пор не стал полити-
чески важным?
Формирование черкесского мира и его идеологии
Современный черкесский мир сформировался в ре-
зультате глобальных геополитических событий – таких,
как: российско-османское противостоя ние на протяжении
XVIII и XIX веков, большевистская революция, распад
Османской империи, Вторая мировая война, палестино-
израильский кон фликт, конец «холодной войны».
Только 10 процентов черкесской нации остались на
родной земле к кон цу XIX века. Советская власть дала чер-
кесам возможность построить наци ональную автономию,
однако они оказались разделенными между множеством
административных единиц – различных по статусу, не
граничивших между собой, к тому же объединивших
черкесов с другими изолирован ными неродственными
национальными группами. В итоге после распада Со-
ветского Союза на черкесской этнической территории
образовались три субъекта: КБР, АР и КЧР. Согласно
переписи населения 2010 года в России проживает свыше
700 тысяч черкесов.88
Основная масса черкесов была вынуждена эми-
грировать в результате Русско-Кавказской войны
1763–1864 годов. Османское правительство по селило
иммигрантов на границах, на наиболее нестабильных
территориях, чтобы использовать в проходивших тогда
локальных конфликтах распадав шейся империи. Так,
черкесы были поселены на Балканах, однако вскоре вы-
нуждены были мигрировать в другие провинции Осман-
ской империи по сле ухода турок с Балкан. Оставшись в
этническом меньшинстве в Косово (Сербия) после бал-
канских войн (1912–1913), черкесы год за годом вынуж-
дены были эмигрировать, и к 1998 году их количество в
Косово составляло всего 174 человека – все, кто остался
из 6500 человек в 1900 году.
Исход черкесов с родины продолжался до конца
XIX века. Их число в Османской империи, по оценкам
историков, составило более 1,5 мил лиона человек к на-
чалу XX века и удвоилось к началу XXI века (а по неко-
торым данным, даже составило более 6 миллионов). Чер-
кесский ученый из Германии Батрай Едыдж составил
список 897 населенных пунктов Турции, в которых се-
годня проживают черкесы.
После распада Османской империи черкесы оказались
разбросанными в заново сформировавшихся государ-
ствах – Турции, Сирии, Иордании и Палестине. Граждан-
ская война в России (1918–1922) заставила множе ство
антибольшевистских семей оставить Кавказ и поселиться
в различных западных городах, таких, как Париж, Лион,
Берлин, Варшава, Прага и Нью-Йорк. Следующая волна
черкесской эмиграции в западные страны, извест ная как
«трудовая миграция», началась в 1950-х годах. Трудовая
эмиграция черкесов происходила в основном из Турции
в Германию и с Ближнего Востока в США. В результате
арабо-израильской войны 1967 года более 18 000 чер-
кесов были депортированы с Голанских высот и пере-
селены в Сирию и Иорданию. Два больших черкесских
населенных пункта – Кфар-Кама и Рихания остались в
Израиле. Сейчас черкесская диаспора живет в 50 странах
мира, в том числе в Турции, Сирии, Иордании, Израиле,
Германии, США, Голландии и др.89
На протяжении всей истории изгнаний, миграций и
депортаций этниче ская самоидентификация черкесов
постоянно менялась и трансформирова лась. В результате
бурных исторических событий XIX и XX веков черкесы
оказались в ситуации, когда их земля на родине разде-