Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
лена на шесть частей, а сам народ разбросан по всему
миру. В начале 1990-х годов перед чер кесами встали три
главные национальные проблемы, требующие решения.
Во-первых, признание геноцида, совершенного царским
правительством в XIX веке. Во-вторых, необходимость
объединительных процессов черкесского мира в широком
смысле и в перспективе – объединение черкесских терри-
торий в единый субъект в составе Российской Федерации.
В-третьих, возвращение изгнанных соотечественников на
родину. Ясное осознание этих трех национальных проблем
за последние два десятилетия стало результатом широ-
кого международного движения и проведения восьми
международны х черкесских конгрессов (Нальчик-1991,
Майкоп-1993, Черкесск-1996, Краснодар-1998, Нальчик-
2000 и 2003, Стамбул-2006 и Майкоп-2009).
Формирование своей идеологии и осознание соб-
ственных проблем опре делило две главные тенденции в
черкесском движении. Во-первых, черкес ский мир стал
реагировать на геополитические мировые события, ис-
ходя из своей национальной позиции, пытаясь достичь
собственных национальных интересов. Во-вторых, чер-
кесское движение пришло к пониманию того, что решение
трех геополитических задач нации – признание геноцида,
объединение территорий и возвращение соотечествен-
ников может быть реализовано только совместно с Пра -
вительством Российской Федерации; это было осознано
как черкесскими регионами России, так и диаспорой.
Черкесское объединительное движение
Объединительное движение черкесов началось после
распада Советско го Союза и окончания холодной войны.
В 1991 году в Нальчике на общечеркесском конгрессе
основана Всемирная черкесская ассоциация, позже пере-
именованная в Международную Черкесскую Ассоциацию 90
(МЧА). Первым президентом МЧА был избран выда-
ющийся черкесский деятель Юрий Калмыков, двумя
го дами позже назначенный министром юстиции РФ. МЧА
не только объединила все черкесские движения в мире, но
и подняла само черкесское движение на международный
уровень. В 1994 году МЧА стала членом Орга низации
непредставленных народов, и на V Генеральной ассам-
блее ОНН 15–19 июля 1997 года принята «Резолюция
о положении черкесской нации» с призывом к России
и международному сообществу «признать геноцид чер-
кесской нации, имевший место в XIX веке, и присвоить
черкесам статус народа-изгнанника; предоставить чер-
кесам двойное гражданство – рос сийское и тех стран, где
они проживают; гарантировать черкесам возмож ность
возвращения на их историческую землю». В 1993 году в
Нальчике основана Адыгская международная академия
наук с филиалами в Красно даре, Майкопе, Абхазии, Из-
раиле и Иордании.
Процесс развития черкесской автономии и государ-
ственности был суще ственно ускорен формированием трех
субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарии,
Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Политическая струк-
тура каждой республики представлена Президентом,
Правительством, Парламентом и Конституцией; родной
черкесский стал официальным государственным языком
всех трех республик. Многие положения республикан-
ских конституций вначале даже пришли в противоречие
с федеральным законом, так как основывались скорее на
этнополитических интересах респу блик, нежели на ли-
беральном понимании общечеловеческих прав и свобод.
Однако конституционные противоречия были преодолены
в процессе при ведения в соответствие федеральных и
региональных законов РФ в течение последнего деся-
тилетия. Национальная самоидентификация получила
свое наибольшее развитие в Адыгее, где законодательное
собрание было назва но исконно черкесским термином
«Хасэ» (по аналогии с Государственной Думой РФ), а
государственным флагом республики стал черкесский
флаг с 12 звездами и тремя скрещенными стрелами на
зеленом фоне. 91
Другая современная тенденция развития черкес-
ского движения в России проявилась в форме ирреден-
тизма – сближения черкесов на основе этни ческого и
языкового единства. Предприняты шаги к сближению
трех респу блик – КБР, РА и КЧР на государственном
уровне. В 1992 году республики подписали Договор о
дружбе и сотрудничестве. Наиболее значимым достиже-
нием явилось создание в 1997 году Межпарламентской
комиссии законо дательных собраний КБР, РА и КЧР.
Вопрос объединения черкесов поднят на съезде в Чер-
кесске 25 ноября 2008 года, где было решено рассмотреть
возможность обращения к российскому руководству с
предложением объединения черкесских территорий в
единый субъект в составе Российской Федерации.
Возвращение черкесов на родину
Вплоть до начала 1990-х годов изгнанные черкесы не
имели возможности вернуться на родину. Так, в 1990 году
советское посольство официаль но отклонило обращение
черкесской благотворительной ассоциации Сирии на
имя М. Горбачева с просьбой позволить 234 черкесским
семьям вернуть ся на родину и получить советское граж-
данство.
Конец холодной войны ознаменовался первой волной
черкесской репа триации. В 1993 году около 3000 черкесов
вернулись в Нальчик и около 1000 – в Майкоп. Однако
эта первая волна не стала началом массового возвращения
черкесов на историческую родину. Этот процесс был за-
медлен сложными реалиями постсоветского кризиса в
России, нестабильностью на Кавказе после начала войны
в Чечне в 1994 году и другими факторами. Пре пятствием
для репатриации стал усложненный процесс получения
россий ского гражданства. За период с 1993-го по 2000 г.
репатриантам выдано немногим боль ше 1700 видов на
жительство, из них только около 600 человек получили
российское гражданство.
Оптимальным временем для прохождения процесса
получения граждан ства было время действия в России
закона, позволявшего получить российское гражданство, 92
не отказываясь от предыдущего. Однако большинство
возвращавшихся репатриантов подпали под закон о рос-
сийском гражданстве 1991 года, в котором содержалось
три условия, значительно усложнявших получение граж-
данства: заявитель официально должен был отказаться
от предыдущего гражданства, прожить пять лет в России
и знать русский язык. Процедура принятия российского
гражданства еще больше усложнилась после принятия
11 ноября 2003 года закона РФ о легальном статусе ино-
странных граждан.
Как показывают социологические исследования, чер-
кесы возвращаются на родину главным образом по идео-
логическим и экономическим причи нам. Опрос 400 имми-
грантов в Майкопе и Нальчике, проведенный Институтом
гуманитарных исследований КБР в 2006 году, показал,
что главными проблемами репатриантов являются про-
цесс получения гражданства, без работица, жилищный
вопрос и адаптация к местным традициям.
Процесс возвращения на историческую родину явля-
ется уникальным событием в мировой истории. Он редко
оказывается успешным. Кажется, что возвращению диа-
спор препятствуют, чуть ли не все социальные условия и
что это возможно только в самых экстраординарных слу-
чаях (таких, как геноцид евреев, армян и черкесов).
Кульминацией политического аспекта черкесской ре-
патриации явилось переселение черкесов из Косово. МЧА
поднимала этот вопрос на сессиях ООН, положительная
резолюция принята Комитетом по правам человека.
Президент Адыгеи А. Джаримов обратился к Пра-
вительству РФ с просьбой о предоставлении косовским
черкесам возможности переселиться в Адыгею. 3 июля
1998 года российское правительство издало Постановле ние
«О неотложных мерах государственной поддержки пере-
селения адыгов (черкесов) из автономного края Косово
(Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея».
174 черкеса из Косово переселились в основанное для
репатриантов селение Мафахабль в Адыгее.
Президент МЧА В. Акбашев в своем отчетном докладе
на V Конгрессе Международной Черкесской Ассоциации
в 2000 году отметил: «Репатриация косовских черкесов 93
явилась великим событием в истории нашего народа.
На родину вернулась целая община соотечественников,
со хранившая язык, обычаи и традиции. Впервые Россия
не только признала право на возвращение, но и приняла
политические, дипломатические и эко номические меры
для их переселения и обустройства. Это событие, безу-
словно, подняло международный авторитет Российской
Федерации как го сударства, проявляющего заботу о со-
отечественниках, независимо от их на циональной при-
надлежности».
Во многом аналогичная с Косово ситуация создалась
и вокруг черкесов в Сирии после начала в стране граж-
данской войны в 2011 году. Сотни черкесов обратились
к российскому правительству с просьбой разрешить вер-
нуться на историческую родину. Сирийская проблема яв-
ляется одним из приоритетных направлений российской
дипломатии, и вопрос репатриации черкесской общины
рассматривается в ее контексте на высшем уровне. Однако
Россия еще не выработала официальной политики по от-
ношению к черкесской общине Сирии. По неформальному
соглашению с сирийским руководством Россия позволяет
некоторым черкесам переселяться в Нальчик и Майкоп,
однако не меняет законодательство, препятствующее
массовой репатриации, с тем, чтобы упростить процедуру
предоставления российского гражданства.
Реакция черкесского мира на абхазо-грузинский
конфликт
Одним из главных вызовов черкесскому миру стала
абхазо-грузинская война (1992–1993), во время которой
проявились его духовные и материальные ресурсы и обо -
значился главный вектор геополитического развития
черкесской нации.
В первый же день войны, 14 августа 1992 года, абхаз-
ское правительство обратилось к правительствам и обще-
ственным организациям КБР, РА и КЧР. Население этих
республик отреагировало на начало абхазо-грузинской
во йны самым решительным образом. В Нальчике, Май-
копе и Черкесске со брались антивоенные митинги. Люди 94
блокировали федеральные автомагистрали. МЧА обра -
тилась к руководству Грузии с требованием остановить
войну, предупреждая, что «черкесы и другие кавказские
народы не оставят Абхазию одну в беде». Против войны
выступили все неправительственные черкесские орга-
низации в РФ, включая союзы женщин, журналистов и
пи сателей. Руководители регионов Северного Кавказа
собрались 20 августа 1992 года в Армавире, чтобы об-
судить ситуацию на Северном Кавказе, соз давшуюся в
результате начала абхазо-грузинской войны. 26 августа
Прези дент России Б. Ельцин заявил, что Россия при-
знает территориальную це лостность Грузии, и указал на
опасность действий лидеров национальных движений,
собиравших добровольцев для участия в войне на сто-
роне Абха зии. Это заявление было негативно воспринято
населением трех республик и вызвало многочисленные
митинги протеста.
Из-за опасности беспорядков в Кабардино-Балкарию
были введены вой ска. За объявление войны Грузии был
арестован лидер Конфедерации гор ских народов Кавказа
Ю. Шанибов. Это вызвало волну протеста населения рес-
публики, люди перекрыли дороги к аэропорту в Нальчике.
24 сентя бря 1992 года начался бессрочный митинг перед
зданием республиканско го правительства, продолжав-
шийся до 4 октября, который привел к стол кновению
армии и митингующих. Аналогичный митинг состоялся
через год 20–27 сентября 1993 года. Кабинет министров
и Верховный Совет КБР приняли решение об отправке
гуманитарной помощи в Абхазию.
Уже на третий день войны в Абхазию прибыла первая
группа добровольцев во главе с уроженцем Нальчика –
советским полковником в отставке С. Сосналиевым, ко-
торый затем стал командующим всей абхазской армии, по-
лучил звание генерала и был назначен министром обороны
Абхазии. Бо лее 1500 добровольцев из Нальчика приняли
участие в войне. Именно ка бардинский отряд арестовал
27 сентября 1993 года прогрузинское прави тельство в
Сухуме и водрузил черкесский флаг с 12 звездами и тремя
стре лами на здании Правительства Абхазии. 95
Черкесская диаспора активно поддержала Абхазию с
первых дней войны. Черкесы в Турции организовали мно -
гочисленные митинги и направили обращения турецкому
правительству. Делегация от черкесских обществен ных
организаций встретилась в сентябре 1992 года с премьер-
министром Турции Сулейманом Демирелем, который
выразил готовность содейство вать прекращению конф-
ликта, однако позже его правительство поддержа ло
Грузию. Более 350 добровольцев из Турции отправи-
лись в Абхазию. Чер кесское благотворительное обще-
ство Сирии учредило фонд помощи Аб хазии, 20 добро-
вольцев из Сирии отправились на фронт. Делегация от
Черкесского благотворительного общества в Иордании
посетила иорданское правительство, а также посольства
США, Франции, Германии и Великобритании и вручила
им свои обращения. 5 января 1993 года в аэропорту Наль-
чика приземлился грузовой самолет Военно-Воздушных
Сил Иорда нии с 17 тоннами гуманитарной помощи от
Черкесского благотворительного общества Иордании и
принца Хасана.
Черкесский мир продолжал поддерживать Абхазию и
после окончания войны. II конгресс МЧА, состоявшийся
в 1993 году, главным образом был посвящен войне, и на