Решение гендерных проблем на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.

Вложенные файлы: 1 файл

1406Иванова ОригиналВведение (8).doc

— 977.39 Кб (Скачать файл)

- создание профессиональных и предпринимательских ассоциаций, объединяющих женщин по принципу «сходных проблем»;

- сотрудничество с международными женскими НПО;

- подготовку реформы трудового законодательства.

В 2002 г. совместно с Министерством социального развития и Министерством труда, занятости и социальной защиты была разработана программа «Женщина, равенство и работа» («МЕТ» - Mujer, Equidad y Trabajo), первоначально направленная на преодоление последствий тяжелейшего экономического кризиса 2001 г. Поскольку именно женщины из бедных групп общества, особенно в отдаленных районах, стали основными жертвами безработицы и инфляции, главной задачей программы была разработка различных стратегий «выживания» и применение их на практике. Программа «МЕТ» предлагала, при помощи местных властей, НПО, провинциальных женских советов, самостоятельно создавать рабочие места (самодеятельные мастерские, столовые, небольшие магазины), а также организовывать курсы переподготовки и повышения квалификации для женщин, желающих найти работу с учетом новых требований рынка. Важнейшим направлением программы было также психологическое, направленное на поддержание чувства собственного достоинства среди женщин, потерявших работу и вынужденных искать любые пути для выживания своих семей. Организация психологических консультаций со специалистами играла не менее важную роль, чем обучающие курсы. Впоследствии, по мере стабилизации экономического положения в стране, программа была переориентирована в сторону равенства возможностей при поиске работы на рынке труда.

В настоящее время действует «Федеральная программа женщин» (созданная в 2009 году), направленная на улучшение инфраструктуры и повышение качества работы организаций провинциального и муниципального уровней, занимающихся проблемами женщин (в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства, защиты прав и т.д.). В рамках этой программы предполагается также расширить взаимодействие различных организаций с федеральным уровнем и друг с другом, проводить региональные встречи и совместные мероприятия.

Особым направлением Совета женщин стала деятельность по искоренению всех форм насилия против женщин (с участием Министерства юстиции и прав человека, Министерства здравоохранения и Министерства образования). Эта деятельность предполагает создание городских и районных психологических центров (особенно в удаленных провинциях), развитие специальных образовательных программ и курсов по предотвращению насилия в школах, работу с неблагополучными семьями, с девочками, ставшими жертвами насилия, и т.д. Кроме того, предполагается распространение правовых знаний, особенно среди женщин из бедных слоев общества.

В рамках национальных программ «Сексуальное здоровье и ответственная репродукция», «Подростковое материнство», «Родиться аргентинцем» Совет женщин занимается распространением соответствующих знаний среди учащихся школ, осуществляется помощь юным матерям подросткового возраста, в том числе и психологическая (также совместно с Министерством образования и Министерством здравоохранения). Значительную роль в реализации этих планов играет функция просвещения тех групп населения, на помощь которым и направлена программа, в частности женщин из бедных семей - о предоставлении бесплатных медицинских услуг беременным в рамках программы «Родиться аргентинцем». Кроме того, большое значение имеет функция координации различных уровней: федеральных министерств, местных властей и НПО, согласование позиций семьи и школы, привлечение социальных и медицинских работников к решению таких проблем, как подростковое материнство и нелегальные аборты.

На уровне разработки социальных программ Совет женщин активно взаимодействует с другими министерствами «социальной направленности»: Министерством социального развития (которое возглавляет одна из самых ярких женщин в аргентинской политике - Алисия Киршнер); Министерством труда, занятости и социального обеспечения; юстиции и прав человека; здравоохранения; образования.

Поскольку Совет был создан как координационный орган, в его задачи с самого начала входило взаимодействие не только с властью, но и со СМИ, и с различными структурами гражданского общества - общественными движениями и организациями, профессиональными ассоциациями (юристов, врачей, учителей и др.), без участия которых невозможен успех никакой государственной политики. Поэтому важнейшей в деятельности Совета стала функция информации общества - распространение специальных публикаций и статей в прессе о правах женщин, способах противодействия гендерной дискриминации, о новых социальных программах, тематических мероприятиях и т.д., выступления на радио и телевидении. У Национального Совета женщин есть свой сайт, на котором много информации о конкретных делах и практической работе, издается электронный бюллетень. В то же время одной из главных целей работы является «превращение читателя в активиста». Помимо разработки и участия в реализации социальных программ, направленных на улучшение положения женщин, Совет совместно с неправительственными организациями, соседскими объединениями и клубами, деятельность которых в Аргентине очень многообразна и активна, проводит много встреч и мероприятий, девизом которых является призыв к участию: «Participa!».

В качестве примеров такой деятельности только на протяжении 2000-х гг. можно привести: организацию праздничных и информационных мероприятий к Международному женскому дню 8 Марта; серию специальных семинаров «Женщина пожилого возраста - права, здоровье и участие» (совместно с Министерством социального развития). Кроме того, проведение дискуссии в одном из спортивных клубов Буэнос-Айреса «Женщины и спорт»; организацию «информационного марафона» в рамках программы по предотвращению сердечно-сосудистых заболеваний, рака молочной железы и поддержанию репродуктивного здоровья.

Тема противодействия насилию в самых разных его формах занимает приоритетное место в работе Совета. В провинции Ла Риоха в июле 2006 г. была проведена целая кампания «Против семейного насилия», включавшая семинары, лекции, выступления на площади с участием губернатора, работников образования и здравоохранения, специалистов психологических центров для жертв насилия, учащихся и учителей всех школ города, спортсменов, активистов НПО. Эта кампания была продолжена и в других районах страны позднее и до сих пор занимается предупреждением насилия в семьях аргентинцев.

Особое направление представляет работа по преодолению гендерной дискриминации женщин в общественной и частной жизни, по обеспечению права избираться на руководящие посты на всех уровнях. Эта тема обсуждалась, например, на заседаниях различных правозащитных ассоциаций в провинциях Корриентес, Мисьонес, Формоса и Чако в августе 2006 г., а в других штатах на протяжении 2009-2010 годов, с целью выработки соответствующей стратегии, в том числе и на локальном уровне.

Совет женщин поддержал массовое движение за принятие закона о легализации абортов, прокатившееся по стране с 25 мая по 25 ноября 2006 г. Движение, в котором активно участвовали различные организации гражданского общества, правозащитные и профессиональные женские ассоциации, началось в поддержку молодой женщины, сделавшей вынужденный аборт после изнасилования и подвергшейся судебному разбирательству. И хотя движение приобрело поддержку большинства населения, на государственном уровне вопрос легализации абортов остается не решенным до сегодняшнего дня.

На проведении единичной акции в поддержку законопроектов по легализации абортов Национальный совет женщин не остановился, его президент Мариа Лусила Коломбо также участвовала в правительственных и международных встречах (например, в Буэнос-Айресе проходил семинар, посвященный равенству прав в контексте «Задач тысячелетия», организованный Экономической Комиссией ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) и международными НПО).

Можно сказать, что лейтмотивом практической деятельности Национального Совета женщин является принцип «малых дел»: от проведения или поддержки политических выступлений до организации семинаров, дискуссий, праздников, конкурсов, лекций, курсов и т.д. Это не одно глобальное направление, а целая сеть взаимосвязанных действий, каждое из которых основано на более или менее активном, но непосредственном участии самих женщин, - т.е. на базе гражданского общества. Особую роль эта деятельность выполняет в провинциях страны, где темы семейного насилия и дискриминации более актуальны, чем в столице. Участие городских и провинциальных властей в подобных мероприятиях является также важным условием комплексного подхода к решению гендерных проблем.

Если говорить о политических правах, то в Аргентине, которая в целом близка к достижению гендерного баланса, только в 2011 году было отменено раздельное голосование мужчин и женщин, в некоторых других государствах такое положение все еще сохраняется (Чили). 

Закон об установлении квот (La Ley de Cupo Femenino N 24.012/91) был принят Национальным конгрессом Аргентины раньше, чем в других странах региона (в 1991 г. во время президентства К. Менема) и установил минимальную 30% квоту представительства женщин в избирательных списках политических партий. Соответствующие изменения были внесены в ст. 60 избирательного кодекса. Принятие закона стало ключевым моментом в электоральном позиционировании женщин. Первые парламентские выборы с применением нового закона прошли в 1993 г. и сразу дали ожидаемые результаты в нижней палате конгресса, где выборы были прямыми. Руководство политических партий поначалу противилось использованию закона, по которому электоральные списки, не соответствовавшие новым требованиям, объявлялись недействительными. Однако впоследствии это препятствие было преодолено, в том числе внутри самих партий, особенно Хустисиалистской (перонистской, ХП), в которой женщины проявляли особую активность (ХП в конце 40-х годов ХХ в. вводила внутрипартийную 33% квоту для женщин, так что такая практика была для них не внове). Постепенно практически все провинции страны приняли местные законы о квотах. Исследователи подчеркивают ключевую роль этого закона в процессе «вторжения» женщин в зону мужского доминирования. «Благодаря закону общество увидело, что женщина способна управлять», - считает немецкий политолог Ютта Маркс, автор работ об участии женщин в аргентинской политике [75].

В настоящее время важнейшей политической линией Совета стала подготовка реформы, основным смыслом которой является повышение степени политического участия женщин в избирательных кампаниях: предполагается повысить обязательную квоту с 30 до 50%, что должно привести к усилению роли женщин в политической жизни, и в руководстве страной [32, c. 113].

Отражением актуальных тенденций в гендерном мейнстриме рубежа XX-XXI вв. стало дальнейшее развитие аргентинского законодательства. Новый толчок для увеличения женского представительства в парламенте дал декрет N 1246/2000 президента Ф. де ла Руа. Благодаря этому закону существенно возросло количество женщин-сенаторов, а также женщин-депутатов. В центральной исполнительной власти в 2001 г. представительство женщин было гораздо более скромным: в министерствах они занимали 10% постов, в секретариатах - около 19%, в провинциях дело обстояло еще хуже. Однако институциональный кризис 2001-2002 гг., сопровождавшийся одновременно кризисом партийной системы, изменил расстановку сил, существенно ускорил процесс включения женщин в большую политику. Оказались востребованы новый стиль и новые качества лидеров: открытость, способность к диалогу, инновациям, сотрудничеству, которые приписывались в первую очередь женщинам. На парламентских выборах 2003 и 2005 гг. стало очевидным расширение «женского пространства», процесс внедрения женщин в область мужского доминирования пошел еще быстрее. Президент Н. Киршнер также внес свою лепту в дело предоставления женской половине населения режима «наибольшего благоприятствования» в политике. Подписанный им указ N 451/05 скорректировал декрет N 1246/2000 в пользу женщин-парламентариев и способствовал тому, что после выборов 28 октября 2007 г. аргентинский парламент превратился в самый «дамский» на континенте: 102 женщины в палате депутатов (40% состава) и 28 - в сенате (38,9% состава).

В совместном докладе ООН и Межпарламентского союза под названием «Женщины в политике 2008» был отмечен значительный рост количества женщин в парламенте Аргентины, которая вышла по этому показателю на четвертое место в мире (после Руанды, Швеции и Финляндии) и на первое в Латинской Америке. Существенную роль в таком прогрессе сыграл закон о квотах. Однако по итогам частичных парламентских выборов 28 июня 2009 г. аргентинские женщины несколько сдали свои позиции: в нижней палате их осталось 95 (на 7 меньше) и сенате - 24 (на 4 меньше) [87, c. 51].

2009-2011 гг. отмечены значительными успехами женщин в занятии министерских кресел, они также возглавили секретариаты и органы местного управления. Сегодня представительство женщин в структурах власти Аргентины является наиболее значительным за всю историю этой страны, которая находится в числе латиноамериканских государств с наиболее развитой гендерной политикой. Немаловажное значение в сфере решения гендерных проблем Аргентины имели выборы президента страны в 2007 году, на которых победила жена экс-президента Аргентины Кристина Киршнер. В настоящее время пошел второй срок ее президентства. До президентских выборов была сенатором.

2.3 Чили на пути к гендерному равенству

Сегодняшнее положение женщины в Чили определяется Конституцией 1980 г., в которой (ст. 1 гл. I) говорится: «люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах… Долг государства обеспечивать национальную безопасность, защищать население и укреплять семью, стимулировать гармоничную интеграцию всех секторов государства и гарантировать право граждан на равных возможностях участвовать в национальной жизни страны» [118]. В большинстве случаев исследователи не видели никакого неравенства в данной статье и считали феминистские движения за политическое равноправие блажью местных женщин. Ясность в сложившуюся ситуацию была внесена лишь в 1999 году (Закон № 19611). Дело в том, что в испанском языке есть слово «hombre», которое означает «человек / мужчина», и слово «persona» - человек (без указания пола). Так вот в изначальном варианте было использовано слово «los hombres», т.е. люди: мужчины. Только в 1999 г. его изменили на нейтральное «las persona» (люди). Также было добавлено, что «мужчины и женщины равны перед законом« (ст. 19, п. 2).

Важным шагом на пути достижения гендерного равенства в Чили стало подписание в 1991 г. Закона № 19023 о создании Национального управления по делам женщин (НУДЖ) (Servicio Nacional de la Mujer, SERNAM), «органа, призванного совместно с органами исполнительной власти разрабатывать и выносить на обсуждение общие программы и конкретные мероприятия, направленные на достижение равенства прав и возможностей женщин и мужчин в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны с учетом природы и особенностей женщин, обусловленных различиями полов, включая надлежащее влияние на семейные отношения» [9, c. 3].

Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе