Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа
Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.
Кроме того, к институциональной структуре национального механизма следует отнести подразделения, департаменты и агентства, разрабатывающие наряду с законодателями специальные программы по защите репродуктивных прав и поддержке репродуктивного здоровья, сексуальному воспитанию подростков, борьбе с дискриминацией по признаку пола в политике, занятости и т.п., а также координирующие их исполнение. Имеются в виду министерства: здравоохранения, труда и социальной защиты, общественного образования, социального развития, а также Национальная комиссия по правам человека и Центризбирком. Подобная же практика характерна для уровня штатов и муниципий (муниципалитетов).
Отличается в институциональном отношении национальный механизм федерального столичного округа Мехико (численность населения более 20 млн. чел.). В 2002 г. в Мехико создан Женский институт федерального округа. Данное агентство призвано на уровне федерального столичного округа проводить политику защиты прав женщин и продвижения равных прав и возможностей. Оно координирует свою работу с администрацией округа, правительством, легислатурой и судебными органами. Программы, реализуемые агентством, направлены на мониторинг ситуации и реальное решение проблем, связанных с защитой прав женщин и осуществлением гендерной политики в области здравоохранения, труда и занятости, политических и гражданских прав. Его деятельность финансируется из средств окружного бюджета [12, c. 16].
Особая работа в Мексике проводится по созданию одинаковых условий для ориентации в выборе профессии или специальности для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий и в сельских, и в городских районах. Это правило должно соблюдаться в дошкольном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки и переподготовки. Включение такого рода требования для достижения равноправия полов не случайно, дело в том, что отсутствие должного образования может приводить к ущемлению и иных прав женщин. Прежде всего, речь должна идти о реализации права на здоровье и не только в сфере репродуктивных прав.
Важное значение в деле выравнивания статуса мужчин и женщин имеет их обучение по одинаковым программам, преподавательским составом одинаковой квалификации и устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения. В полной мере это относится и к школьным учебникам, где мужчин и мальчиков изображают сильными, смелыми, энергичными, решительными и поэтому они становятся в дальнейшем исследователями, изобретателями, летчиками, покорителями морской стихии и т.д. Такой стереотип мужчины зачастую вдохновляет мальчиков на изучение точных наук. Женщины и девочки обычно изображаются в школьных учебниках как слабые, чувствительные и пугливые существа, предел мечтаний которых состоит в том, чтобы заиметь мужа, детей и обслуживать семью и близких. Возможно, именно в этом коренится стереотип мужского превосходства, основанный во многом на отсутствии у женщин альтернативных ролевых и поведенческих моделей, которые могли бы быть взяты за образец подрастающим поколением девочек [51, c.46].
С целью изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин правительствами латиноамериканских государств предпринят ряд инициатив в сфере образования. Были пересмотрены и приведены в соответствие с учетом гендерной проблематики учебные планы и материалы различных образовательных уровней. В рамках этих усилий осуществляется проект «Образование, культура и изменение». Его суть - включение гендерной составляющей и принципа ненасильственного урегулирования конфликтов в учебные материалы всех уровней школьного образования (дошкольного, базового, среднего образования и образования для взрослых). Затем он получил распространение во всех латиноамериканских странах.
Очевидно, насколько важна роль СМИ в деле содействия изменению социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин. Здесь следует особо выделить проект «Премия за образ: женщина в средствах информации». Эта премия вручается ежегодно с 1998 г. печатным, радио- и телевизионным средствам информации за лучшие программы, отображающие образ женщины без стереотипов и предрассудков [53, c. 10].
Во всех этих кампаниях принимает участие общественность, состоящая из религиозных, неправительственных организаций, студенческих и профессиональных союзов, агентств печати и рекламы, СМИ. Государственные учреждения помогают своими действиями внедрить в сферу компетенции этих организаций принцип равенства полов.
Что касается законодательства о правах женщин и становления гендерно-ориентированного политического курса, то, как и в других латиноамериканских странах, правовое решение женского вопроса (а в дальнейшем и формирования гендерно ориентированной политики) в Мексике происходило достаточно медленно и растянулось, по существу, на столетие. Значительную роль в этом процессе сыграл опыт других стран - в частности, США. Существенным препятствием стала культура мачизма [5, c. 12].
Преодоление мачизма в современной Мексике происходит благодаря деятельности женских и международных НПО, с одной стороны, и под воздействием неолиберального экономического курса государства. Имеется в виду уход государства из регулирования социальной сферы, открытие границ, развитие социально-экономических отношений с США, миграционные потоки мексиканского населения в США с последующим значительным культурным влиянием американской культуры.
Конституция декларирует равенство мужчин и женщин перед законом. Избирательное право мексиканские женщины получили в 1953 г. Что касается законодательства о браке и семье, то принятый впервые в 1884 г. Гражданский кодекс вплоть до 1983 г. дискриминировал женщину. Но и устранение дискриминирующих норм из законодательства о семье и браке не было одномоментным: проведенные в 1917, 1928, 1954, 1974 и 1983 гг. реформы (поправки) Гражданского кодекса постепенно устранили дискриминацию женщин де-юре. Немалую роль в этом сыграла ратификация Мексикой в 1981 г. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Вместе с тем, как показывают ежегодные мониторинги по правам человека в Мексике, большинство дискриминируемых в той или иной сфере - женщины [88, c. 57].
Вместе с тем, по оценкам организации CAVI (оказывает помощь жертвам насилия в семье) в 2003 г. различного рода помощь была оказана 18 500 чел., из них 89% - женщины. Именно государственная политика в области здравоохранения и обеспечения репродуктивных прав является наиболее показательным примером взаимовлияния неолиберализма и формирования гендерно ориентированного курса. Начиная с 1980-х годов, мексиканское правительство осуществляет один за другим национальные планы по борьбе с бедностью, инфляцией, неграмотностью и др. В Национальном плане развития на 1995-2000 гг. отдельным блоком были выделены мероприятия и механизмы по решению вопросов, связанных со здравоохранением и репродуктивным здоровьем.
Для реализации программы были учреждены специальные институты, регулирующие вопросы планирования семьи, сексуального воспитания и репродуктивного здоровья. В 1997 г. под давлением женских общественных организаций в структуре Министерства здравоохранения Мексики был создан Главный офис репродуктивного здоровья. Под патронажем именно этого ведомства реализуется большая часть отраслевых программ.
Наиболее продвинутыми в последние годы является программы по сексуальному воспитанию подростков. Так, в 2002 г. Указом президента Мексики в рамках реализации очередного Национального плана развития на 2001-2006 гг. разработана «Система мер по национальному здоровью», в которой отдельными пунктами обозначается приоритет сексуального воспитания подростков как залог репродуктивного здоровья и профилактика СПИД/ВИЧ [92, c. 5].
Вместе с тем, в католической Мексике государство весьма осторожно относится к контрацепции и праву на аборт. Так, в 1990-е годы государственные учреждения и институты не брали на себя обязанность информировать о возможностях контрацепции. Эту роль исполняли организации гражданского общества. Однако именно под давлением последних в 2000-х годах ситуация стала меняться. Аборты были запрещены вплоть до 2000 г., кроме случаев крайней необходимости. Церковь весьма активно вмешивается в политику относительно контрацепции и права на аборты: в период дискуссий о разрешении абортов она жестко выступила против, в то время как женские организации - за. Но государство в ситуации высоких показателей женской смертности и бесплодия в результате криминальных абортов пошло на уступки, и в августе 2000 г. разрешило аборт. Примечательно, что это решение было принято, когда президентом Мексики стал В. Фокс, представитель консервативной ПНД, которая в отличие от других партий нередко характеризуется как сторонница католических ценностей [79, c. 54].
В 2002-2005 гг. Министерство здравоохранения в сотрудничестве с двумя ведущими неправительственными организациями реализовывало программу, направленную на развитие гендерно чувствительной бюджетной политики в области здравоохранения. Кроме того, на стадии разработки плана и мероприятий программы активными партнерами и участниками выступили нижняя палата парламента и Университет Мехико. Главной идеей программы стала разработка институциональных оснований для реализации гендерно чувствительной бюджетной политики в здравоохранении.
Что касается проблемы насилия, то она неоднократно выносилась на повестки дня различных локальных и мировых конференций. Итогом их работы стало заявление, что решение данной проблемы находится в руках местных властей и общин, и что без их помощи решения проблеме не суждено найти.
В Мексике неправительственная организация «Investigacion de Familia y Poblacion» создала группы для подростков, чтобы помочь им предупредить насилие при свиданиях и в отношениях с друзьями. Этот проект озаглавленный «Лица и маски насилия», применяет раздельные методики, которые помогают молодым людям исследовать свои чувства и мысли о любви, желании и сексе и понять, как традиционные гендерные роли могут мешать нормальному поведению мужчин и женщин.
Многие женщины не обращаются за поддержкой в существующие официальные службы. Поэтому представляется важным расширение неформальных источников поддержки через сеть соседей и друзей, религиозные и другие общинные группы и рабочие места. В зависимости от того, как эти неформальные группы и индивиды отреагируют на насилие, жертва насилия со стороны партнера будет предпринимать действия или замкнется и будет винить во всем себя.
Многое могут сделать программы, которые используют конструктивное реагирование на насилие семьи и друзей. Инновационная программа в Ицтакалко (Мексика), например, использует мероприятия в общине, средства информации малого масштаба (такие как плакаты, брошюры и аудио-кассеты) и рабочие группы, которые помогают жертвам насилия обсудить то, что с ними случилось, и демонстрируют друзьям и членам семьи, как нужно поступать в таких ситуациях. Именно таким образом решается проблема насилия в латиноамериканском регионе.
Таким образом, для большинства исследуемых стран латиноамериканского региона характерна схожесть решения гендерных проблем. Так, были созданы правительственные организации, для планомерного мониторинга и принятия радикальных решений по обозначенным проблемам. Все они финансируются не только правительством, но и получают дотации из различных международных организаций. Примерами таких организаций служат: НУЖД в Чили, Национальный совет женщин в Аргентине и Национальный Совет по правам женщин в Бразилии.
Особое положение в вопросе решения гендерных проблем занимает Мексика. В сущности, национальный гендерный механизм находится в Мексике в фазе становления. В ней, не было создано никакого правительственно подчиненного органа, ответственного за решение гендерных проблем. Эту функцию в государстве взяло на себя правительство. И, несмотря на это, Мексика в последние полтора десятилетия сделала по-настоящему значимый прорыв в области демократических преобразований, частью которых является и политика по защите прав женщин и обеспечению равных прав и возможностей.
Большинство Национальных советов, созданных для решения гендерных проблем, имеют региональные структуры, однако наиболее представительным в данном вопросе является Национальный совет по правам женщин в Бразилии, который считал приоритетным создание местных советов помощи женщинам на региональном уровне с самого начало своей работы.
Наиболее остро при решении гендерной проблематики стоит финансовый вопрос, от наличия средств зависит решение той или иной проблемы. Некоторые организации имеют специальные фонды сбора средств для решения гендерной проблематики, ярким примером также является Бразилия.
Все организации тесно сотрудничают со СМИ и различными международными организациями, проводя различные совместные акции по предотвращению последствий гендерных проблем и по их предупреждению.
Заключение
Проблема гендерного равенства воспринимается как проблема реальная и важная для всего общества Латинской Америки. Положительные тенденции, характерные для Латинской Америки в последние годы, - это результат долгой и непростой эволюции латиноамериканского общества по пути модернизации, целенаправленных усилий демократической власти и гражданских организаций, как политических, так и занятых вопросами повседневного существования.
Социальное положение латиноамериканских женщин отличается неоднородностью, что связано с региональными особенностями, с сохранением традиционных гендерных стереотипов и постепенным укреплением новых представлений о роли женщины в обществе, новых моделей поведения. Серьезными и трудноразрешимыми проблемами в современных странах Латинской Америки являются:
Проблема «женщины и образование». До сих пор остается нерешенность вопроса получения девочками среднего образования, что связано в первую очередь с необходимостью раннего выхода на работу для обеспечения семью.
Проблема «женщины и насилие». Основным фактором, влияющим на сохранение традиции насилия в латиноамериканских семьях, является устойчивая стериотипизация общества.
Проблема женской смертности, неотделимая от проблемы легализации абортов в латиноамериканском обществе.
Проблема «женщины и политика».
Это проблемы не «чисто женские», однако без их решения невозможно и настоящее гендерное равноправие.
В своем большинстве проявления гендерного неравенства наносят вред благополучию людей и перспективам развития стран. Основными факторами, стоящими на пути преобразования гендерных отношений и устранения гендерного неравенства являются общественные институты, домохозяйства и экономика.
Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе