Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа
Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.
В настоящее время Национальный Совет работает по нескольким важным направлениям:
- в сфере здравоохранения: оценка планов и правительственных программ с точки зрения учета гендерной проблематики; осуществление Программы интегрированного внимания к здоровью женщины (PAISM); проведение национальных кампаний по предотвращению материнской смертности и болезней;
- в сфере предотвращения насилия против женщин: проведение встреч на федеральном уровне между полицейскими, неправительственными организациями и академическими учреждениями, специализирующимися на гендерной проблематике;
- в сфере общественных коммуникаций: проведение рекламных кампаний и разработка информационных материалов для широкого распространения;
- в сфере законодательства: участие в выработке законодательных актов;
- в сфере образования и культуры: разработка программы по положению женщин для государственных образовательных учреждений; разработка плана поддержки университетских магистерских и докторских программ, которые занимаются исследованием положения женщин; изменение стереотипов о женщинах и неграх в школьных учебниках; инспектирование исполнения законодательства о детских садах;
- в сфере условий труда сельских женщин: поддержка работы сельских профсоюзных организаций; обеспечение доступа сельским женщинам к владению землей;
- в сфере расовых отношений: борьба с расовой дискриминацией; изменение стереотипов в школьных текстах, организация и проведение семинаров по положению афробразильских женщин; поддержка национальных и региональных встреч для афробразильских женских организаций.
В это же время Национальный Совет в кооперации с женскими движениями организовывает и поддерживает много событий, семинаров, конференций и кампаний, связанных с предотвращением насилия против женщин, с созданием и изменением образа женщины в средствах массовой информации, с защитой конституционных прав женщин, с охраной здоровья и репродуктивных прав женщин.
Национальный Совет установил тесный контакт с Министерством иностранных дел в связи с договорами и международными соглашениями по гендерной проблематике. Совет участвовал в международных форумах, представляя Бразилию и внося вклад в работу комиссии ООН. Наконец, Совет создал Центр изучения, документации и информации о женщинах (CEDIM), который занимался сбором информации о женских группах и финансовом положении женщин.
Что касается улучшения положения женщин в сфере политики, то согласно Конституции 1988 г., женщина имеет право голосовать, участвовать в выборах, занимать государственные посты [116]. В соответствии с Индексом человеческого развития (PNUD 1999), Бразилия находится на 79-м месте по гендерному неравенству участия в политике. Несмотря на то, что женщины представляют 51 % населения и 49% электората, они минимально участвуют в законодательном собрании, незначительно присутствуют в исполнительной и судебной власти Бразилии.
Тем не менее, можно отметить и позитивные изменения. В 2001 г., согласно данным избирательных комиссий, проанализированным Центром феминистских исследований и консультирования, численность женщин-кандидатов в городские советы выросла до 22% по сравнению с 19% на выборах 2000 г. Число женщин-кандидатов на пост мэра выросло с 7,5 до 9,4% за тот же период [43, с. 12]. В 2012 году женщины-кандидаты в городские советы составили 24% от общего количества, а женщины-мэры - уже 9,1%.
В 2003 г. тогдашний президент Лула да Силва включил в свой первый кабинет 5 женщин - беспрецедентное событие в истории латиноамериканского региона. Однако присутствие женщин в политике все равно остается недостаточным. В 2001 г. в Конгрессе среди 513 депутатов было всего 29 женщин, в сенате из 81 депутата - только шесть женщин. В 2004 г. число женщин-депутатов возросло до девяти. В 2012 г. их уже 11.
Важным элементом решения проблемы представленности женщин в политической сфере, явился выбор в 2011 году на пост президента страны женщины - Дилмы Русефф, в прошлом министра энергетики и главы администрации президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силвы [11]. Рейтинг одобрения деятельности Д. Русефф после трех месяцев президентства приблизился к 50% и идентичен рейтингу самого популярного президента в истории Бразилии Л. Инасио Лулы да Силва через 100 дней после начала его второго мандата.
Аргентина, вторая после Бразилии страна в латиноамериканском регионе, которая отважилась на создание в 1992 г. национального институционального механизма по гендерному равенству и улучшению положения женщин. Он получил название «Национальный Совет женщин» (El Consejo Nacional de la Mujer).
Национальный Совет женщин является специальным правительственным органом, находящимся в прямом подчинении президенту страны и ответственным за комплексную реализацию в обществе норм международных конвенций «Об уничтожении всех форм дискриминации против женщин» (1993) и «Межамериканской конвенции по предотвращению, наказанию и искоренению насилия против женщин» (1994). Основные положения этих международных документов были включены в новую редакцию Конституции (1994) [115].
Национальный Совет женщин действует как на федеральном уровне, с центральным офисом в столице, так и имеет свои филиалы на местах, в провинциях и муниципалитетах больших городов. Управление Национальным Советом осуществляют Директорат и Федеральный Совет. Директорат состоит из президента, вице-президента, а также членов с решающим голосом - одного представителя от кабинета министров, по одному представителю от каждого министерства и по одному представителю от Сената, Палаты депутатов и Верховного суда. Федеральный Совет составляют члены Директората и специальные представители от провинций и от муниципалитета г. Буэнос-Айрес. Президент Национального Совета женщин назначается президентом страны и находится в ранге помощника секретаря президента (subsecretario de la Presidencia). В настоящее время этот пост занимает Мария Лусила (Пимпи) Коломбо. Она руководит всей деятельностью Совета, курирует взаимодействие с другими министерствами и ведомствами, осуществляет представительские функции, а также утверждает в должности своего ближайшего помощника - вице-президента, избираемого Федеральным Советом из числа кандидатов от провинциальных органов власти и от муниципалитета г. Буэнос-Айрес.
Директорат осуществляет координацию социальных программ различных министерств, связанных с гендерной проблематикой, и оценивает их эффективность; оказывает финансовую поддержку собственных проектов Национального Совета.
Федеральный Совет является основным исполнительным органом Национального Совета женщин. Он собирается не менее двух раз в год и принимает решения большинством голосов (с решающим голосом президента). Федеральный Совет разрабатывает политику всей организации на год; определяет наиболее кризисные (в гендерном плане) сферы общественной жизни и необходимые меры по их улучшению; подводит итоги работы; два раза в год готовит доклады о своей деятельности президенту страны.
Национальный Совет женщин имеет достаточно широкие полномочия: может привлекать к своей работе политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, действующие в стране; требовать любую информацию у любого министерства; участвовать в совместных проектах и в работе других министерств, если она затрагивает проблемы, связанные с положением женщин; добиваться поддержки своих проектов в Конгрессе через членов Директората; докладывать о своих предложениях (а также о трудностях) президенту.
Основными задачами Национального Совета женщин с самого начала его деятельности стали следующие:
1. В целях укрепления демократии и перспектив дальнейшего развития легитимировать в глазах общества фактическое равенство мужчин и женщин; гарантировать женщинам исполнение их конституционных прав.
2. Разработать и реализовать на практике специальные программы, обеспечивающие равенство и прекращение дискриминации.
3. Наладить эффективную деятельность Советов женщин на местах, в провинциях и обеспечить взаимодействие федерального и местного уровней.
4. Обеспечить взаимодействие Совета с различными организациями и структурами гражданского общества с целью выработки совместных проектов и организации совместной деятельности.
5. Наладить диалог с другими министерствами и ведомствами, прежде всего «социальной» направленности: с министерствами социального развития; труда, занятости и социального обеспечения; здравоохранения, образования, науки и технологии; федерального планирования и др.
6. Содействовать расширению связей с законодательной и судебной властью.
7. Развивать культуру солидарности в обществе и культуру труда, основанную на уважении к домашнему труду и другим традиционным формам «женской» занятости.
8. Воздействуя на систему образования, способствовать формированию отношений равенства и взаимоуважения в семье, искоренять все виды насилия в обществе, в том числе и домашнее насилие.
9. Участвовать в подготовке конституционной реформы, обеспечить координацию усилий женщин-политиков, юристов, правозащитниц, работников органов власти на местах с целью разработки нового законодательства по правам женщин [25, c. 30].
Равноправие женщин в Аргентине опирается на Конституцию 1994 г. и ряд специальных законов, принятие которых во многом явилось результатом деятельности Национального Совета женщин (хотя некоторые принимались еще в 1970-80-е годы).
Другими важнейшими законами, обеспечивающими права женщин, являются:
* Закон о защите от домашнего насилия, который предусматривает уголовное наказание за любые формы насилия и возможность обратиться в суд в случае применения насилия в семье, а также ответственность работников здравоохранения, образования и социальных организаций за умалчивание известных им фактов семейного насилия.
* Закон об участии женщин в профессиональных объединениях предусматривает 30%-ное представительство женщин на руководящих и выборных постах в профсоюзах.
* Ряд декретов гарантируют равные возможности для профессионального продвижения и карьерного роста, особенно молодых женщин, и защищают от сексуальных домогательств на службе.
* Устанавливается пенсионный возраст для женщин - 60 лет; для получения государственной пенсии необходим стаж работы в 30 лет.
* Закон о включении домохозяек в пенсионную систему предусматривает их право на минимальную государственную пенсию по достижении пенсионного возраста и право на индивидуальную накопительную пенсию, с выбором пенсионного фонда.
* Закон о включении в общенациональную систему социальной защиты (здравоохранение, пенсионное обеспечение) работников «домашней сферы» (домработниц, гувернанток, няней и др.) обеспечивает социальные права самой «уязвимой» с точки зрения трудовых отношений категории женщин.
* Ряд специальных законов защищают права беременных женщин и молодых матерей:
- предоставляется 45-дневный оплачиваемый отпуск до и после родов (в случае преждевременных родов увеличивается количество дней после родов);
- работодатель не имеет права уволить беременную женщину за 7,5 месяцев до родов и в течение 7,5 месяцев после родов (в последнем случае без сохранения содержания);
- работающей кормящей матери должен быть предоставлен режим работы, позволяющий кормить ребенка;
- ни медицинский работник, ни работодатель и никто другой не имеют права применять по отношению к беременной или кормящей женщине меры, способные повредить ребенку;
- при госпитализации беременная женщина может взять с собой ребенка до 4-х лет (в случае необходимости для таких детей организуется специальный садик);
- закон о защите от дискриминации в образовательных учреждениях предусматривает предоставление беременным и кормящим женщинам индивидуального графика учебы;
- было учреждено несколько типов «семейных» пособий (для одного из родителей, чей доход не превышает 1 500 долл. в год): на бракосочетание; на ребенка; на ребенка-инвалида; дородовое пособие; послеродовое пособие; школьное пособие (ежегодное) для получения базового образования; субсидию матери за роды. Размер пособий меняется в зависимости от экономических условий жизни.
Специальные законы утвердили два тематических «женских» праздника: «Национальный день политических прав для женщин» (23 сентября каждого года, в честь 23.09.1947, когда был принят закон о равенстве политических прав) и «День выдающейся женщины» (8 Марта каждого года). К 8 Марта предполагается проведение конкурсов, праздников, вручение премий известным женщинам страны [29, c. 67].
Аргентинское законодательство является достаточно передовым в плане обеспечения гендерного равноправия и защиты социальных и репродуктивных прав женщин. Однако существует серьезная проблема, которая крайне негативно воздействует на целый комплекс вопросов, связанных именно с репродуктивным здоровьем и психологическим благополучием женщин: это запрещение абортов. В Аргентине до сих пор нет закона, разрешающего аборты, эта тема бурно обсуждается в обществе, вызывает политические акции, однако глубокая религиозная традиция и жесткая позиция католической церкви пока препятствуют прогрессивному решению этого вопроса.
На протяжении всего времени Национальный Совет женщин считает своей приоритетной задачей развитие и продвижение проектов, обеспечивающих реальное, а не формальное, равенство возможностей для мужчин и женщин. В значительной степени это касается сферы трудовых отношений.
В 1993 г. совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты была принята специальная комплексная программа «Равенство возможностей», продолженная затем и в период 1995-1999 гг. Эта программа, помимо координации действий различных ведомств, предполагала:
- улучшение и расширение профессиональной подготовки женщин (создание сети курсов повышения квалификации, центров профориентации);
- содействие включению женщин в рынок труда (помощь в создании микропредприятий, при найме на работу);
- изучение действительного положения женщин на рынке труда (проведение соцопросов, подготовка аналитических докладов);
Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе