Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа
Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.
В Латинской Америке тема гендерного неравноправия начала активно обсуждаться с начала 80-х годов ХХ века, когда многие страны Латинской Америки начали переход к рыночной экономике. В это время создаются первые правительственные организации по защите прав женщин, которые по своей сути были призваны решить гендерные проблемы региона.
Выход экономики стран региона на новый уровень, демократизация общества, участие в различных международных проектах и многое другое подтолкнули ряд латиноамериканских стран на создание национальных механизмов по гендерному равенству.
Первой латиноамериканской страной, вступившей на путь решения гендерных проблем, стала Бразилия. В условиях политической либерализации начала 1980-х гг. в стране активизировались феминистские движения, определившие своей целью изменение положения женщины в обществе и преодоление существующего гендерного неравенства. Феминистское движение активно и планомерно содействовало включению гендерной проблематики в публичную повестку дня в качестве одной из насущных проблем, требующих скорейшего решения [3, c. 12]. Именно возникновение этих движений и послужило толчком для создания законом от 29 августа 1985 г. Национального Совета по правам женщин (далее Национальный Совет), первой правительственной организации по защите прав женщин как в стране, так и в регионе в целом [5, c. 87]. В 2002 г. президент Лула да Силва подписал указ о создании нового институционного органа - Специального Секретариата по женской политике (далее Специальный Секретариат), а в 2003 г. Национальный Совет вошел в состав Специального Секретариата в качестве консультативного органа [6, c. 42].
Новый Специальный Секретариат, как и большинство национальных механизмов по улучшению положения женщин в Латинской Америке, должен был противостоять многим вызовам, но прежде всего - справиться с низкой эффективностью своей работы и минимальным участием в политическом процессе. Однако в связи с отсутствием четко прописанных полномочий, причиной чего являлось то, что первоначально национальный механизм был создан внутри Министерства юстиции как одна из соподчиненных структур, он фактически имел довольно небольшое влияние на принятие решений. Но уже через год после его создания Специальный Секретариат был наделен министерским рангом, стал подотчетен непосредственно президенту, что вкупе с постепенным ростом численности женщин в бразильской политической системе приблизило этот орган к процессу принятия решений.
Специальный Секретариат и Национальный Совет работают с женщинами и для женщин в сфере социальной, расовой, этнической и гендерной дискриминации и разрабатывают женскую государственную политику.
В компетенцию Специального Секретариата входит:
*непосредственная помощь президенту республики в формулировании, координации и артикуляции женской политики;
*разработка и осуществление образовательных кампаний по предотвращению дискриминации;
*разработка программы, в соответствии с которой гендерные аспекты будут учитываться в деятельности федерального правительства и сфере управления;
*содействие равноправию мужчин и женщин;
*артикуляция, содействие и исполнение программ сотрудничества с национальными и международными, частными и публичными организациями в реализации женской политики;
*сопровождение исполнения законодательства об аффирмативных акциях и публичных действиях, в соответствии с международными соглашениями, конвенцией и программами, подписанными Бразилией; содействие отношениям равенства между мужчинами и женщинами и борьба против дискриминации [6, c. 16].
Цель Национального Совета - совершенствовать политику государства в области ликвидации социально-экономических различий и дискриминации в отношении женщин, активно участвовать в политической, экономической и культурной деятельности страны.
В компетенцию Национального Совета входит:
* участие в разработке критериев и параметров для формулирования и осуществления целей и приоритетов публичной политики, гарантирующих равенство условий для женщин, в том числе в бюджетных вопросах;
* выработка стратегии сопровождения, оценки и контроля, а также участия в процессе осуществления недискриминационной женской политики на федеральном уровне;
* поддержка Специального Секретариата во взаимодействии с другими административными федеральными органами и правительствами штатов, муниципалитетов и федеральных округов;
* содействие проведению научных исследований, дебатов о положении женщин для разработки соответствующих предложений по устранению всех форм дискриминации;
* участие в организации национальных конференций по публичной женской политике;
* разработка программ и проектов, учитывающих гендерные проблемы на уровне государственного управления;
* консультации с органами и частными лицами, не представленными в Национальном Совете, по вопросам изменения отношения к женщинам и их положения и осуществление систематического обмена опытом;
* обсуждение с представителями женского движения, советами штатов и муниципалитетов вопросов сотрудничества и разработки общих стратегий осуществления деятельности в сфере равенства и социального управления [48, c. 238].
Закон № 7353 от 29 августа 1985 г. учреждал вместе c Национальным Советом Специальный фонд, предназначенный для финансирования деятельности Совета. В то время Национальный Совет имел административную и финансовую автономию. Он состоял из Совещательного Совета, Совета Технической помощи и Исполнительного секретариата. В настоящее время, в соответствии с декретом № 4.773, в состав Совета входят 10 министерств.
Сегодня подразделения национального механизма существуют на всех уровнях. Еще в 1983 г. до создания Национального Совета, вслед за введением прямых выборов губернаторов, в бразильских штатах Минас-Жераис и Сан-Паулу появились первые советы по положению женщин. В 1991 г. в Бразилии существовало уже 11 советов штатов и 38 муниципальных советов по женскому положению. Все они имели поддержку региональных администраций, а в штатах Гойя и Рио-де-Жанейро даже получили статус государственных секретариатов (то же положение и на сегодняшний день). С самого момента своего создания они играют значительную роль, введя понятие «гендер» в государственную политику в сферах здравоохранения, образования, законодательного процесса, труда, охраны правопорядка. Советы штатов продолжали работу даже в условиях сурового экономического и политического кризиса начала 1990-х годов. В 1992 г. правительство Сан-Паулу объявило о выработке «Соглашения по уничтожению всех форм дискриминации против женщины» с участием префектов, законодательного собрания штата и коммунальных городских советов и приняло его. В настоящее время в Бразилии насчитывается 150 муниципальных советов и 23 совета штатов по положению женщин [68, c. 29].
Однако решением гендерной проблематики в это же время занимались не только правительственные органы, но и общественные движения, в том числе и феминистские, которые вновь активизировали свою деятельность на волне принятия новой Конституции 1988 года. Все это привело к разработке Хартии бразильских женщин, содержащей предложения в новую конституцию страны относительно здравоохранения, планирования семьи, условий труда, культуры, прав собственности, преодоления насилия в отношении женщин и всех видов дискриминации. Хартия была представлена в Конгресс, некоторые предложения были включены во вновь принятую Конституцию.
Конституция 1988 г. провозглашает принцип полного равенства между мужчинами и женщинами (ст. 5) [116] и содержит большинство требований, сформулированных женским движением. В области экономических, социальных и культурных прав Конституция и последующее бразильское законодательство абсолютно соответствуют требованиям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Включенность в бразильскую Конституцию предложений, сформулированных феминистскими движениями, по замыслу правительства должна была свидетельствовать о заинтересованности в решении гендерных проблем на всех уровнях. Однако на деле это оказалось лишь формальной чертой действовавшего в 1988 году правительства. Не решенной все еще оставалась проблема включенности женщин в политическую деятельность. Лишь в 1996 г. для регулирования муниципальных выборов в Бразилии был издан закон № 9100/95, установивший, что в списки политических партий должны входить как минимум 20% женщин [45, c. 341].
Национальные гендерные программы и стратегии начали разрабатываться в Бразилии еще в 1990-е годы. В тот же период был подготовлен последний Национальный доклад для ООН о положении женщин в Бразилии. Последующие данные можно найти лишь на сайтах неправительственных организаций, получивших гранты на разработку гендерной проблематики.
В марте 1996 г. бразильское правительство объявило о начале Национальной Программы по предотвращению и борьбе с домашним и сексуальным насилием. Частью этой программы стал законопроект, представленный президентом Бразилии Ф.Э. Кардозу Национальному Конгрессу. В законопроекте предлагалось внести серьезные поправки в Уголовный кодекс: не классифицировать больше преступления на сексуальной почве как преступления против традиции, а рассматривать их как преступления против человека. Однако Кардозу не удалось провести эти поправки через Конгресс [4, c. 67].
В 1997 г. после широкой общественной дискуссии Национальный Совет по правам женщин разработал «Стратегии равенства». При подготовке этого документа Национальный Совет опирался на идеи и задачи, поставленные в Национальной программе по правам человека, которая была ранее разработана Министерством юстиции Бразилии. В «Стратегиях равенства» впервые за всю бразильскую историю была предложена интегрированная программа государственной политики и гражданских инициатив для укрепления гражданских прав женщин. Совет также разработал вместе с федеральной администрацией Национальную программу содействия равенству в государственных и муниципальных учреждениях.
В 2002 г. представители находящейся тогда у власти Партии Трудящихся и президент Бразилии Лула да Силва пытались проводить последовательную гендерную политику, основными направлениями которой являлись действия по предотвращению домашнего насилия, обеспечению здоровья женщин, решению вопросов труда и занятости. Такая политика отражала понимание гендерных проблем в контексте взаимоотношений класса, расы и гендера. Гендерная программа Партии Трудящихся испытала на себе влияние четырех различных политических и культурных концепций: социализма с его классовым подходом, феминизма, бразильского католицизма и непосредственно гендерного подхода [63, c. 41].
Классово ориентированный социализм рассматривает женскую независимость и эмансипацию как следствие интеграции в рабочий класс. Наибольшую озабоченность у Партии Трудящихся вызывают женщины с низким доходом, которые продолжают составлять большую часть работающих в государственном секторе. В некоторых штатах женщины из наиболее низкооплачиваемой категории (уличные уборщицы) получили доступ к обучению грамотности, профессиональным тренингам и повышению знаний о гендерных и общественных проблемах.
В 2004 г. Специальный Секретариат подготовил Национальный план политики для женщин. В плане был дан анализ дел в отношении гендерного равенства, а точнее - положения женщин, что объясняет отсутствие четкого определения термина «гендерное равенство». Лишь однажды упоминается о том, что «равенство между мужчинами и женщинами - это уважение сексуальной ориентации» [26, c. 54].
За двадцать лет своего существования национальный механизм по проблемам улучшения положения женщин в Бразилии подвергся серьезным испытаниям. Возникнув на волне демократизации, Национальный Совет по правам женщин находился на пике активности с 1985 по 1989 г. - период политических реформ в стране.
С начала 1990-х годов наступает «долгий период деинституционализации и маргинализации Национального Совета», связанный, по всей вероятности, с нестабильной экономической ситуацией и усилением политической децентрализации в стране. В это время деятельность национального механизма перемещается на местный и региональный уровни, где активизируются советы по положению женщин.
После IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995) государственная политика в Бразилии привела к определенным результатам. В борьбе с бедностью приоритет отдавался женщинам, являющимся главой семейства, поддерживалось семейное земледелие, оказывалась поддержка в создании рабочих мест и доходов для женщин. В сфере здравоохранения произошло улучшение качества родовспоможения, сохранения беременности и перинатального ухода; большее внимание стало уделяться предотвращению, ранней диагностике и немедленному лечению рака груди и цервикального рака, уходу за жертвами насилия [48, c. 73].
Лишь в 2003 г. в Бразилии был воссоздан обновленный и укрепленный национальный механизм по улучшению положения женщин и гендерному равенству. Отличие нового механизма состоит в том, что он имеет мощную поддержку женского политического сообщества, за прошедшие годы умножившего свои ряды. Женское политическое сообщество активно развивается как «по горизонтали» (женская фракция в Национальном конгрессе, рост числа женщин в правительстве, феминисток в Партии трудящихся, женских НПО и тематических групп), так и «по вертикали власти» (гендерные политические сообщества в федеральных, региональных и местных администрациях).
Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе