Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа
Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.
Согласно ст. 1 данного закона, Национальное управление по делам женщин - это государственное учреждение, функционально децентрализованное, наделенное правом юридического лица, обладающее самостоятельным балансом, счетами и закрепленным имуществом. Связь с президентом республики осуществляется посредством Министерства планирования и кооперации.
В обязанности НУДЖ входит (ст. 2):
* ходатайствовать перед министерствами, отвечающими за государственную политику, о мерах по продвижению правовых, нормативных и административных реформ для достижения заявленных целей;
* реализовывать и стимулировать исследования, направленные на изучение реального положения женщин и их семейной группы;
* развивать и предлагать меры с целью укрепления семьи, направлять их на развитие как самой семьи, так и каждого из ее членов;
* усиливать меры, направленные на рассмотрение и оценку домашнего труда как необходимого вклада в функционирование семьи и общества;
* предпринимать конкретные меры для эффективной защиты материнства как фундаментальной ценности общества;
* поддерживать сотрудничество с национальными, международными и иностранными организациями, с физическими и юридическими лицами со схожими целями и действиями, заключать с ними контракты или соглашения на осуществление проектов и акций в общих интересах, не нарушая функций Министерства иностранных дел;
* оценивать выполнение одобренной политики, планов и программ для исполнения рекомендаций Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированной правительством Чили;
* развивать и предлагать политику, способствующую равному доступу женщин к различным сферам общества;
* координировать при помощи государственных и частных служб и организаций программы, акции и другие меры, отвечающие целям НУДЖ.
НУДЖ имеет представительства в столице каждого из 13 округов страны, а его центральный аппарат располагается в Сантьяго. Региональные управления сотрудничают с губернаторами во всех вопросах компетенции НУДЖ и разрешают их на региональном уровне.
Высшее техническое и административное управление возлагается на директора, который имеет ранг государственного министра. На сегодняшний день министром Национального управления по делам женщин является Лаура Альборнос Поллманн, 37 лет, адвокат по образованию, мать двоих детей. Принадлежит к Христианско-демократической партии Чили. В ее функции и полномочия, обозначенные в ст. 5 Закона № 19023, входит:
* направлять, планировать и инспектировать осуществляемую деятельность с целью выполнения функций и задач НУДЖ;
* координировать, контролировать и оценивать деятельность, которую развивают центральные подразделения НУДЖ и региональные управления;
* изучать и предлагать проект годового бюджета;
* подготавливать и предлагать высшие положения и указы, которые имеют отношение к компетенции, организации и функциям НУДЖ;
* исполнять и заключать все виды актов и контрактов касательно движимого, недвижимого, материального и нематериального имущества, находить компромиссы в вопросах права, действий и обязательств по договору и вне его;
* делегировать некоторые из своих функций и полномочий другим работникам управления и предоставлять мандаты для определенных дел;
* определять и изменять внутреннюю структуру НУДЖ и его подразделений согласно регламенту;
* выполнять остальные функции и полномочия, которые установит закон и регламент.
Для исполнения своих функций директор располагает помощью заместителя, который помимо этого осуществляет собственные вверенные ему функции. В общей сложности кадровый состав Национального управления по делам женщин насчитывает 59 сотрудников, 43 из которых работают в центральном аппарате, а 16 - в региональных управлениях. Собственность НУДЖ состоит из движимого и недвижимого имущества, которое приобретается безвозмездно или возмездно.
Одной из ключевых инициатив Национального управления по делам женщин стали разработка и осуществление Плана обеспечения равных возможностей для женщин на 1994-1999 годы, в котором подтверждена необходимость учета гендерных аспектов во всех сферах государственной политики. В 1995 г. исполнительная власть включила план в правительственную программу. Были предприняты конкретные действия для достижения более справедливого доступа тех и других к благам, ресурсам и возможностям развития. План помог осознать степень неравенства, которое существует в отношениях между людьми, и включить в повестку дня общества вопросы дискриминации, которой подвергаются женщины, а также проблемы неравенства полов.
С 1997 г. и до настоящего времени Министерство здравоохранения Чили и НУДЖ, подписав Соглашение о сотрудничестве, осуществляют Программу охраны здоровья женщин. Эта программа сосредоточена на разработке такой комплексной и учитывающей женскую специфику формы охраны здоровья женщины, которая охватывала бы ее жизнь на всем протяжении, а не только репродуктивный период, и учитывала экономические, социальные и культурные аспекты. Также был разработан документ «Включение гендерных перспектив в новую программу здравоохранения Чили», подготовленный Консультативной группой по гендерным вопросам Министерства здравоохранения, а также представителями организаций гражданского общества и академических кругов.
Отдельно следует сказать о мероприятиях, проводимых государством для улучшения условий жизни коренных чилийских народов, которые в большей степени подвержены нищете, имеют ограниченный доступ к социальным благам. По данным переписи 2002 г. коренные народы составляют 4,6 % от общей численности населения. В основном это индейцы племен мапуче (87%) и аймара (3%). Министерство здравоохранения осуществляет программу «Здоровье и коренные народы», финансируемую Межамериканским банком развития (МБР). Она подразумевает включение в систему здравоохранения знаний, практических навыков и потребностей коренных народов в плане сохранения здоровья и лечения заболеваний, на основании собственных представлений и культурных ценностей, в атмосфере взаимного уважения и пользы. В этой связи различные медицинские учреждения страны стали накапливать местный опыт, связанный с более заботливым отношением к родам и уходу за новорожденными и матерями, уважая традиционные знания культуры коренных народов. В частности, одним из основных требований женщин народа аймара является сохранение традиционного обряда родов, их общинного характера, в семейной обстановке и при наличии определенных условий естественного и эмоционального характера, которые, очевидно, не могут быть соблюдены в медицинских учреждениях.
Позже на основе достигнутых результатов НУДЖ разработало второй План обеспечения равенства возможностей мужчин и женщин на 2000-2010 годы, который был призван содействовать усилению гендерной политики в системе государственных учреждений. В нем были определены шесть основных областей деятельности: обеспечение гарантий формирования культуры равенства возможностей для мужчин и женщин; содействие правам женщин и их осуществлению в полном объеме; содействие участию женщин в структурах власти и в процессе принятия решений; обеспечение экономической самостоятельности женщин и преодоление нищеты; обеспечение благополучия и качества жизни женщин; учет гендерных аспектов в политике государства [2, c. 73].
НУДЖ занимается также разработкой оперативных планов на национальном, региональном и/или общинном уровнях с учетом особенностей и потребностей каждого из 13 регионов страны.
Весьма важным достижением НУЖД стало появление Совета министров по вопросам равенства возможностей [12, c. 45]. В президентском указе о его создании отмечается: «Чили приняла на себя соответствующие обязательства, вытекающие из таких международных документов, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Совет министров по вопросам равенства возможностей был создан в соответствии с президентским указом № 15 от 24 марта 2000 г. В состав Совета входят министры - члены Генерального секретариата президента; министры экономики, развития и реконструкции; планирования и кооперации; здравоохранения; просвещения; юстиции; внутренних дел; труда и социального обеспечения, а также руководитель Национального управления по делам женщин в ранге министра.
Задачами Совета являются контроль и обеспечение выполнения плана 2000-2010 гг. министерствами, ведомствами и предприятиями государства, которые обязаны в своей конкретной политике учитывать гендерную проблематику. Благодаря этому органу политика обеспечения равных возможностей впервые стала рассматриваться в более широкой перспективе.
Такой государственный подход объясняется тем, что политика, направленная на продвижение интересов женщин (как на местном, так и на общенациональном уровне), стала все больше соотноситься с международными стандартами и критериями оценки их деятельности. После IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995) и принятой там Платформы действий часто таким критерием является CEDAW, Антидискриминационная конвенция ООН (1979). Важным шагом на пути достижения поставленных целей стало публичное признание чилийским правительством того факта, что в стране существует гендерное неравенство. На сегодняшний день в ООН предоставлены четыре периодических доклада о принятых мерах, достигнутом прогрессе и трудностях, возникших при осуществлении Конвенции [30, c. 5].
Начиная с 2000 г., учет гендерных аспектов в деятельности государства стал более глубоким, начали формироваться специальные структуры / механизмы государственного управления. Например, Программа совершенствования управления, которая призвана обеспечить равный доступ женщин и мужчин к результатам государственной политики.
В 2001 г. была создана Двусторонняя комиссия. В ее состав вошли представители министерства труда, НУДЖ и Объединенного профцентра трудящихся Чили. Комиссия разработала план по улучшению условий труда и обеспечению более эффективной защиты женщин, занятых в государственном секторе, по преодолению любых форм дискриминации, ограничений или ущемления их прав.
С 2000 г. в стране действуют бюро информации, рассмотрения жалоб и предложений (ОИРС), которые призваны защищать интересы женщин, обеспечивать доступ к информации наравне с мужчинами. ОИРС активно работают во всех регионах страны, оказывая прямую и косвенную помощь пользователям: индивидуальную (личную и по телефону), проведение коллективных и массовых мероприятий с целью распространения информации о правах, в ходе которых участникам раздают небольшие брошюрки. Косвенная помощь оказывается в форме ответов на вопросы женщин в письменном виде, электронной форме и в рамках радиопередач. Информация распространяется также на странице НУДЖ в Интернете и на портале в Интернете «Mujeres Chile« (Женщины Чили) [38, c. 76]. На этих страницах имеется раздел INFOMUJER (ИНФОЖЕНЩИНА), в котором в ясной и доступной форме представлена информация о правах женщин. И хотя женщины пользуются интернетом меньше, чем мужчины, в последнее время электронные средства массовой информации приобретают для них все большее значение.
Из последних проектов НУДЖ важное место принадлежит программе «Продвижение трудовых, сексуальных и репродуктивных прав молодых женщин (от 15 до 34 лет) в 13 регионах страны». Она рассчитана на 3 года (2011-2013 гг.) и нацелена на достижение гендерного равенства и углубление демократии в стране.
Новый тип политического лидерства в регионе представляет президент Мишель Бачелет. Это - первая в истории страны женщина-президент. Полностью состоявшаяся, образованная, прошедшая хорошую политическую школу, имевшая опыт руководства и занимавшая различные министерские посты в правительстве, она отличается от всех других женщин-президентов стран ЛКА тем, что ее приход во власть определялся личными качествами, способностями и трудолюбием. Именно благодаря этому она была выбрана своим предшественником, не имевшим права по конституции баллотироваться на следующий президентский срок, на роль преемницы. М. Бачелет работала министром здравоохранения и министром обороны в правительстве Рикардо Лагоса. М. Бачелет стала третьей в ЛКА женщиной-президентом, завершившей полностью свой мандат (также В. Барриос де Чаморро и М. Москосо), и закончила его с рейтингом одобрения в 80%. В настоящее время она занимает пост руководителя Агентства ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (с сентября 2010 г.).
В отличие
от остальных упомянутых латиноамериканских
стран Мексика не имеет определенного
законодательно-
Деятельность парламентских отраслевых комиссий скоординирована с гендерной стратегией и политическим курсом исполнительной власти.
Палата представителей и сенат среди приоритетных направлений своей деятельности в 2000-е годы называют политику равенства мужчин и женщин.
В структуре исполнительных органов власти существует координационный совет Женской Национальной программы. Она была разработана на 1995-2000 гг. и включала мероприятия по защите прав женщин, предотвращению дискриминации и насилия в различных областях, обеспечению репродуктивных прав. Координационный совет представляет собой децентрализованное административное агентство в структуре исполнительной власти, в соответствии с регламентом агентство возглавляет женщина. Мероприятия программы и деятельность агентства распространяются на субъекты федерации. Кроме того, в структуре исполнительной власти есть специальная Комиссия по делам женщин, являющаяся в настоящее время центральным звеном в реализации политики равных прав и возможностей [10, c. 8].
Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе