Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа
Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.
Среди справочной литературы, которая в своем большинстве выходит под эгидой международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ОБСЕ, можно встретить и литературу, касающуюся непосредственно гендерной проблематики, или хотя бы частично затрагивающую данную тему.
Такого внимания для рассмотрения гендерной проблематики заслуживает «Worldmark Encyclopedia of the Nations (Americas)» [117], энциклопедия, изданная под патронажем ООН, состоящая из 5 частей и посвященная каждому из континентов. В книгах дается качественная информация, включающая в себя такие разделы как: биографические сведения о малоизвестных главах государств, природа, население и культура, традиции и стереотипы, а после последней редакции в 2008 году в ней появился и отдельный раздел, посвященный гендерной проблематике каждого континента. Эта информация, написанная или обновленная в 2009 году, была отобрана из различных печатных и веб-источников. Книга, представляющая долговременную работу Организации Объединенных Наций, является превосходным материалом для поиска готовых ссылок, описывающих историю работы ООН на различных направлениях и в том числе, представляя полезные сравнительные статистические таблицы по всем проблемам, решением которых занимается организация. Несмотря на то, что в книгах не представлена пострановая информация, этот набор является важным источником обеспечения надежной, всеобъемлющей и легко доступной информация по часто задаваемым вопросам.
«Encyclopedia of Latin American history and culture», представляет собой книгу об основных исторических и культурных особенностях латиноамериканского региона, изданную под патронажем Лиги Латиноамериканских государств. В ней содержатся сведения об основных культурных традициях каждой латиноамериканской страны. Авторами также представлена такая тематика, как гендерные стереотипы. И хотя информация не раскрывает данную проблему, изложена она достоверно и может служить отправной точкой для любого гендерного исследования.
Таким образом, мы видим, что работ, дающих полное представление по всем аспектам гендерной проблематики латиноамериканских стран, не существует, что придает актуальность данному исследованию.
Источники по исследуемой теме состоят из следующих групп:
Документальные источники:
Законодательные: правительственные постановления и указы, Конституции латиноамериканских государств.
Актовые источники: Соглашения между правительствами латиноамериканских государств и международных организаций, договоры, конвенции, документы и положения различных международных организаций занимающихся гендерной проблематикой (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ а также ряд других крупнейших латиноамериканских и западноевропейских организаций).
Делопроизводственные материалы: документы и программы правительств, политических партий и защитных организаций латиноамериканского региона, заявления избирательных блоков, экономические проекты различных групп, предвыборные программы кандидатов в президенты.
Статистические материалы: доклады международных организаций и локальные статистические выкладки, материалы и результаты опросов общественного мнения, публиковавшиеся как в средствах массовой информации, так и отдельными изданиями. К сожалению, большинство данных, было получено неофициальными службами, данных, предоставленных на официальных сайтах правительств латиноамериканских государств очень небольшое количество, а там, где они предоставлены в достаточной мере, с трудом можно говорить об их достоверности. Особо следует выделить публикации Независимой службы статистики.
Повествовательные (нарративные) источники:
Источники личного происхождения: дневники, автобиографии.
Публицистические источники: интервью глав государств и правительств стран латиноамериканского региона.
Пресса.
В наибольшей степени были использованы материалы центральных средств массовой информации: Кубы (Granma, Granma Internacional), европейских и латиноамериканских стран (El Pais, Excelsior, Hoy, El Mercurio), США (Washington Post, The Miama Herald), содержащие как информацию аналитического характера, так и различные официальные заявления. Помимо этого использованы материалы ведущих мировых информационных агентств и служб (ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Interfax, Prensa Latina, Reuters, Associated Press, CNN, Radio Habana), документы, предоставленные ИЛА РАН и опубликованные в журнале «Латинская Америка».
Интернет.
Среди наиболее важных Интернет-ресурсов следует выделить сайты посольств, других государственных ведомств различных латиноамериканских стран.
Целью данной работы является изучение механизмов возникновения и решения гендерных проблем в странах Латинской Америки на примере наиболее развитых стран (Аргентины, Бразилии, Мексики и Чили). Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить факторы, способствующие существованию гендерного неравноправия в странах Латинской Америки.
Обозначить основные сферы жизнедеятельности латиноамериканского общества, в которых наиболее остро стоит проблема ущемления прав женщин.
Показать влияние религии на положение женщин.
Определить пути решения проблем женского неравноправия в наиболее развитых странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии, Чили и Мексике)
Выделить основные направления, по которым в наиболее развитых латиноамериканских государствах ведется планомерная работа по достижению гендерного равенства.
Показать значимость преобразований в сфере гендерной политики латиноамериканских государств.
Объектом исследования является социальная реальность латиноамериканского общества. Предметом исследования - проблемы гендерного неравенства в странах Латинской Америки.
Хронологические рамки исследования - 1980-2013 года.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы - 118 наименований. Общее количество страниц - . Основные положения исследования были озвучены в ходе выступлений на межуниверситетской студенческой научно-практической конференции «Социокультурная жизнь в ХХ-ХХІ вв.: история повседневности» (7 апреля 2011 г.), региональной студенческой научно-практической конференции «Историческая наука: достижения, проблемы перспективы» (28-29 апреля 2011 г.), межуниверситетской студенческой научно-практической конференции «Социокультурная жизнь в ХХ-ХХІ вв. : история повседневности» (16-17 марта 2012 г.), региональной студенческой научно-практической конференции «Историческая наука: достижения, проблемы перспективы» (27-28 апреля 2012 г.), региональной студенческой научно-практической конференции «Историческая наука: достижения, проблемы, перспективы», Брест, 26-27 апреля 2013 г.
За последние четверть века в жизни женщин произошли кардинальные перемены. Среди них как никогда много грамотных, а в трети развивающихся стран девочек среди учащихся школ даже больше, чем мальчиков. В настоящее время женщины составляют около 40% рабочей силы в мире. Более того во всех регионах мира женщины живут дольше чем мужчины. Темпы перемен поражают воображение - на самом деле, во многих развивающихся странах они происходили быстрее аналогичных перемен в развитых странах: так Чили понадобилось всего лишь 15 лет, чтобы достичь того уровня охвата девочек школьным образованием, на достижение которого в Соединенных Штатах в свое время потребовалось больше [50, c. 34].
Однако в некоторых сферах успехи в достижении гендерного равенства остаются незначительными. Женщины по-прежнему находятся в ущемленном положении: проживают в бедных, отдаленных районах, принадлежат к лицам с ограниченными возможностями или этническим меньшинствам, по-прежнему много девочек и женщин умирает в детстве или репродуктивном возрасте, они отстают от мужчин по размеру оплаты труда, по производственности и по весу голоса в обществе. Основные области, в которых следует осуществить ряд мер по изменению ситуации с гендерным неравенством, были оговорены в ежегодном докладе ООН «Гендерное равенство и развитие» за 1999 год [92].
Основной тезис заключается в том, что тенденции прогресса и застоя в сфере гендерного равенства имеют большое значение для развития всего человечества.
Основными сферами, которых должны коснуться изменения, являются: во-первых, сокращение гендерных разрывов в человеческом капитале - прежде всего, тех, что касаются женской смертности, насилия и женского образования; во-вторых, преодоление гендерных разрывов в доступе к экономическим возможностям, уровнях оплаты труда и производительности; в-третьих, минимизация неравенства в весе голосов мужчины и женщины и их способности к действиям в обществе; в-четвертых, ограничение воспроизводства гендерного неравенства в последующих поколениях.
1.1 Женское образование
В Венской декларации и Программе действий по правам человека особо обращается внимание на то, что «система образования во всех государствах должна быть направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам». Пекинская конференция по положению женщин конкретизировала эту задачу применительно к девочкам и женщинам. Признано необходимым поощрять во всемирном масштабе ориентированное на человека устойчивое развитие, включая неуклонный экономический рост, на основе предоставления девочкам и женщинам базового образования, непрерывного образования, возможностей для получения грамотности и профессиональной подготовки, а также первичной медико-санитарной помощи. Подчеркнуто, что максимальное развитие способностей девочек и женщин всех возрастов обеспечит их всемерное и равное участие в построении более совершенного мира для всех и повысит их роль в процессе развития [34, с. 47].
Конституции всех стан Латинской Америки провозглашают право каждого гражданина страны, независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств, на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование является обязательным. Бесплатное высшее образование доступно лишь для обладателей гранта, получаемого на конкурсной основе [115; 116;, 117; 118].
О том, как конституционные новеллы, вводящие рыночные начала в сферу образования, скажутся на уровне образованности всего населения Латинской Америки, в том числе такого социального слоя как женщины, пока еще можно лишь предполагать. Однако уже на сегодняшний день есть основания прогнозировать не слишком обнадеживающие тенденции развития. При этом нельзя забывать, что вплоть до настоящего времени латиноамериканский регион продолжает пользоваться плодами наследства, доставшегося в области образования от периодов различных хунт, государственных переворотов и диктаторских режимов.
Несмотря на обязательность общего образования, странам Латинской Америки не удалось полностью искоренить неграмотность. В 1990 г. неграмотным в регионе (также как в странах Южной Азии и арабских государствах) являлся каждый второй взрослый. Всего же общее число неграмотных людей во всем мире почти достигло миллиарда человек (948 миллионов). На сегодняшний день ситуация все еще остается довольно острой. В мире около 793 млн человек не умеют читать и писать. Эти данные приводятся в заявлении Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [65, с. 5]. По ее данным, почти две трети неграмотных - девушки и женщины. В Африке 64% женщин не умеют читать или писать. На долю Азии приходится 77% от общего числа неграмотных женщин в мире. Что касается стран латиноамериканского региона, то по данным ЮНЕСКО, здесь проживает около 4,6% неграмотного населения мира, что в численном эквиваленте равняется 37 миллионам человек, из которых 65-72 % - женщины.
Самой неграмотной латиноамериканской страной считается Гаити (53% неграмотного населения), самой грамотной - Аргентина (уровень неграмотности в 2000 г. составил 3%, а в 2012 г. - 2,7%, как среди мужчин, так и среди женщин). По последним данным ЮНЕСКО на втором месте по числу неграмотного населения среди латиноамериканских стран находится Боливия (20%). Бразилия, хотя и не входит в 20 малообразованных стран, но расположена где-то совсем близко: уровень неграмотности бразильского населения составляет около 17%. Близка по числу неграмотных к этой группе стран и Мексика: уровень женской неграмотности составляет около 11%, в то время как среди мужского населения не превышает 6,5 % [117].
В новом тысячелетии в странах Латинской Америки сохранилась тенденция сокращения общей численности учащихся. В целом только за 2006-2010 гг. численность учащихся на всех уровнях образования уменьшилась на 1188 тыс. чел. (женщин на 612 тыс. чел., мужчин на 576 тыс. чел). Так, число учащихся общеобразовательных школ за тот же период уменьшилось на 2070 тыс. чел. Причем в отличие от прошлых лет, это сокращение было гендерно не сбалансировано (школьниц стало на 1019 тыс. чел. меньше, в то время как школьников-мальчиков на 51 тыс. чел). За период 1997/98, 2000/01, 2009/2010 уч. гг. при общем сокращении числа школьников на 2820 тыс. чел., школьников-мальчиков стало меньше на 137 тыс. чел (или 13% всего сокращения). В результате, в целом среди всех школьников (80 на 20) гендерное равновесие пошатнулось.
В Латинской Америке, так же как во многих странах мира, доли мальчиков и девочек среди всех учеников системы общеобразовательных школ фактически одинаковы. Но по классам и уровням общеобразовательной школы половой состав учащихся существенно различается. Гендерные различия, хотя и несущественные, в соотношении девочек и мальчиков 1-3 класса (первый обязательный уровень образования) в 2009/10 уч. г. (51,4% и 48,6% соответственно) отражают в основном различия долей мальчиков и девочек в соответствующей возрастной группе среди всего населения; среди детей 5-9 лет мальчики составляют 51,1%, а девочки, соответственно, 48,9%. По данным переписи населения вне обучения в общеобразовательных учреждениях оказалось 2% девочек и 2% мальчиков в возрасте 7 лет, 1% девочек и 1% мальчиков в возрасте 8 лет. Что касается возрастной группы 9 лет, то только 1% мальчиков были вне образовательной системы, а доля девочек, не охваченных образованием, оказалась статистически не значима.
Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе