Решение гендерных проблем на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Отдельный интерес представляют периодические издания - альманахи и журналы, поскольку они являются наиболее мобильным и свободным средством осуществления научной коммуникации. Ситуация с гендерной периодикой отражает сложный процесс проникновения гендерных исследований в академическую среду. Наибольший интерес, безусловно, представляют журналы (альманахи). По мнению большинства исследователей, наиболее авторитетными на сегодняшний момент являются лондонские «Gender researches» и питерские «Гендерные тетради». Это серьезные издания, ориентированные на ученых, специализирующихся в гендерной проблематике. В задачу создателей входит как знакомство «профессиональных читателей» с переводами наиболее интересных работ западных коллег, так и публикации статей отечественных исследователей.

Вложенные файлы: 1 файл

1406Иванова ОригиналВведение (8).doc

— 977.39 Кб (Скачать файл)

В 4-6 классах (второй обязательный уровень образования) соотношение числа мальчиков и девочек среди учеников также в основном отражает только демографические процессы. Уменьшение доли девочек среди учащихся этого уровня по сравнению с начальным уровнем вероятнее всего является результатом того, что сокращение охвата образованием детей этого возраста происходит в основном за их счет (именно девочки составляют большинство среди беспризорных и детей, работающих на улице, а также именно им приходится брать на себя заботу о безработных родителях и младших братьях и сестрах).

Среди учеников третьего обязательного уровня общеобразовательной школы (7-9 классы) различия в гендерном составе более значительны (36% девочек и 63,5% мальчиков соответственно). Разложенные по уровням классов данные показывают, что в 2009-10 уч. году девочки составляли меньшинство (36,1% всех учащихся в 9-м классе).

Статистические данные свидетельствуют о том, что девочки заканчивают обучение раньше мальчиков. Вот почему статья 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязывает государств-участников обеспечивать женщинам равные права с мужчинами в области образования, особо упоминая о необходимости сокращения числа девушек, не заканчивающих школы, и разработке особых программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу (п. «f») [120].

Причин, по которым девочки не могут получить базовое 9-летнее образование, несколько. В первую очередь это, конечно, социальное положение семьи.  Потому что, несмотря на общее увеличение числа лет, проведенных в школе, бедные учатся значительно меньше, чем выходцы их всех других слоев общества. В периоды экономических кризисов, постоянно охватывающие латиноамериканский регион, 54% беднейших семей предпочитают забрать своих детей из школы [14, с. 109]. Этот наглядный пример демонстрирует одну из типичных стратегий адаптации бедных в период кризиса - выживание за счет более экономного использования человеческих ресурсов семьи и готовность легко расстаться с образованием. Главными «жертвами» неблагополучной семейной ситуации обычно становятся девочки из бедных семей: они вынуждены бросить школу, так как большая часть домашних обязанностей ложится на их плечи. Однако если мать или несовершеннолетний сын ищут любую поденную работу, но так или иначе выходят на рынок труда, то девочка, как правило, берет на себя все домашнее хозяйство, поиск дешевых продуктов и т.д. и оказывается ограниченной кругом домашних обязанностей.

Второй, не менее важной причиной является раннее материнство,  в результате шансы впоследствии продолжить образование и найти квалифицированную работу уменьшаются с каждым потерянным годом. Социологические исследования показали, что низкий уровень образования матери негативно сказывается на возможностях детей вырваться из «круга бедности», который воспроизводится из поколения в поколение. Поэтому так необходимы программы адресной помощи бедным семьям: они дают шанс детям, и особенно девочкам, продолжить образование.

В латиноамериканском регионе сегодня проводится работа по созданию одинаковых условий для ориентации в выборе профессии или специальности для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий и в сельских, и в городских районах. Это правило должно соблюдаться в дошкольном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки и переподготовки. Включение такого рода требования для достижения равноправия полов не случайно, дело в том, что отсутствие должного образования может приводить к ущемлению и иных прав женщин. Прежде всего, речь должна идти о реализации права на здоровье и не только в сфере репродуктивных прав. Ведь необразованная женщина может даже не знать, какую медицинскую помощь она может получить, где именно и на каких условиях. То же относится и к трудоустройству на работу. Не имеющая надлежащего образования женщина не способна выполнять требующие определенной квалификации работы, у нее могут возникнуть трудности при поиске вакансий и оформлении документов для поступления на работу. Бесспорна значимость образования женщин как предпосылки их участия в политической жизни. Необразованные женщины не способны уяснить для себя суть политических процессов, а тем более, вряд ли могут стать кандидатами на какой-нибудь пост в политической или партийной иерархии, особенно, если речь идет о достаточно высоком уровне. Естественно, что малообразованная женщина, даже если захочет заниматься предпринимательством, едва ли сможет грамотно вести дело.

Как и раньше, работающие латиноамериканские женщины имеют более низкий уровень образованности по сравнению с работающими мужчинами. Вместе с тем следует отметить, что образовательный уровень женщин региона в последнее время повышается. Женщины Латинской Америки стали в целом более образованными. Так среди всех занятых в работе по найму основное общее образование не имели по данным на 1995 г. 2,4% занятых мужчин и 31,4 % работающих по найму женщин. По состоянию же на январь 2013 г. его не имеют всего 19 % женского населения региона. Существенно возросло и число женщин, получивших высшее образование: по состоянию на 2011 год уже 45% женщин имели высшее образование, тогда как в середине 1990-х гг. - только 20,5% [12, с. 45]. Высокие показатели в этом направлении демонстрирует Чили. Показатель в области университетского образования среди чилиек в возрасте от 25 до 29 лет повысился с 7,5 % в 1992 до 17,1 % в 2002 г., т.е. на 10 % за десятилетие. Доля же населения Чили, имеющего десятилетнее и более продолжительное образование, составила в 2002 г. 95,9 %, причем соотношение мужчин и женщин практически одинаково [90, с. 82].

Женская смертность

Одним из важнейших показателей реального положения женщины в обществе и заботы государства о ее благополучии является уровень материнской и детской смертности, особенно в послеродовой период. Последние десятилетия в странах Латинской Америки были отмечены целым рядом негативных тенденций в показателях здоровья, несмотря на значительные сдвиги в предоставлении медицинских услуг населению и даже такой успех как полностью бесплатная медицина в некоторых странах. Тем не менее, во многих странах отмечается нехватка учреждений бесплатного здравоохранения, которое обеспечило бы доступность базовых медицинских услуг для всех категорий населения, независимо от пола, возраста, места проживания и дохода.

Исследователи рассматривают увеличение материнской смертности как типичную проблему развивающихся стран. Основными факторами риска в данном случае являются бедность, низкий уровень образования и общей культуры, тяжелые условия жизни, семейное насилие. Бедность при этом выделяется как основной фактор, сказывающийся на здоровье латиноамериканских женщин. Беднейшие регионы - это и самые «опасные» с точки зрения женского здоровья [103, c. 45].

Материнская смертность является одной из наиболее серьезных проблем. В начале 1990-х годов в среднем было 114,2 смертей на 100 тыс. родов. В течение десятилетия этот уровень значительно понизился и в 1995-1997-х годах на 100 тыс. родов приходилось 57,17 смертей, а в 1998 г. - 40 [41, с. 25]. Картина женской смертности в 2012 году сильно отличалась в зависимости от региона исследования. Наиболее угрожающая ситуация наблюдается в Бразилии, где уровень смертности достиг критической отметки: согласно ежегодному Докладу Фонда населения ООН за 2012 г., материнская смертность в Бразилии составляет 234 человек на 100 тыс. родов, что является некоторым прогрессом, так как в 2005 году в докладе и вовсе была приведена цифра в 270 человек.  В настоящее время это четвертое место по Латинской Америке после Гаити, Боливии и Перу.

Одной из основных причиной  женской смертности, бесплодия и большинства женских проблем являются аборты. В большинстве стран, являющихся католическими, отсутствуют специальные законы, разрешающие аборты, и влияние религиозной традиции катастрофическим образом сказывается на положении женщин из бедных слоев (особенно в отдаленных провинциях). В некоторых странах аборты даже по медицинским показателям наказываются тюремным сроком от 3 до 15 лет. Для сравнения в нашем законодательстве насильники получают в 3 раза меньше.

В начале ХХI века количество абортов, проводимых на территории латиноамериканского региона, выросло в 2 раза по сравнению с 80-90-ми годами ХХ века. Исследования показывают, что около полутора миллионов женщин ежегодно прибегают к абортам в странах Латинской Америке [17, с. 23].Таким образом, на протяжении последних двух десятилетий аборт как доминирующий способ регулирования рождаемости в латиноамериканских странах так и не начал уступать место иным методам контроля за репродуктивным поведением.

Первое место в Латинской Америке по числу абортов занимает Чили (каждая третья беременность искусственно прерывается). В стране с 1989 г. действует Закон № 18.826, в соответствии с которым предусматривается восьмилетнее тюремное заключение за действие, повлекшее за собой аборт [7, с. 72]. То есть на сегодняшний день любой вид аборта, даже по медицинским показателям, приравнивается к убийству. Новое правительство не планирует отменить наказание за совершение аборта, аргументируя это тем, что пока еще не существуют условия для постановки этой темы на открытое обсуждение.

В 1995 г. материнская смертность из-за криминальных абортов составляла 10,9 на 100 тыс. живорождений, а в 2003 г. соответствующий показатель был равен уже 24,5, а по данным на 2012 год этот показатель и вовсе приблизился к 30 на каждые 100 тысяч [8, с. 51]. Как показало исследование Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии НУЖД [89, с. 95], 78% женщин, умерших от последствий внебольничного аборта, имели срок беременности более 12 недель и, таким образом, не могли сделать аборт на легальных основаниях в медицинских учреждениях.

В отличие от многих других стран, где проблема криминальных абортов затрагивает в основном наиболее молодых либо незамужних женщин, в Латинской Америке половина женщин, погибших от криминальных абортов, были в возрасте от 30 до 40 лет и ранее уже имели беременности. Аборты производятся, по большей части, нелегально с использованием нестерильных материалов и неквалифицированных методов, что часто приводит к инфекциям и смерти. В большинстве источников указывается, что около 80% женщин, прибегающих к абортам, умирают от неправильно или несвоевременно оказанной медицинской помощи при абортах [89, с. 65].

Криминальность абортов усугубляется еще и традиционным поведением латиноамериканских мужчин, получившим широко известное название «мачизм». В это понятие входит представление о том, что мужчина более нетерпелив в сексуальном плане, и он вправе решать, где и когда ему иметь секс; что проблемы со здоровьем сексуального и репродуктивного характера - это чисто женская забота; что мужчина имеет право завести партнера на стороне, а женщина - нет; что уход за детьми и родительская забота - это женские проблемы.

Такие взгляды побуждают мужчин вести себя соответствующим образом: не использовать презервативы, не обращаться за медицинской помощью, перекладывать заботы о репродукции на женские плечи и не играть активной роли в воспитании детей.

В этих условиях весьма спорным выглядит решение о сокращении перечня социальных показаний для аборта, принятое рядом правительств в 2003 году, а также постоянное отклонение предложений по легализации абортов в практическом большинстве латиноамериканских стран, поскольку благодаря этому созданы дополнительные стимулы, подталкивающие женщин к производству аборта во внебольничных условиях.

Бедность и низкий уровень образования находятся в прямом соотношении с высоким уровнем репродуктивности. В среднем латиноамериканские государства относятся к числу стран, в которых уровень рождаемости постепенно снижается, особенно в образованных городских слоях, и приближается в среднем к двум-трем детям на одну женщину репродуктивного возраста. Однако эти показатели существенно выше в самых отсталых районах, среди наиболее бедных групп населения, где религиозные и гендерные стереотипы, навязывающие женщине многодетность, и отсутствие квалифицированной медицинской помощи все еще играют большую роль. Так, в среднем 39% женщин от 14 до 49 лет, живущих в бедных городских поселках и в сельской местности, имеют четверых и более детей; среди небедных слоев населения группа «многодетных матерей» составляет только 14%, в столицах или административных центрах это число еще ниже [89, с. 34]. В удаленных сельских районах, в «поселках бедноты» ранние браки и раннее материнство являются такой же нормой, как и многодетность. Как правило, молодые женщины в этих условиях не успевают получить даже среднее («базовое») образование: в 2003 г. 62% новорожденных появились у матерей, не закончивших школу, к  2012 г. эта цифра приблизилась к 70%. В самых отсталых провинциях этот показатель еще выше - 77% [101, с. 141]. 

Однако официальные источники называют вышеуказанные данные, приводимые независимыми исследовательскими компаниями, попыткой дискредитировать  правительства латиноамериканских стран в глазах мировой общественности. Ими также приводится сводка мероприятий, проводимых правительствами, которые свидетельствуют о том, что проблема женщин и здоровья, если не решена полностью, то находится на должном уровне решения.   Основными достижениями в сфере решения проблемы женщин и здравоохранения правительства латиноамериканских стран считают программы помощи здоровью женщин [102, с. 178]. По данным правительственных организаций, политика запрещения абортов Уголовным кодексом в Чили, Аргентине, Бразилии направлена на улучшение ситуации [1, c. 52]. По конституции женщинам гарантируется право на декретный отпуск при сохранении права на работу или выплату за период 120 дней. В конституциях запрещается произвольное или необоснованное увольнение беременных работниц или работниц, родивших в течение предшествующих пяти месяцев [115; 116; 117; 118]. Закон также запрещает работодателям требовать справку о стерилизации  или отсутствии беременности при приеме на работу или возобновлении работы. Работающим кормящим женщинам гарантировано два часовых промежутка в день в течение всего периода грудного вскармливания [16, с. 59].

Хотя последние 19 лет уровень материнской смертности и снижался, страны Латинской Америки продолжают опережать по этому показателю страны Центральной и Восточной Европы, не говоря уже о развитых странах Запада. Место Латинской Америки среди мировых стран в отношении материнской смертности весьма неутешительно. Более высокие показатели смертности отмечаются лишь в государствах Азии и Африки.

Информация о работе Решение гендерных проблем на современном этапе