Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

 

Еще Греческая мифология  повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого  бога Гефеста.   Интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ считал, что родители, употреблявших алкоголь в день зачатия виновны в нервно-психических заболеваниях детей, эпилепсии, идиотизма. В Швейцарии обследованы 8 тыс. детей-идиотов – все они зачаты от родителей в период свадеб, карнавалов, других праздников, сопровождающихся потреблением алкоголя.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, предрасположенных к алкоголизму:

1) дети с завышенной  самооценкой, перенявшие у родителей  убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики; 

2) дети с повышенным  чувством жестокости и агрессивности;

3) дети, не приспособленные  к жизни из-за повышенной опеки  со стороны родителей; 

4) дети, подверженные  депрессиям и паранойе.

 

Последствия алкоголя :

    • социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);
    • социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т, д.);
    • криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации и т.д.);   
    • физические (наносится вред не только здоровью)

Уровни вовлеченности  детей в употребление спиртных напитков

Уровни

Мотивы

Нулевой (несовершеннолетние никогда не употребляли спиртное)

—"—

Начальный (стадия длится 1-2 мес.)

• приобщиться к миру взрослых

• «поступать как все»

Эпизодическое употребление алкоголя (период длится 3-4- месяца)

• повысить настроение

 • обрести уверенность в  себе

 • повысить коммуникабельность

Высокого риска (более 2 выпивок в месяц, продолжительность периода – 4-12 мес.)

• повысить тонус

 • расслабиться 

• весело провести время в компании

Выраженная психическая  зависимость от алкоголя (формируется в течении 1,5 лет)

• временно уйти от реальности

• повысить уверенность в себе

Физическая зависимость (появляется синдром похмелья, патологические черты личности: раздражительность, грубость, злобность. Формируется в течение 3-5 лет)

• устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки 

• отключиться от реальности

• повысить жизненный тонус

Алкогольный распад личности (запой)

• стремление устранить болезненное  состояние


 

б) наркомания

 

Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, приводящим к глубокому истощению функций организма.

Наркотики – средства, вызывающие воздействие на психику и поведение человека, потребление которых приводит к наркомании.

Абстиненция (наркотический голод) – комплекс болезненных симптомов (головная боль, боль в мышцах, в суставах, насморк, судороги, желудочно-кишечные расстройства (тошнота, рвота, боли), бессонница)

Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приёме вещества, чтобы избежать нарушений психики, психологического дискомфорта, вызванных прекращением приёма этого вещества. (Может отсутствовать абстиненция). Это вещество не обязательно наркотик, может быть кофеин, теин (чай), алкоголь, никотин.

 

В России нет людей, не сталкивавшихся с наркотиками: или сами пробовали, или друзья, знакомые, родственники, или им предлагали наркотики.

Увеличилось смертных случаев  за последние 10 лет  в 12 раз, среди детей в 42 раза, обострилась  проблема СПИДа. Ежедневно6000 человек  заболевает СПИДом, из них 70 % через  внутривенное введение наркотиков.

В первобытном обществе употребление растения, обладающих  сильными психоактивными свойствами контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. Позднее открыли лекарственные свойства растений (мак помогал переносить боль и забывать страх. Его использовали  в медицинских целях шумеры, греки, арабы, ему посвящал свои произведения Гомер, восхваляли философы Геродот, Аристотель, Плиний).

Гашиш в лечебнике китайского императора Шен-Нуна рассматривался как лекарство  от кашля насморка и поноса, в  древнем Китае его использовали как обезболивающее средство при хирургических операциях. Использовали грибы, мухоморы, кактусы, пока крестоносцы не привезли с Ближнего Востока опиум, назвали его "морфин" в честь Морфея, греческого бога сна.

Массовое  употребление наркотиков началось в 19 в., этому способствовало литературное течение, авторы произведений употребляли гашиш, опиум, марихуану и описывали прелести наркотического состояния.

В 90-х  годах прошлого столетия наркобизнес  начал играть существенную роль на российском рынке, чему способствовал Интернет.

 

Употребление  наркотических средств может  быть в медицинских целях (болеутоляющие, психостимуляторы, снотворные)

 

Виды наркотических веществ:

 

1. Анальгетики (морфин, кодеин, опийный мак, героин и др.), которые применяются в медицине как болеутоляющее средство, оказывая тормозящее действие на центральную нервную систему. Для человека достаточно 7-12 уколов морфина, чтобы он стал наркоманом, а героин в восемь раз активнее морфина.     

2. Депрессанты - лекарственные препараты, используемые в медицине как снотворное, успокаивающее средство, анестезия, а при немедицинском использовании эти средства вызывают состояние опьянения. К ним относят алкоголь, барбитураты, транквилизаторы.

3. Стимуляторы (никотин, кофеин, кокаин, амфетамин и др.) оказывают возбуждающее влияние на центральную нервную систему, вызывают повышение умственной и физической активности, ощущение бодрости, прилива сил, уверенности в себе.

4. Галлюциногены - синтетическое средство ЛСД (диэтиламид лизергиновая кислота), мескалин (производят из бутонов кактуса), псилоцибин (получают из грибов), буфотеин (получают из яда жаб или грибов) и др. — изменяют эмоциональное состояние человека, его ощущения, восприятия вплоть до галлюцинаций. В медицине не применяется.

5. Психоделитики, получаемые из конопли, которая встречается во многих уголках мира и отличается неприхотливостью и жизнестойкостью. К психоделитикам относятся конопля, гашиш, марихуана, анаша и др., которые использовались в древности с медицинскими целями, но сейчас практически в этом качестве не используются. В медицине их стали применять для лечения раковых заболеваний, глаукомы.                    

6. Ингалянты - ингаляционные средства для наркоза — закись азота, эфир, хлороформ.

Во всем мире за наркотическими веществами установлен строгий контроль. Они назначаются и применяются под наблюдением врачей. Производство, реализация и употребление некоторых наркотиков, например, марихуаны, запрещены.

Разновидностью наркомании является токсикомания. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т. д.           

Опасность токсикомании состоит в том, что дети в результате интоксикации (отравления) организма либо погибают, или появляются необратимые последствия: инвалидность, умственная отсталость. Принято различать токсикоманию, связанную:

1) со злоупотреблением стимуляторами;

2) систематическим  вдыханием летучих ароматических веществ.

 

1) В первом случае токсикомания связана со злоупотреблением стимуляторами, не относящимися к наркотикам, например, кофеин, алкалоиды кофеина — чай (чифирь — концентрированная заварка чая) и кофе. Острое отравление стимуляторами вызывает кажущееся ощущение бодрости и прилива сил, ясности мышления, стремление к деятельности. Длительный ежедневный прием стимуляторов вызывает истощение детского организма, и прекращение приема приводит к нетрудоспособности токсикомана. Доминирующими становятся признаки разбитости, усталости, повышенной сонливости, вялости; настроение снижено, возникают суицидные мысли. Принятие стимуляторов в течение нескольких лет ведет к стойким нарушениям сна отсутствию аппетита, снижению массы тела; нарастает конфликтность, угасает стремление к социально полезной деятельности.

2) Токсикомания, развивающаяся вследствие употребления дурманящих веществ (средства бытовой химии, нитрокрасок, растворителей, средств для выведения пятен, синтетического клея, в частности клея «Момент». Способ ингаляции ароматического вещества - вдыхание паров в надетом на голову полиэтиленовом мешке, где создается повышенная концентрация вещества и продлевается время отравления организма. Часты смертельные случаи.

Первая ингаляция сопровождается тошнотой, рвотой, головными болями, головокружением, но подросток  повторяет примем средства, пока не достигнет желаемого результата - развития зрительных галлюцинаций. «посмотреть мультики». «Мультики» начинают носить угрожающий характер – покойники, чудовища со звуками, шумами). Под влиянием этих переживаний подростки пытаются вскрыть себе вены, выпрыгнуть из окна, совершить агрессивные действия. Кроме того, принятие одурманивающих веществ ведет к нарушениям поведения, отрицательному отношению к учебе, прекращению занятий в школе.

 

Подростковые  поведенческие реакции, влияющие на формирование личности:

  • группирование со сверстниками;
  • эмансипация - стремление выйти из под опеки взрослых;
  • чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на  «давление взрослых» подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;
  • иммитация - копирование подростками поведения взрослых.

 

ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ:

  1. Социально-экономический кризис
  2. Разрушение института семьи
  3. Отсутствие жизненных перспектив
  4. Плохая организация досуга
  5. Целенаправленное подсаживание "на иглу"

 

Современная проблема наркомании характеризуется:

  • массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков. Наркотик не оставляет ни одного здорового органа. У наркомана выпадают зубы, волосы, подавляется эндокринная система, затормаживается рост, истощается половая функция, изменяется состав крови, поражается печень (цирроз и рак), предрасположенность к тромбозам, возникают незаживающие язвы. Электрокардиограмма у наркомана в прединфарктном состоянии. В 20 раз стремительнее развивается слабоумие и деградация, чем при алкоголизме;
  • «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотики, до возраста 13-14 лет;
  • переходом от «легкодоступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм, вызывающим быстрое привыкание, Но есть подростки, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики.
  • распространением опасных форм употребления наркотиков  (внутривенные инъекции);
  • недостаточной борьбой с наркоманией государственных и общественных институтов;
  • изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Раньше это были дети из неблагополучных семей, а сегодня это подростки из благополучных семей с высоким достатком.
  • распространением мифов о наркомании: миф первый - «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф второй — «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков».

 

в) проституция

 

Термин "проституция" переводится с латинского "осквернение, обесчещение". Проституция - вступление в половую связь за плату.

В словаре русского языка  проституция определяется как продажа  женщинами своего тела с целью  добыть средства к существованию.

Различают мужскую и  женскую, взрослую и детскую проституцию.

Проституция – это форма девиантного поведения, выражающаяся в беспорядочных половых отношениях, осуществляемых за плату.

Данный социальный феномен  зафиксирован  в истории в 6 в. и связан с именем Солона, организатором публичных домов. До 17 века проституция  рассматривалась с точки зрения нравственности. Из-за развития венерических заболеваний эта проблема становится санитарно-гигиенической и решалась репрессивными мерами: проституток секли розгами, ссылали на каторгу, принудительно лечили. Начиная с 18 в.  в России складывается система  законодательства, предусматривающая уголовное наказание  за превращение внебрачных отношений в ремесло.

Сутенер – человек, живущий на средства проститутки.

Приёмы, используемые современными сутенерами:

- газетные объявления

- поиск на улице,  вокзале, беспризорных, безнадзорных (ребенком распоряжаются вплоть  до физического уничтожения без  страха поиска такого ребенка)

- приём на работу (на  должность секретаря-референта с посещением квартиры работодателя. Угощение спиртными напитками, наркотиками)

- похищение (на дискотеке).

 

Причины и последствия  детской проституции

Генетические  теории

19. в. В. Тарновский, В. Окороков указывали на физические недостатки красивых девушек, склонных к проституции: меньший объём мозга, неправильная форма черепа, седлообразное, несросшееся верхнее небо, аномалия ушей, зубов, конечностей, ассиметрия лица. Проституция –это категория женщин, отягощенная неблагоприятной наследственностью, психическими или психическими признаками вырождения.

Психологические теории указывают на трудности в отношениях со сверстниками, отсутствие стремления к образованию у проституток. Чувство вины, страха, тревожности, возникающее в раннем детстве в результате искаженного семейного воспитания. А также потребность в деньгах и реализации сексуальных желаний.

Трансактный анализ рассматривает занятия проституцией как игру в форме жизненного сценария личности.

Социальные теории рассматривают проституцию на макроуровне, обусловленную социально-экономической обстановкой в стране (безработица, инфляция, низкая заработная плата)

Информация о работе Социальная педагогика