Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения

Если ребенок не усыновлен  и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения.

В домах ребенка воспитываются  дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению  либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Задачи детских  домов:

  • создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним;
  • обеспечение охраны здоровья детей;
  • обеспечение медико-педагогической и социальной адаптации;
  • охрана интересов и прав воспитанников;
  • освоение детьми образовательных программ;
  • формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;
  • формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
  • создание условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

 

Проблемы детей, находящихся  в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой и др.

В детском доме ребёнок  получает меньше личного внимания со стороны взрослых, значительно беднее эмоциональная насыщенность общения  взрослого с ребенком, более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей. Поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину.

У старших детей возникают  проблемы, связанные с получением личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), с получением жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), с трудоустройством выпускников и их дальнейшим профессиональным образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая деятельность в детском доме

Задачи социального  педагога

Функции социально-педагогической деятельности

Методы и формы организации  деятельности

1. Определение статуса ребенка

 

2. Составление индивидуальной программы развития воспитанника

 

3. Адаптация, реабилитация,

интеграция ребенка

 

 

 

4. Представление интересов ребенка в правозащитных и

административных органах

Диагностическая

 

 

Прогностическая

 

 

 

 

Коррекционно-реабилитационная

 

 

 

 

Посредническая и патронирующая

 

Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка

 

Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка

 

Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитан

ника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями

 

Убеждение, беседа

 

 


 

 Социальный педагог  собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Воспитание происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив.

Следующая задача социального  педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников.

Проблемы адаптации  ребенка, попавшего в детский  дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.

Вместе с психологами  социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни после детского дома (например, беседы на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?»). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинга, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Социальный педагог защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

 

ДЕВИАЦИИ КАК  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

План:

  1. Концепции девиации
  2. Причины девиантного поведения
  3. Формы девиантного поведения:

а) алкоголизм

б) наркомания

в) проституция

г) преступность

 

Девиантное  поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятых социальных норм и правил поведения (антидисциплинарный тип поведения -  уход из дома, пьянство, наркотизация, антисоциальные действия, действия сексуального характера, попытки суицида).

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, складывающийся в устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответсвенности, из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста уголовной ответственности.

Типы  делинквентного поведения:

    • агрессивно-насильственное (оскорбление, побои, поджоги, тяжкие преступления – изнасилование, убийство)
    • социально-пассивное (уклонение от работы, учебы, употребление алкоголя, наркотиков, суицид)
    • корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта)
    • распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению  возраста уголовной ответственности служит основание для возбуждения уголовного дела.

Концепции девиации

Биологические теории.

Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением  человека и физиологическим строением его организма. Характерные черты преступника: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.

Американский  психолог и врач У.Х. Шелдон определил тип человека, склонного к девиации: "мезоморфный тип" - тяжелый, мускулистый, атлетический.

Ролевые теории.

Первый этап - ребенок получает сведения о данной роли

Затем этап - принятие роли, проигрывание. Здесь важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно (попробовать спиртное или наркотик, не значит ощутить вкус, а стремление ощутить себя среди своих)

Последний этап – закрепление выбранной роли (например, "козла отпущения", "тайного мстителя", "грубияна").

Существует  мнение, что происходит процесс восхождения  от слабых форм девиации к сильным (от бытового пьянства к совершению уголовного преступления).

Социологические концепции.

Э. Дюркгейм указывал, когда в обществе отсутствует четкая регуляция поведения людей, отсутствуют нормы и ценности наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие, теряется стабильность института семьи.

Р. Мертон добавил, что та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности в криминальной среде.

Общественные  нормы предписывают "не укради", а государство ограничивает возможность  использовать законные пути получения  средств к существованию.

 

Причины девиантного поведения:

  1. Биологические - неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию
    • генетические (нарушения умственного развития, сенсорные дефекты, телесные пороки);
    • психофизиологические (психофизиологические нагрузки, конфликты, химический состав окружающей среды, новые виды энергии, приводящие к соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям);
    • физиологические (дефекты речи, внешняя непривлекательность)

2. Психологические факторы – психопатологии, акцентуации характера

3. Социально-педагогические – дефекты школьного, семейного или общественного воспитания (педагогическая запущенность, учебная дезадаптация)

Стадии  развития учебной дезадаптации:

    • учебная декомпенсация – трудности ребенка в изучении одного или нескольких предметов при наличии интереса к обучению;
    • школьная дезадаптация –вместе с трудностями в обучении присутствуют нарушения поведения (конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий);
    • социальная дезадаптация – полная утрата интереса к учебе, одноклассникам, уход в асоциальные компании, увлечение спиртным, наркотиками;

- криминализация  среды свободного времяпровождения.

4 Социально-экономические и правовые факторы – социальное неравенство, снижение уровня жизни народа, рост семейного неблагополучия, слабая материальная база учреждений образования. Несоблюдение права на труд, проблема трудоустройства выпускников школ, невыполнение положения конституции о праве на жильё.

5. Морально-этические факторы – низкий морально-нравственный уровень, издержки государственной молодежной политики

 

ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

а) алкоголизм

Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое является угрозой здоровью и приводит к противоправному поведению

Алкоголизм – заболевание в виде физической и психической зависимости от алкоголя, приводящее к деградации личности.

Стержневой  момент – патологическое влечение к алкоголю. Это обуславливает  постоянную интоксикацию организма  вследствии продолжительного приёма алкоголя и усиливает влечение. Разорвать этот круг возможно только путём прекращения употребления алкоголя.

 

Арабский  химик и врач Альбуказис Коза открыл спирт – продукт брожения различных  растительных веществ. Изобретение  водки относится к 6 веку и приписывается  монахам-бенедектинцам. Ни Иоанн Калита, ни Василий III, ни жестокие постановления при Иване Грозном, запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольные движения не привели к исчезновению проблемы алкоголизации населения. Почему?

1 Пьянство  отвлекает народ от существующих  проблем.

2. Торговля  спиртным приносит прибыль государству. 

По  данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя  свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации.

Причины и последствия детского алкоголизма

Возрастной

период

Причины

Последствия

раннее детство

0-3 года

 

 

 

 

 

1. пьяное зачатие

 

2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев

беременности

 

3. потребление алкоголя в период кормления грудью

эпилепсия, слабоумие

 

аномалии физического

развития

 

аномалии психического

развития

дошкольный и

младший школьный

возраст 3-9 лет

 

 

1. педагогическая неграмотность родителей

 

2. семейные алкогольные

традиции

алкогольное отравление

организма

 

 

формирование интереса к

спиртному

подростковый и

юношеский возраст

9-18 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. неблагополучие семьи

 

 

2. самоутверждение

 

 

3. позитивная реклама в средствах массовой

информации

 

4. незанятость свободного времени

 

 

5. отсутствие знаний о

последствиях алкоголизма

 

 

 

6. психологические особенности личности

 

 

 

 

7. уход от проблем

формирование влечения к

алкоголю

 

формирование привычки к

употреблению спиртных

напитков

 

выработка стереотипа

алкогольного поведения

 

совершение противоправных

действий в состоянии

алкогольного опьянения

 

 

необдуманность совершения

противоправных действий в

состоянии алкогольного

опьянения

 

использование алкоголя в

качестве допинга, устраняющего психологические

проблемы

 

алкогольная зависимость

Информация о работе Социальная педагогика