Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.
Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
Если ребенок не усыновлен и не попадает в приемную семью, то его воспитанием, образованием и развитием занимаются государственные учреждения.
В домах ребенка воспитываются дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.
Задачи детских домов:
Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой и др.
В детском доме ребёнок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком, более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей. Поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину.
У старших детей возникают проблемы, связанные с получением личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), с получением жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), с трудоустройством выпускников и их дальнейшим профессиональным образованием.
Социально-педагогическая деятельность в детском доме
Задачи социального педагога |
Функции социально-педагогической деятельности |
Методы и формы организации деятельности |
1. Определение статуса ребенка
2. Составление индивидуальной программы развития воспитанника
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка
4. Представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах |
Диагностическая
Прогностическая
Коррекционно-реабилитационная
Посредническая и патронирующая
|
Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка
Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка
Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитан ника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями
Убеждение, беседа
|
Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Воспитание происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив.
Следующая задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников.
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.); освоения социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни после детского дома (например, беседы на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?»). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинга, поощрения, наказания, беседы и др.
Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Социальный педагог защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
План:
а) алкоголизм
б) наркомания
в) проституция
г) преступность
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятых социальных норм и правил поведения (антидисциплинарный тип поведения - уход из дома, пьянство, наркотизация, антисоциальные действия, действия сексуального характера, попытки суицида).
Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, складывающийся в устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответсвенности, из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста уголовной ответственности.
Типы делинквентного поведения:
Криминальное поведение – противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основание для возбуждения уголовного дела.
Концепции девиации
Биологические теории.
Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и физиологическим строением его организма. Характерные черты преступника: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.
Американский психолог и врач У.Х. Шелдон определил тип человека, склонного к девиации: "мезоморфный тип" - тяжелый, мускулистый, атлетический.
Ролевые теории.
Первый этап - ребенок получает сведения о данной роли
Затем этап - принятие роли, проигрывание. Здесь важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно (попробовать спиртное или наркотик, не значит ощутить вкус, а стремление ощутить себя среди своих)
Последний этап – закрепление выбранной роли (например, "козла отпущения", "тайного мстителя", "грубияна").
Существует мнение, что происходит процесс восхождения от слабых форм девиации к сильным (от бытового пьянства к совершению уголовного преступления).
Социологические концепции.
Э. Дюркгейм указывал, когда в обществе отсутствует четкая регуляция поведения людей, отсутствуют нормы и ценности наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие, теряется стабильность института семьи.
Р. Мертон добавил, что та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности в криминальной среде.
Общественные нормы предписывают "не укради", а государство ограничивает возможность использовать законные пути получения средств к существованию.
Причины девиантного поведения:
2. Психологические факторы – психопатологии, акцентуации характера
3. Социально-педагогические – дефекты школьного, семейного или общественного воспитания (педагогическая запущенность, учебная дезадаптация)
Стадии развития учебной дезадаптации:
- криминализация
среды свободного
4 Социально-экономические и правовые факторы – социальное неравенство, снижение уровня жизни народа, рост семейного неблагополучия, слабая материальная база учреждений образования. Несоблюдение права на труд, проблема трудоустройства выпускников школ, невыполнение положения конституции о праве на жильё.
5. Морально-этические факторы – низкий морально-нравственный уровень, издержки государственной молодежной политики
ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
а) алкоголизм
Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое является угрозой здоровью и приводит к противоправному поведению
Алкоголизм – заболевание в виде физической и психической зависимости от алкоголя, приводящее к деградации личности.
Стержневой момент – патологическое влечение к алкоголю. Это обуславливает постоянную интоксикацию организма вследствии продолжительного приёма алкоголя и усиливает влечение. Разорвать этот круг возможно только путём прекращения употребления алкоголя.
Арабский химик и врач Альбуказис Коза открыл спирт – продукт брожения различных растительных веществ. Изобретение водки относится к 6 веку и приписывается монахам-бенедектинцам. Ни Иоанн Калита, ни Василий III, ни жестокие постановления при Иване Грозном, запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольные движения не привели к исчезновению проблемы алкоголизации населения. Почему?
1 Пьянство
отвлекает народ от
2. Торговля
спиртным приносит прибыль
По
данным Всемирной организации
Причины и последствия детского алкоголизма
Возрастной период |
Причины |
Последствия |
раннее детство 0-3 года
|
1. пьяное зачатие
2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности
3. потребление алкоголя в период кормления грудью |
эпилепсия, слабоумие
аномалии физического развития
аномалии психического развития |
дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет
|
1. педагогическая неграмотность родителей
2. семейные алкогольные традиции |
алкогольное отравление организма
формирование интереса к спиртному |
подростковый и юношеский возраст 9-18 лет
|
1. неблагополучие семьи
2. самоутверждение
3. позитивная реклама в средствах массовой информации
4. незанятость свободного времени
5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма
6. психологические особенности личности
7. уход от проблем |
формирование влечения к алкоголю
формирование привычки к употреблению спиртных напитков
выработка стереотипа алкогольного поведения
совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения
необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения
использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы
алкогольная зависимость |