Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

2.1 Социальные стандарты и гарантии

В основе социальной защиты населения лежат социальные стандарты и минимальные социальные гарантии. Важнейшие из них: минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий и стипендий, минимальный потребительский бюджет (в настоящее время рассматриваемый в качестве главного, исходного для всех других расчётов, элемента социального минимума). Гарантируются также разного рода единовременные выплаты, дотации и льготы, или льготное, включая бесплатное пользование жилищно-коммунальными услугами, услугами образования, здравоохранения, транспорта и других отраслей социальной сферы.    

В нашей стране социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией Р.Ф. Согласно Указу Президента Р.Ф. от 23.05.1996 г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов» /16/. Это обусловлено тем, что использование государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) предусматривается федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.», Бюджетным кодексом Р.Ф. ГМСС – это социальные стандарты федерального уровня. Кроме того, в субъектах Р.Ф. и муниципальных образованьях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС, при условии их обеспечения за счёт собственных финансовых и других ресурсов.    

ГМСС устанавливаются для:

1) обеспечения удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;

2) укрепления  единого социального пространства  Федерации и относительного выравнивания  уровня социального развития  на территории  её субъектов.   Принципиальное методологическое положение при построении системы ГМСС – недопустимость их определения исходя из современных критических уровней финансирования социальной сферы и обеспечения финансовой поддержки малообеспеченных граждан. Целью поддержания социальных гарантий, в частности в отношении трудоспособного населения, является их обеспечение в области занятости и оплаты труда. Это предполагает соблюдение минимальных почасовых и месячных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда. Для нетрудоспособного населения минимальные социальные гарантии означают проведение политики, обеспечивающей поддержание минимальных стандартов потребления.

Существует три основных канала реализации такой политики:

- денежные выплаты – пенсии и пособия;

- льготы при уплате налогов;

- социальные услуги, предоставляемые бесплатно или по сниженным ценам.

 Каждый  вид поступлений из системы  социальной защиты ориентирован на отдельную категорию получателей. Все эти виды социальной помощи выполняют одну из следующих функций: поддержания потребления на уровне некоторых стандартов, сохранения условий труда и проживания и стимулирования повышения трудовой или предпринимательской активности. В Р.Ф. существуют 156 видов социальной поддержки, оказываемой 236 категориям граждан /40/. Перечень основных социальных гарантий, предоставляемых государством населению, приводится в таблице 1 (стр. 16). 

 Одним  из важнейших элементов системы  минимальных социальных гарантий  является прожиточный минимум.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения /29/. Величина прожиточного минимума рассчитывается по следующей формуле:  

C mini = C fi + Cgi + C si +C ti,                               (1)  где C mini –величина прожиточного минимума I - й половозростной группы населения;

C fi - стоимостная оценка продуктового набора I-й половозростной группы населения;

C gi - стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров I- половозрастной группы населения;

C ti – расходы на налоги I –й группы населения /40/.  

Таблица 1

Размеры социальных гарантий, предоставляемых

государством населению в сопоставлении

с величиной прожиточного минимума

Виды социальных гарантий

1995

1996

1997

1998

Минимальный размер оплаты труда

16

19

18

13

Тарифная ставка(оклад) 1 разряда ЕТС

       

По оплате труда работников бюджетной

       

Сферы

     

18

15

13

9

Минимальный размер пенсии:

         

По старости

   

26

27

27

21

По инвалидности:

           

1 группы ( с надбавкой за уход)

37

38

38

29

2 группы

   

19

19

19

15

3 группы

   

12

13

13

10

По случаю потери кормильца

 

12

13

13

10

Социальные пенсии: инвалидам с

       
 

детства:

           

1 группы ( с надбавкой за уход)

37

38

38

29

2 группа

     

19

19

19

15

лицам старше 65(60) лет, не имеющим

       

трудового стажа

   

17

18

18

14

Ежемесячное пособие на каждого

       

ребенка в возрасте до 16 лет

         

Минимальный размер стипедий:

       

студентам образовательных учреждений

       

высшего профессионального

 

116

37

37

26

образования

           

Учащимся образовательных учреждений

       

среднего и начального профессиональ-

       

ного образования

   

11

13

13

9

               

                                 Источник: Суринов А.Е. Доходы населения. – М.: Финансы и статастика,2000.- С.40.

Структура величины прожиточного минимума по социально- демографическим группам и регионам России (в % ) представлена в таблице 2 (стр.17). Методы социальной защиты в новых условиях должны строиться на базе социальных нормативов представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.                                     

Таблица 2

Величина прожиточного минимума

по социально-демографическим

группам и регионам России

 

Социально-демог-

 

Всего

Питание

Непрод.

Услуги

Налоги,

рафические

 

расход.

 

товары.

 

платежи

группы и регионы

           

России

             

Всё население

 

100

68,3

19,1

7,4

5,2

Трудоспособное

 

100

61,6

21,4

8,9

8,1

население

           

Пенсионеры

 

100

82,9

10

7,1

 

Дети

             

0-6 лет

   

100

74,5

 

6,6

 

7-15 лет

   

100

73,4

19,8

6,8

 

Зоны:

             

1зона

   

100

68,4

19,6

8

4

2 зона

   

100

69,1

19,4

8,3

3,2

3 зона

   

100

69,8

 

7,4

4,6

4 зона

   

100

68,9

19,2

7,3

4,6

5 зона

   

100

69,1

18,9

7,2

4,8

6 зона

   

100

67,4

19,7

7,5

5,4

7 зона

   

100

66,8

19,4

7,6

6,2

8 зона(Калининград. Обл.

лин.обл.)

 

100

66,5

19

7,8

6,7


  

Во временных сопоставлениях используется индекс потребительских цен или индекс стоимости жизни I ,который рассчитывается по формуле Ласпейреса. По аналогии он может быть использован и как индекс стоимостей прожиточных минимумов, рассматриваемых в качестве фиксированных потребительских корзин разных групп населения:

I=     Pit mi0 /     Pi0 mi0     (2)

где  Pi0 и mi0 – стоимости товаров и услуг, наборы которых соответствуют прожиточным минимумам разных групп населения в базисном году;

Pit – стоимость тех же прожиточных минимумов в текущем году.

Нормативы товаров и услуг также, как и стоимостная структура прожиточного минимума, определяемого согласно принятой в 1992 г. методике, по прошествии времени нуждались  в значительной корректировке. С 1 квартала 2000 года официальный расчет прожиточного минимума осуществляется по новоиспеченной методике. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ « О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины. Расчеты величины прожиточного минимума в целом по РФ  производятся на основе данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ 

Минимальный потребительский бюджет – это нормативная основа системы социальной защиты. Это связано с конкретными функциями. Прежде все, объём минимального потребительского бюджета является той границей. Которая очерчивает уровень малообеспченности. Все лица, уровень дохода ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, так как они попадают в категорию бедности.

Черта бедности – это минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени на данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, то есть обеспечивать прожиточный минимум. Прожиточный минимум – это набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека. Интересны данные Всемирного банка. Так, внутренний валовой продукт (ВВП) России в 1992г. составлял 3000 долларов США на человека, в то время как в 1991 году он составлял 3220 долларов США на человека. В 1994 г. тоже отмечается рост числа лиц, живущих за пределами черты бедности. Среди причин обеднения отмечается снижение доходов в заработной плате за счёт инфляции. В 1993 г. первая статья доходов бюджете семей была посвящена питанию и представляла собой 80 % от заработной платы. В 1990 г. эта статья составляла 30% от заработной платы.

Данные о семейных бюджетах позволяют оценивать степень экономического страны. Это обнаружил ещё прошлом веке  немецкий статистик Эрнст Эйнгель. Закон Энгеля гласит: по мере роста доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается. Доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает/38/.

Таблица 3

Соотношение среднедушевых денежных доходов

и прожиточного минимума всех членов домашних

хозяйств по регионам Российской Федерации в 2000 г.

   

Величина прожиточного

Среднедушевой

Соотношение

Регион

 

 минимума,

( в рублях )

денежный доход

среднедушевого

       

в месяц

в руб.

денежного

дохода

           

и прожиточного

           

минимума

Российская

           

Федерация

970

 

493

 

197

 

Северный

1011

 

568

 

171

 

Северо-Западный

905

 

554

 

182

 

Центральный

1631

 

483

 

338

 

Волго-Вятский

569

 

402

 

142

 

Ценнтрально-

           

Чернозёмный

662

 

355

 

187

 

Поволжский

744

 

399

 

186

 

Северо-Кавказский

616

 

368

 

167

 

Уральский

741

 

427

 

174

 

Заподно-Сибирский

1067

 

564

 

189

 

Восточно-

           

Сибирский

877

 

503

 

174

 

Дальневосточный

1086

 

698

 

156

 

Калининградская

           

область

 

630

 

429

 

147

 

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения