Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.
2.1 Социальные стандарты и
В основе социальной защиты населения лежат социальные стандарты и минимальные социальные гарантии. Важнейшие из них: минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий и стипендий, минимальный потребительский бюджет (в настоящее время рассматриваемый в качестве главного, исходного для всех других расчётов, элемента социального минимума). Гарантируются также разного рода единовременные выплаты, дотации и льготы, или льготное, включая бесплатное пользование жилищно-коммунальными услугами, услугами образования, здравоохранения, транспорта и других отраслей социальной сферы.
В нашей стране социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией Р.Ф. Согласно Указу Президента Р.Ф. от 23.05.1996 г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов» /16/. Это обусловлено тем, что использование государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) предусматривается федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.», Бюджетным кодексом Р.Ф. ГМСС – это социальные стандарты федерального уровня. Кроме того, в субъектах Р.Ф. и муниципальных образованьях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС, при условии их обеспечения за счёт собственных финансовых и других ресурсов.
ГМСС устанавливаются для:
1) обеспечения удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;
2) укрепления
единого социального
Существует три основных канала реализации такой политики:
- денежные выплаты – пенсии и пособия;
- льготы при уплате налогов;
- социальные услуги, предоставляемые бесплатно или по сниженным ценам.
Каждый вид поступлений из системы социальной защиты ориентирован на отдельную категорию получателей. Все эти виды социальной помощи выполняют одну из следующих функций: поддержания потребления на уровне некоторых стандартов, сохранения условий труда и проживания и стимулирования повышения трудовой или предпринимательской активности. В Р.Ф. существуют 156 видов социальной поддержки, оказываемой 236 категориям граждан /40/. Перечень основных социальных гарантий, предоставляемых государством населению, приводится в таблице 1 (стр. 16).
Одним
из важнейших элементов
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения /29/. Величина прожиточного минимума рассчитывается по следующей формуле:
C mini = C fi + Cgi + C si +C ti, (1) где C mini –величина прожиточного минимума I - й половозростной группы населения;
C fi - стоимостная оценка продуктового набора I-й половозростной группы населения;
C gi - стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров I- половозрастной группы населения;
C ti – расходы на налоги I –й группы населения /40/.
Таблица 1
Размеры социальных гарантий, предоставляемых
государством населению в сопоставлении
с величиной прожиточного минимума
Виды социальных гарантий |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |||
Минимальный размер оплаты труда |
16 |
19 |
18 |
13 | |||
Тарифная ставка(оклад) 1 разряда ЕТС |
|||||||
По оплате труда работников бюджетной |
|||||||
Сферы |
18 |
15 |
13 |
9 | |||
Минимальный размер пенсии: |
|||||||
По старости |
26 |
27 |
27 |
21 | |||
По инвалидности: |
|||||||
1 группы ( с надбавкой за уход) |
37 |
38 |
38 |
29 | |||
2 группы |
19 |
19 |
19 |
15 | |||
3 группы |
12 |
13 |
13 |
10 | |||
По случаю потери кормильца |
12 |
13 |
13 |
10 | |||
Социальные пенсии: инвалидам с |
|||||||
детства: |
|||||||
1 группы ( с надбавкой за уход) |
37 |
38 |
38 |
29 | |||
2 группа |
19 |
19 |
19 |
15 | |||
лицам старше 65(60) лет, не имеющим |
|||||||
трудового стажа |
17 |
18 |
18 |
14 | |||
Ежемесячное пособие на каждого |
|||||||
ребенка в возрасте до 16 лет |
|||||||
Минимальный размер стипедий: |
|||||||
студентам образовательных учреждений |
|||||||
высшего профессионального |
116 |
37 |
37 |
26 | |||
образования |
|||||||
Учащимся образовательных учреждений |
|||||||
среднего и начального профессиональ- |
|||||||
ного образования |
11 |
13 |
13 |
9 | |||
Структура
величины прожиточного минимума по социально-
демографическим группам и регионам России
(в % ) представлена в таблице 2 (стр.17). Методы
социальной защиты в новых условиях должны
строиться на базе социальных нормативов
представляющих собой научно обоснованные
показатели уровня потребления различных
благ и услуг, размера денежных доходов
и других условий жизнедеятельности населения.
Важнейшим среди социальных нормативов
является минимальный потребительский
бюджет.
по социально-демографическим
группам и регионам России
Социально-демог- |
Всего |
Питание |
Непрод. |
Услуги |
Налоги, | ||
рафические |
расход. |
товары. |
платежи | ||||
группы и регионы |
|||||||
России |
|||||||
Всё население |
100 |
68,3 |
19,1 |
7,4 |
5,2 | ||
Трудоспособное |
100 |
61,6 |
21,4 |
8,9 |
8,1 | ||
население |
|||||||
Пенсионеры |
100 |
82,9 |
10 |
7,1 |
|||
Дети |
|||||||
0-6 лет |
100 |
74,5 |
6,6 |
||||
7-15 лет |
100 |
73,4 |
19,8 |
6,8 |
|||
Зоны: |
|||||||
1зона |
100 |
68,4 |
19,6 |
8 |
4 | ||
2 зона |
100 |
69,1 |
19,4 |
8,3 |
3,2 | ||
3 зона |
100 |
69,8 |
7,4 |
4,6 | |||
4 зона |
100 |
68,9 |
19,2 |
7,3 |
4,6 | ||
5 зона |
100 |
69,1 |
18,9 |
7,2 |
4,8 | ||
6 зона |
100 |
67,4 |
19,7 |
7,5 |
5,4 | ||
7 зона |
100 |
66,8 |
19,4 |
7,6 |
6,2 | ||
8 зона(Калининград. Обл. |
лин.обл.) |
100 |
66,5 |
19 |
7,8 |
6,7 |
Во временных сопоставлениях используется индекс потребительских цен или индекс стоимости жизни I ,который рассчитывается по формуле Ласпейреса. По аналогии он может быть использован и как индекс стоимостей прожиточных минимумов, рассматриваемых в качестве фиксированных потребительских корзин разных групп населения:
I= Pit mi0 / Pi0 mi0 (2)
где Pi0 и mi0 – стоимости товаров и услуг, наборы которых соответствуют прожиточным минимумам разных групп населения в базисном году;
Pit – стоимость тех же прожиточных минимумов в текущем году.
Нормативы товаров и услуг также, как и стоимостная структура прожиточного минимума, определяемого согласно принятой в 1992 г. методике, по прошествии времени нуждались в значительной корректировке. С 1 квартала 2000 года официальный расчет прожиточного минимума осуществляется по новоиспеченной методике. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ « О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины. Расчеты величины прожиточного минимума в целом по РФ производятся на основе данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ
Минимальный потребительский бюджет – это нормативная основа системы социальной защиты. Это связано с конкретными функциями. Прежде все, объём минимального потребительского бюджета является той границей. Которая очерчивает уровень малообеспченности. Все лица, уровень дохода ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, так как они попадают в категорию бедности.
Черта бедности – это минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени на данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, то есть обеспечивать прожиточный минимум. Прожиточный минимум – это набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека. Интересны данные Всемирного банка. Так, внутренний валовой продукт (ВВП) России в 1992г. составлял 3000 долларов США на человека, в то время как в 1991 году он составлял 3220 долларов США на человека. В 1994 г. тоже отмечается рост числа лиц, живущих за пределами черты бедности. Среди причин обеднения отмечается снижение доходов в заработной плате за счёт инфляции. В 1993 г. первая статья доходов бюджете семей была посвящена питанию и представляла собой 80 % от заработной платы. В 1990 г. эта статья составляла 30% от заработной платы.
Данные о семейных бюджетах позволяют оценивать степень экономического страны. Это обнаружил ещё прошлом веке немецкий статистик Эрнст Эйнгель. Закон Энгеля гласит: по мере роста доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается. Доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает/38/.
и прожиточного минимума всех членов домашних
хозяйств по регионам Российской Федерации в 2000 г.
Величина прожиточного |
Среднедушевой |
Соотношение | |||||
Регион |
минимума, |
( в рублях ) |
денежный доход |
среднедушевого | |||
в месяц |
в руб. |
денежного |
дохода | ||||
и прожиточного | |||||||
минимума | |||||||
Российская |
|||||||
Федерация |
970 |
493 |
197 |
||||
Северный |
1011 |
568 |
171 |
||||
Северо-Западный |
905 |
554 |
182 |
||||
Центральный |
1631 |
483 |
338 |
||||
Волго-Вятский |
569 |
402 |
142 |
||||
Ценнтрально- |
|||||||
Чернозёмный |
662 |
355 |
187 |
||||
Поволжский |
744 |
399 |
186 |
||||
Северо-Кавказский |
616 |
368 |
167 |
||||
Уральский |
741 |
427 |
174 |
||||
Заподно-Сибирский |
1067 |
564 |
189 |
||||
Восточно- |
|||||||
Сибирский |
877 |
503 |
174 |
||||
Дальневосточный |
1086 |
698 |
156 |
||||
Калининградская |
|||||||
область |
630 |
429 |
147 |
Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения