Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.
Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углублённая длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и возможности в преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что даёт возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.
Помощь может быть прямой и опосредованной. прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т. д. Посредственная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другое), через различные государственные организации и фонды.
Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, т. е. предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.
В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994г. было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путём оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделение первичного приёма, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.
Целью деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социального - экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизация связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутри семейных отношений.
- выявление
причин социального
- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально- педагогических, юридических и иных социальных услуг семье и детям, нуждающимся в социальной помощи;
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненых ситуаций;
- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
-
участие в работе по
- анализ
уровня социального
- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.
Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются;
- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
- дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, т.ч. инвалиды и т.д.
- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.)
- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов. Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений рассчитанных на семью и детей, из них около 200 - центры социальной помощи семье и детей /26/.
В соответствии с Конституцией Р. Ф. граждане Р.Ф. имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в стрости.
Пенсия - это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста. В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким - либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии.
Важное значение приобретают в современных условиях институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержке пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменения социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, самого образа жизни общения, а также возникновения различных затруднений как в социально- бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Всё это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда:
Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.
Свободу выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте,
временным или окончательным.
Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными характер.
Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.
Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не зависеть от уровня жизни и места проживания /42/.
Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в Р.Ф. является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Р.Ф.»(от 10.12.1995г.)
В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей. На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие несложные проблемы как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильём, материальное обеспечение /4/.
На современном этапе организации помощи пожилым людям, должна носить деятельный, координированный и последовательный наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть граждане:
- не нуждающиеся в помощи;
- частично утратившие
- нуждающиеся в обслуживании;
- требующие постоянного ухода и т.д.
Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же и связано и использование различных принципов, методов, приёмов работы с клиентом. Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психа - социального благополучия и социальных услуг. С ростом численности пожилого населения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в изменении форм социальной работы характера технологического процесса совершенствование помощи престарелым. Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцента нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта для социальной работы, но и как полноценную личность. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, само поддержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учёт принадлежности клиента к той или иной социальной группе.
Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учёт, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключёнными органами соц. защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.
Функции социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
- дома - интернаты;
- отделения дневного и ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких престарелых;
- больницы и отделения для хронических больных;
- стационары различного типа;
- территориальные центры социального обслуживания;
- отделения социальной помощи на дому;
- геронтологические центры т.д.
В системе стационарных учреждений Р.Ф. относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей /5/.
По мнению специалистов, сложившиеся к настоящему времени уровни финансирования социальной сферы совершенно недостаточны и должны быть увеличены, по крайней мере, в 2-3 раза. ГМСС рекомендуется устанавливать не менее чем на пятилетний период. А на очередной финансовый год должны определяться коэффициенты выделения бюджетных средств по отношению к нормативной финансовой потребности в обеспечении реализации отдельных ГМСС.
Требуются различные подходы к территориальной дифференциации ГМСС и нормативом их финансового обеспечения. Так, не должно быть никакой территориальной дифференциации в части предоставления услуг образования, лечения, социального обслуживания. Это касается и номенклатуры бесплатных и частично платных услуг, и перечня контингентов населения, имеющих право на оказание им социальной помощи. Ряд ГМСС, например потребления некоторых жилищно– коммунальных услуг, должен дифференцироваться по климатическим зонам страны. Территориальную дифференциацию ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно устанавливать, как правило, с выделением групп однородных субъектов Р.Ф. по социально – экономическому положению и природно – географическим условиям. Прожиточный минимум в субъектах Федерации различается почти в 6 раз (по данным Госкомстата за 2001 г.). Усиливается региональная дифференциация в среднедушевых денежных доходах населения ( достигла 17- кратной величины ), обеспеченности населения больничными койками и врачами ( достигла 4-кратной величины ), а также по другим индикаторам социального развития. Удельные капитальные затраты на объектах социальной сферы различаются по территориям в 3 раза и более. В рамках сектора системы выплат социальных пособий ведущее место занимают пособия по временной не трудоспособности ( 3,6% средств фонда ) и семейные пособия и пособия для матерей ( 46,7 % средств фонда ). Эти последние пособия представляются наименее эффективными, так как у половины семей с детьми их доля не превышает 5 % совокупного семейного дохода /40/.
Говоря о путях реформирования системы социального обеспечения, Н.М. Римашевская делает следующие заключение, что в основе социального обеспечения должно лежать оптимальное сочетание минимальных гарантий и социального страхования, что создаёт условие для стабильности материального положения личности в основных сферах жизнедеятельности в связи с безработицей, болезнью, старостью. Финансирование социального обеспечения в России должно иметь два источника. Один – обязательное социальное страхование, которое покрывает основные страховые риски. Второй источник- это государственный бюджет в части налогов с населения и предпринимателей, как источник расходов на минимальные социальные гарантии и всю систему пособий, нацеленную на помощь уязвимым группам населения /39/.
Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения