Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углублённая длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение  его веры в свои силы и возможности в  преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что даёт возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т. д. Посредственная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другое), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, т. е. предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России №  47 от 14 апреля 1994г. было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путём оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделение первичного приёма, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Целью деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социального - экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизация связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутри семейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

- выявление  причин социального неблагополучия  конкретных семей и детей, их  потребности в социальной помощи;

- определение  и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально- педагогических, юридических и иных социальных услуг семье и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- поддержка  семей и отдельных граждан  в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненых ситуаций;

- социальный  патронаж семей и отдельных  граждан, нуждающихся в социальной  помощи, реабилитации и поддержке;

-  участие в работе по профилактике  безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- анализ  уровня социального обслуживания  семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их  потребностей в социальной помощи  и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

- привлечение различных  государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания  семьи и детей.

Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются;

- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

- дети  и подростки, находящиеся в неблагоприятных  семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей,  имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, т.ч. инвалиды и т.д.

- взрослые  граждане (беременные женщины и кормящие матери, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.)

- бывшие  воспитанники детских домов и  школ-интернатов. Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений рассчитанных на семью и детей, из них около  200 - центры социальной помощи семье и детей  /26/.

Учреждения  социального  обслуживания  пенсионеров

В соответствии с Конституцией Р. Ф. граждане Р.Ф. имеют  право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в стрости.

Пенсия - это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста. В соответствии  с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким - либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии.

Важное  значение приобретают в современных условиях институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержке пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменения социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, самого образа жизни общения, а также возникновения различных затруднений как в социально- бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Всё это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свободу выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте,

временным или окончательным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным   уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не зависеть от уровня жизни и места проживания /42/.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в Р.Ф. является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Р.Ф.»(от 10.12.1995г.)

В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей. На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие несложные проблемы как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильём, материальное обеспечение /4/.

На современном этапе организации помощи пожилым людям,  должна носить деятельный, координированный и последовательный наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть граждане:

- не нуждающиеся в помощи;

- частично утратившие трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие постоянного ухода  и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же и связано и использование различных принципов, методов, приёмов работы с клиентом. Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психа - социального благополучия и социальных услуг. С ростом численности пожилого населения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в изменении форм социальной работы характера технологического процесса совершенствование помощи престарелым. Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцента нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта для социальной работы, но и как полноценную личность. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, само поддержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учёт принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учёт, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключёнными органами соц. защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функции социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

  -   дома - интернаты;

  -   отделения дневного  и ночного пребывания;

  -   специальные дома для  одиноких престарелых;

  -   больницы и отделения для хронических больных;

  -   стационары различного  типа;

  -   территориальные центры  социального обслуживания;

  -   отделения социальной помощи на дому;

  -   геронтологические центры т.д.

В системе стационарных учреждений Р.Ф. относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных  жизненных потребностей /5/.

По мнению специалистов, сложившиеся к настоящему времени уровни финансирования социальной сферы совершенно недостаточны и должны быть увеличены, по крайней мере, в 2-3 раза. ГМСС рекомендуется устанавливать не менее чем на пятилетний период. А на очередной финансовый год должны определяться коэффициенты выделения бюджетных средств по отношению к нормативной финансовой потребности в обеспечении реализации отдельных ГМСС. 

Требуются различные подходы к территориальной дифференциации ГМСС и нормативом их финансового обеспечения. Так, не должно быть  никакой территориальной дифференциации в части предоставления услуг образования, лечения, социального обслуживания. Это касается и номенклатуры бесплатных и частично платных услуг, и перечня контингентов населения, имеющих право на оказание им социальной помощи. Ряд ГМСС, например потребления некоторых жилищно– коммунальных услуг, должен дифференцироваться по климатическим зонам страны. Территориальную дифференциацию ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно устанавливать, как правило, с выделением групп однородных субъектов Р.Ф. по социально – экономическому положению и природно – географическим условиям. Прожиточный минимум в субъектах Федерации различается почти в 6 раз (по данным Госкомстата за 2001 г.). Усиливается региональная дифференциация в среднедушевых денежных доходах населения ( достигла 17- кратной величины ), обеспеченности населения  больничными койками и врачами ( достигла 4-кратной величины ), а также по другим индикаторам социального развития. Удельные капитальные затраты на объектах социальной сферы различаются по территориям в 3 раза и более. В рамках  сектора системы выплат социальных пособий  ведущее место занимают пособия по временной не  трудоспособности ( 3,6% средств фонда ) и семейные пособия и пособия для матерей ( 46,7 % средств фонда ). Эти последние пособия представляются  наименее эффективными, так как у половины семей с детьми их доля не превышает 5 % совокупного семейного дохода /40/.

Говоря о путях реформирования системы социального обеспечения, Н.М. Римашевская делает следующие заключение, что в основе социального обеспечения должно лежать оптимальное сочетание минимальных гарантий и социального страхования, что создаёт условие для стабильности материального положения личности в основных сферах жизнедеятельности в связи с безработицей, болезнью, старостью. Финансирование социального обеспечения в России должно иметь два источника. Один – обязательное социальное страхование, которое покрывает основные страховые риски. Второй источник- это государственный бюджет в части налогов с населения и предпринимателей, как источник расходов на минимальные социальные гарантии и всю систему пособий, нацеленную на помощь уязвимым группам населения /39/.  

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения