Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование отечественной теории социальной работы
1.1 Тенденции древнейших представлений о процесс помощи и взаимопомощи
1.2 Теоретические подходы к общественному и частному призрению
1.3 Развитие системы социального обеспечения и социальной работы
Глава 2. Сущность социальной поддержки населения
2.1 Социальные стандарты и гарантии
2.3 Медицинское обслуживание граждан
2.4 Порядок учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи
2.5 Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в городе Ульяновске
Глава 3. Виды деятельности и направления социального обслуживания населения
3.1 Виды, специфика и особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения
3.2 Особенности деятельности, анализ и направления совершенствования работы Фонда социальной поддержки населения (на примере Ульяновского Фонда социальной поддержки населения)
Глава 4. Качество жизни населения Ульяновской области
4.1 Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
4.2 Анализ фактического состояния качества жизни населения области
4.3 Уровень потребительских расходов населения
4.4 Сравнительные данные качества жизни населения в регионах Приволжского федерального территориального округа
4.5 Выводы и предложения по осуществлению работ, способствующих
повышению социально-экономического уровня развития области
Заключение
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная поддержка и социальное обслуживание населения.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

               Источник: Российский статистический ежегодник.- М.: Госкомстат России,2001г.

Как следует из таблицы 3 ,среднее значение соотношения среднедушевого дохода и прожиточного минимума составляет 197%. Таким образом, по усреднённому уровню жизни только Центральный регион превосходит это значение – 338%. Относительно высокий (в пределах 186-189%) усреднённый уровень жизни имеют Поволжский, Центрально-Чернозёмный и Волго- Вятский регионы и Калининградская область.

Проблема бедных – это одна из самых сложных для любого правительства. С одной стороны степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой стороны – чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одарённых, трудоспособных и трудолюбивых граждан. Это грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Вторая важнейшая функция минимального бюджета – это функция нормативной основы социальной защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной оплаты, а от неё, в свою очередь размеры всех пенсий, пособий стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной заработной платы.

Нормативно–информационной основой обеспечения этих гарантий являются системы нормативных бюджетов, прежде всего бюджета «скромного достатка». Такие бюджеты разрабатываются государственными  органами, научными организациями по заказам профсоюзов. Результаты их разработки – это уровни скромного достатка и бедности, которые не являются официальными нормативными актами, однако служат основой при определении устанавливаемой правительством минимальной заработной платы, она корреспондируется с минимумом материальной обеспеченности.

Разрыв доходов между бедными и богатыми в развитых европейских странах наблюдается от 1: 6 до 1: 9. Если он превышает 1:10, то по мировым стандартам общество вступает в зону социальной нестабильности. В 1991 г. такой разрыв составил (в России) 1:5, в 1993 г. 1:10,4; а в 1995 г. – 14,6. В Москве этот разрыв составил 1:60, а по итогам декларированных доходов 1998 г. (то есть легально заявленных доходов только работающих жителей) очевидно, что доходы 20 % высокооплачиваемых и 20 % самых низкооплачиваемых москвичей различаются в 36 раз. Следует также учесть, что среди 20 % самых бедных москвичей есть свои самые бедные. Государство обязано противодействовать опасной социальной поляризации общества .

«Потребительская корзина» - это набор продуктов и предметов, входящих в состав минимального потребительского бюджета. Он служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуг, что в свою очередь является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения. Эта корзина предполагает использование нормативного метода расчёта как для продуктовой, так и не продуктовой части. Основные принципы формирования новой потребительской корзины – удовлетворение потребностей в сложившейся структуре потребления с учётом фактического потребления малоимущих слоёв. Выбор товаров и услуг производится исходя из минимальных цен. Потребительская корзина определяется для основных социально – демографических групп населения в целом по России и по субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет.

Индексация должна соответствовать текущему росту цен. Для регистрации её создается служба, наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг. Индексация представляет собой механизм корректирования денежных доходов населения с учётом индекса уровня потребительских цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, из видов доходов, которые подлежат индексации и частоты их регулирования.

При проведении индексации (как в нашей стране, так и во многих других странах) обычно допускают следующие манипуляции:

- в «корзину» включается, как правило, самые дешевые и недоброкачественные товары с разной возможностью роста цен;

- объём потребления определяется по физиологическому уровню и нередко бывает даже значительно ниже этого минимума;

- индексация доходов осуществляется со значительным опозданием и отставанием от фактического роста цен.

Стоимость продуктов питания потребительской корзины для    основных социально - демографических групп населения

 

Стоимость продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения рассчитывается на основе:

- минимального набора продуктов  питания для основных социально-демографических  групп населения в целом по  Российской Федерации;

- данных Государственного комитета  Российской Федерации по статистике  об уровне потребительских цен  на продукты питания, используемых при исчислении величины прожиточного минимума.

Стоимость продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения рассчитывается:

- для трудоспособного  населения - на основе стоимости  минимальных наборов продуктов питания для мужчин и женщин и долей мужчин и женщин в численности населения трудоспособного возраста (установленных в размере 0,52 и 0,48 соответственно);

- для пенсионеров - на основе стоимости минимального  набора продуктов питания для пенсионеров;

- для детей - на основе стоимости минимальных  наборов продуктов питания для  детей в возрасте 0-6 лет и детей  в возрасте 7-15 лет и долей детей  в возрасте 0-6 лет и детей в  возрасте 7-15 лет в общей численности  детей (установленных в размере 0,34 и 0,66 соответственно).

Стоимость минимальных наборов продуктов питания рассчитывается умножением годовых объемов потребления продуктов питания для основных социально-демографических групп населения на соответствующие им данные об уровне потребительских цен на продукты питания.

Условный пример расчета стоимости продуктов питания потребительской корзины для трудоспособного населения в таблице 4.

Стоимость продуктов питания потребительской корзины для трудоспособного населения с учетом долей мужчин и женщин в численности населения трудоспособного возраста составит:

6715,44 х 0,52 + 5943,51 х 0,48 = 6344,91 руб. в год

или 6344,91 : 12 = 528,75 руб. в месяц.

Таблица 4

Стоимость продуктов питания потребительской

корзины для трудоспособного населения

 

Наименование продуктов питания

 

 

Объем потребления (в среднем на 1 человека) кг в год

 

Уровень потребительских цен

руб.

 

Стоимость, руб. в год

мужчины

женщины

 

мужчины

женщины

Мука пшеничная

20

17

8,55

171,00

145,35

Рис

5

2,9

20,54

102,7

59,57

Хлеб пшеничный

75

65

10,04

753,00

652,6

Картофель

150

95

7,41

1111,50

703,95

Капуста свежая и квашеная

35

30

7,65

267,75

229,50

Стоимость минимального набора продуктов питания

     

 

6715,44

 

5943,51


 

Стоимость непродовольственных товаров потребительской корзины для

основных социально-демографических групп населения

 

Стоимость непродовольственных товаров потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения рассчитывается на основе:

- минимального  набора непродовольственных товаров  индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения в полом по Российской Федерации

- минимального  набора непродовольственных товаров  общесемейного пользования на одну среднестатистическую семью в целом по Российской Федерации

- данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на непродовольственные товары, используемых при исчислении величины прожиточного минимума.

- Стоимость  непродовольственных товаров потребительской  корзины для основных социально-демографических групп населения рассчитывается как сумма стоимости непродовольственных товаров индивидуального пользования и общесемейного пользования.

Стоимость непродовольственных товаров индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения рассчитывается:

- для  трудоспособного населения - на основе  стоимости минимальных наборов непродовольственных товаров индивидуального пользования для мужчин и женщин и долей мужчин и женщин в численности населения трудоспособного возраста (установленных в размере 0,52 и 0,48 соответственно);

- для  пенсионеров - на основе стоимости  минимальных наборов непродовольственных товаров индивидуального пользования для мужчин и женщин и долей мужчин и женщин в численности населения старше трудоспособного возраста (установленных в размере 0,28 и 0,72 соответственно);

- для  детей - на основе стоимости минимальных  наборов непродовольственных товаров индивидуального пользования для детей в возрасте 0-6 лет и детей в возрасте 7-15 лет и долей детей в возрасте 0-6 лет и детей в возрасте 7-15 лет и общей численности детей (установленных в размере 0,34 и 0,66 соответственно).

Стоимость минимальных наборов непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается умножением годовых объемов потребления непродовольственных товаров индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения на соответствующие им данные об уровне потребительских цен на непродовольственные товары

Годовые объемы потребления непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитываются путем деления количества товаров на срок их износа.

Годовые объемы потребления по позициям «пеленки», «ползунки», «распашонки (рубашечки)» для детей в возрасте 0 - 6 лет рассчитываются путем деления количества соответствующих товаров на срок их износа и умножения на долю детей в возрасте до 1 года в численности детей в возрасте 0 - 6 лет, установленную в размере 0,12.

Стоимость непродовольственных товаров общесемейного пользования рассчитывается как сумма стоимости непродовольственных товаров общесемейного пользования (без стоимости предметов первой необходимости, санитарии и лекарств) и стоимости товаров первой необходимости, санитарии и лекарств.

Стоимость непродовольственных товаров общесемейного пользования (без стоимости предметов первой необходимости, санитарии и лекарств) рассчитывается умножением годовых объемов потребления непродовольственных товаров общесемейного пользования на одного человека на соответствующие им данные об уровне потребительских цен на непродовольственные товары.

Годовые объемы потребления непродовольственных товаров общесемейного пользования на одного человека рассчитываются путем деления количества товаров на срок их износа и на коэффициент семейности (установленный в размере 2,9).

Стоимость предметов первой необходимости, санитарии и лекарств исчисляется путем умножения суммы стоимости минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования и минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования (без стоимости предметов первой необходимости, санитарии и лекарств) на 10 и деления на 90 (что соответствует 10% от стоимости минимального набора непродовольственных товаров). Условный пример расчета стоимости минимального набора непродовольственных товаров потребительской корзины для трудоспособного населения представлен в таблице 5.

Таблица 5

Стоимость минимального набора непродовольственных

товаров потребительской корзины для трудоспособного населения

Наименование товаров

Количество, штук

Срок износа, лет

Объем потребления (в среднем на одного человека), штук в год

Уровень потребительских цен, руб

Стоимость, руб в год

Куртка меховая с подстежкой

1

8

0,125

730,29

91,29

Костюм- двойка

1

5

0,220

890,79

178,16

Меховой головной убор

1

7

0,143

335,9

48,03

Полуботинки

2

5

0,400

231,33

92,53

………………

       

……….

Стоимость минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования

2138,57

Информация о работе Социальная поддержка и социальное обслуживание населения