Лекция по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:32, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по "Статистике" на тему: "Предмет и метод статистики"

Содержание

Вопрос 1. Предмет общей теории статистики;
Вопрос 2. Стадии и методы статистического исследования;
Вопрос 3. Задачи общей теории статистики;

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по статистике.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Преподаватель: Пуляшкин Владимир Васильевич

СТАТИСТИКА

«01»  октября 2007 г.

ТЕМА 1.: Предмет и метод  статистики 

  • Вопрос 1. Предмет общей теории статистики;
  • Вопрос 2. Стадии и методы статистического исследования;
  • Вопрос 3. Задачи общей теории статистики;
 

Вопрос 1. Предмет общей  теории статистики 

    Изначально  термин «статистика» (происходит от лат. status – состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние» (отсюда итал. stato – государство и statista – знаток государства). В научную литературу этот термин вошел в XVIII в. и вначале понимался как «государствоведение». Статистическая же наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и т. д. В этот период статистика называлась «политическая арифметика». Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. А. Кетле и его последователи в своих работах сделали попытку представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако такие закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.

    Большой вклад в статистическую науку и практику внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М. В. Ломоносова, И. К. Кирилова, В. Н. Татищева, а позднее и К. И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического описания страны. А. Н. Радищев сформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д. П. Журавского показана роль группировок в статистике, предложена система статистических показателей для изучения общественной жизни. История статистики изложена в работах Ю. Э. Янсона. П. Л. Чебышев и его ученики сформулировали математическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода. А. А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывал теоретические основы математической статистики.

    Значительный  вклад в развитие статистики внесли В. И. Хотимский, B. C. Немчинов, С. Г. Струмилин, В. Н. Старовский, Б. С. Ястремский, А. Я. Боярский, П. П. Маслов, B. C. Новиков, Л. В. Некраш, В. Е. Овсиенко, В. Е. Адамов, Т. В. Рябушкин, И. С. Пасхавер, М. В. Птуха, Я. И. Лукомский и другие видные ученые.

    Общая теория статистики – общественная наука, изучающая количественную сторону общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития. Статистика изучает также влияние природных и технических факторов на количественные отношения общественной жизни, влияние организации производства на природные условия жизни общества. 

Вопрос 2. Стадии и методы статистического исследования 

    Статистическое  исследование количественной стороны  общественных явлений проходит 3 стадии.

    1. с помощью проведения статистического наблюдения собирают стат. данные.

    2. собранные данные подвергаются сводке и группировке. Важнейшим методом на второй стадии статистической сводки является метод группировок, позволяющий выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы. На этой стадии переходят от описания отдельных единиц к описанию их групп и объекта в целом посредством подсчета итогов, вычисления обобщающих показателей в виде относительных средних величин.

    3. анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях. Здесь применяется весь арсенал статистических методов – ряды динамики, индексы, методы математической статистики и т. д. Выводы и анализ излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами. 

Вопрос 3. Задачи общей теории статистики 

    Произошедшие  в последнее время в России коренные изменения в общественно-экономической и социальной жизни общества, переход на рыночные отношения вызвали потребность в значительном совершенствовании социально-экономической статистики и общей теории статистики. В частности, в комплексном пересмотре всей системы учета и статистики в стране, необходимость расширения возможности получения точной, объективной и аналитической информации о состоянии и развитии социально-экономических процессов для принятия решения на всех уровнях управления.

    Большое значение для быстрейшего решения  этой задачи имеют Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановления Правительства от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики» и от 30 июля 2004 г. № 399 «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики».

    В постановлении Правительства РФ от 30 июля 2004 г. отмечается, что Федеральная служба государственной статистики (далее – Служба) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
  3. представляет официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
  4. разрабатывает официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, в пределах своей компетенции обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам;
  5. осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, а также ее методологическое обеспечение;
  6. осуществляет подготовку, проведение и методологическое обеспечение статистических обследований;
  7. обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
  8. организует деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;
  9. разрабатывает и ведет общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  10. проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;
  11. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
  12. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
  13. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в предусмотренный законодательством Российской Федерации срок;
  14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  15. обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;
  16. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
  17. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  18. взаимодействует с соответствующими органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  19. ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  20. осуществляет иные полномочия, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    С целью реализации полномочий в установленной  сфере деятельности Федеральная служба государственной статистики имеет право:

  1. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  2. заказывать проведение необх. исследований, испытаний, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам надзора в установленной сфере деятельности;
  3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  4. осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
  5. привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные;
  8. учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
 

ТЕМА 2.: Статистическое наблюдение 

  • Вопрос 1. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения;
  • Вопрос 2. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения;
 

Вопрос 1. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения 

    Статистическое  наблюдение является первым этапом статистического исследования и представляет собой массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

    Процесс статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:

  1. подготовка наблюдения;
  2. массовый сбор данных;
  3. подготовка данных к автоматизированной обработке;
  4. контроль качества получаемых данных;
  5. разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

    Примерами статистического наблюдения могут  служить переписи населения, сельскохозяйственные переписи, бюджетные обследования хозяйств населения, опросы общественного мнения.

    Подготовка  статистич. наблюдения включает в себя различные виды работ.

    Сначала необходимо решить методологические вопросы:

  1. определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации;
  2. разработка документов для сбора данных;
  3. выбор отчетной единицы;
  4. выбор методов и средств получения данных.

    Затем следует решить организационные вопросы:

  1. определение органов, проводящих наблюдение, и их состава;
  2. подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;
  3. составление календарного плана работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения;
  4. тиражирование документов для сбора данных;
  5. определение источников финансирования работ.

    Массовый  сбор данных заключается в выполнении работ, непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

    Собранные данные подвергаются арифметическому  и логическому контролю. Оба вида контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

    На  заключительном этапе наблюдения анализируются  причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения в будущем.

    Цель  наблюдения – получение достоверной информации для обнаружения закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью Всероссийской переписи населения 2002 г. было получение данных о численности, размещении, составе населения (по различным признакам), а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Цель и задачи наблюдения предопределяют его программу и формы организации.

Информация о работе Лекция по "Статистике"