Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:41, курсовая работа
Главный вопрос в решении этой проблемы - вопрос оценки самого труда руководителей и его результатов. Существуют различные точки зрения ответа на этот вопрос. Можно выделить две крайние. Одна группа специалистов исходит из того, что руководители не создают материальных ценностей. Главная их роль - мобилизовать людей на решение конкретных задач, организовать их труд, создать все условия для продуктивной работы. Поэтому, они считают, что труд руководителей нужно оценивать по конечному результату работы коллектива. Следовательно, при построении оплаты труда упор нужно делать на высокий удельный вес в структуре заработной платы руководителя переменной части: оклад должен быть небольшим, а премии - очень весомыми.
Введение 4
Глава 1. Трудовые ресурсы и оплата труда
1.1. Понятие трудовых ресурсов на предприятии 6
1.2. Кадры предприятия, их классификация и структура 6
1.3. Социально-экономическая сущность и основы организации оплаты труда 10
1.4. Правовые основы организации учета оплаты труда 13
Глава 2. Формы и системы оплаты труда на предприятии
2.1. Формы оплаты труда 16
2.1.1. Система повременной заработной платы 18
2.1.2. Система сдельной заработной платы 19
2.2. Надбавки и доплаты 22
2.3. Должностные оклады 25
2.4. Участие в прибыли предприятия 27
2.5. Бестарифная система оплаты труда 28
Глава 3. Оплата труда руководителей предприятий и организаций Ульяновской области
Заключение 35
Список использованной литературы 37
- квалификационного уровня работника;
- коэффициента трудового участия (КТУ);
- фактически отработанного времени.
Квалификационный уровень работника предприятия устанавливается всем членам трудового коллектива и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период на сложившийся на предприятии минимальный уровень заработной платы за тот же период.
Затем все работники предприятия распределяются по десяти квалификационным группам исходя из квалификационного уровня работников и квалификационных требований к работникам различных профессий.
Для каждой из групп устанавливается свой квалификационный уровень.
Система квалификационных уровней создает большие возможности для материального стимулирования квалифицированного труда, чем система тарифных разрядов, при которой у рабочего, имеющего 5или 6 разряд, уже нет перспективы дальнейшего роста, а следовательно, и заработной платы.
Квалификационный уровень работника может повышаться в течение всей его трудовой деятельности. Вопрос о включении специалистов или рабочего в соответствующую квалификационную группу решает Совет трудового коллектива с учетом индивидуальных характеристик работника.
КТУ выставляется всем работникам предприятия, включая директора, и утверждается Советом трудового коллектива, который сам решает периодичность определения КТУ (раз в месяц, в квартал и т. д.) и состав показателей для расчета КТУ.
Расчет заработной платы при бестарифной системе оплаты труда определяется в такой последовательности:
- количество баллов, заработанных каждым работником (подразделения, цеха, участка, бригады) Mi:
Mi=K*N*КТУ,
где К – квалифицированный уровень;
N – количество отработанных
- общая сумма баллов, заработанная всеми работниками подразделения:
M=∑Mi,
- доля фонда оплаты труда, приходящаяся на оплату одного балла (руб.):
d=ФОТ/М
- заработная плата отдельных работников подразделений.
Такая система меняет пропорции распределения ФОТ при одном и том же уровне квалификации, разряде. Заработок одних рабочих может увеличиваться, а других – уменьшаться. В результате обеспечивается социальная справедливость в распределении заработка между работниками, чего нельзя достигнуть при тарифной системе.
Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики важный показатель работы – объем реализации продукции и услуг. Поэтому чем выше объем реализации, тем более эффективно работает предприятие, и заработная плата может корректироваться в зависимости и от объема реализации. Это особенно важно для управленческого персонала и вспомогательных рабочих, поскольку эти две категории работников предприятия не так тесно связаны с объемом выпуска продукции.
Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система – заключение договора (контракта) на определенный срок между работодателем и исполнителем. В договоре оговариваются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, а также срок действия контракта. В договоре изложены и последствия, которые могут наступить для сторон в случае досрочного расторжения договора одной из сторон. Договор может включать как время нахождения работника на предприятии (повременная оплата), так и конкретное задание, которое должен выполнить работник за определенное время (сдельная оплате).
Основное преимущество контрактной системы – четкое распределение прав и обязанностей как работника, так руководства предприятия. Эта система достаточно эффективна в условиях рынка.
Глава 3. Оплата труда руководителей предприятий и организаций Ульяновской области
Начиная с 3 квартала 1994 года, Федерация профсоюзов отслеживала уровень доходов и средней заработной платы руководителей и работников предприятий и организаций ведущих отраслей экономики области и их взаимосвязь с результатами труда.
Аналогичный анализ по оплате труда руководителей был проведен по данным статотчетности в 4 квартале 1995 г. Статистическом наблюдением за оплатой труда руководителей предприятий по итогам работы в 4 квартале 1995 года по данным комитета госстатистики Ульяновской области было охвачено 1306 предприятий, в том числе 725 государственных предприятий (включая муниципальные) и 581 акционерное общество. Для сравнения, в 4 квартале 1994 г. наблюдением было охвачено 848 госпредприятий и 581 акционерное общество.
Так же как и в 4 квартале 1994 г., большая часть руководителей госпредприятий и акционерных обществ, охваченных наблюдением в 4 квартале 1995 г. работает на предприятиях с численностью до 200 человек (77,8% и 52,7%), от 200 до 1500 чел. соответственно (17,9 и 37,5%).
Численность руководителей, заключивших контракты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.94 г. № 210, увеличилась в 4 квартале 1995 г. по сравнению с тем же периодом 1994 г. на 29 чел. в госсекторе и на 28 чел. в акционерных обществах, но по-прежнему не превышает 50% от общей численности руководителей (соответственно 47,3 и 26,9%).
Как показало наблюдение руководители государственных предприятий, имеющие должностные оклады с кратностью до 10 раз, занимают в общей численности отчитавшихся, как и в 4 квартале 1994 года, преобладающую долю - 91,7%. Среди руководителей предприятий со списочной численностью до 200 чел. их доля еще выше - 95,7%. Средний размер кратности этой категории руководителей - 6, и несколько выше, чем в 4 квартале 1994 года. Размер кратности повысился почти по всем уровням численности.
Среди руководителей акционерных обществ у значительной её части (67,6 %) кратностъ не превышает 10 раз, а среди руководителей с численностью предприятий до 200 чел. удельный вес ещё выше -84,3%. Средний размер кратности должностного оклада руководителя акционерного общества в 1,5 раза превышает средний размер кратности должностного оклада руководителя госпредприятия.
Анализ доходов и средней заработной платы руководителей госпредприятий и акционерных обществ свидетельствует о том, что в 4 квартале 1995 г. наблюдался рост доходов и средней заработной платы в целом по области и по представленных отраслям экономики. Так, доход руководителя госпредприятия составил 2093 тыс. руб., акционерного общества - 3728,4 тыс. руб. и повысился соответственно к уровню 4 квартала 1994 г. в 2,17 и 2.58 раза. Средняя заработная плата руководителя государственного предприятия составила 1919,8 тыс. руб., акционерного общества -3362,2 тыс. руб., рост её составил соответственно -2,09 и 2,54 раза. Выше средней по области заработная плата руководителей госпредприятий в отраслях промышленности (2772,9), транспорта (2537,1), связи (3500,7) тыс. руб. Наиболее высокие размеры заработной платы наблюдаются у руководителей предприятий, с численностью работающих от 1500 до 10000 чел. Так, в промышленности средняя зарплата этих руководителей составила 5746,4 тыс. руб., в связи - 4608,1, строительстве - 17841,6 тыс. руб.
В акционерных обществах уровень зарплаты, значительно превышающий средний по области, наблюдается в связи (9209,2), здесь же и самая высокая зарплата руководителя со списочной численностью: от 1500 до 10000 чел. - 16324,2 тыс. рублей.
Из данных таблиц видно, что доход и заработная плата руководителей как государственных, так и акционерных, возрастала более быстрыми темпами, чем оплата труда рабочего 1-го разряда.
Анализ доходов и заработной платы работающих и руководителей также доказывает, что рост доходов и заработной платы среди работающих наблюдался меньшими темпами, чем у руководителей, соответственно увеличивался разрыв между оплатой работающих и руководителей. Например, доход и заработная плата работающих возросла в 4 квартале 1995 г. по отношению к 4 кварталу 1994 г. в 2,2 раза, а оплата руководителей в 2,4 раза, соответственно и соотношение между доходами и зарплатой работающего и руководителя повысилось с 3.3 и 3,6 в 1994 г. до 3,6 и 3,8- в 1995 году. А в отраслях экономики как промышленность, связь средняя зарплата руководителя опережает зарплату работающего в 5-7 раз.
Таким образом, проведенный анализ оплаты труда руководителей показал, что в 4 квартале 1995 г., как и в предыдущие периоды, сохраняется дифференциация в оплате труда в зависимости: от форм собственности. Наиболее высокий ее уровень в акционерных обществах: у одной трети из них оплата труда превышала рекомендованный правительством РФ в несколько раз. По-прежнему заработная плата руководителей растет опережающими темпами по сравнению с заработной платой работающих и особенно рабочих. При этом рост доходов и заработной платы руководителей не связан с результатами производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Данные таблицы показывают, что в 1995 году снижение объема производства по сравнению с предыдущим годом наблюдалось почти во всех отраслях экономики. По объему промышленной продукции оно составило 3,8%, при том, что в предыдущем году объемы упали более чем на 20%; объем СМР снизился в 1995 г. на 12%, а в предыдущем году на 41%, в социальном строительстве - на 21%, в 1994 году - снижение на 20%; объем грузоперевозок снизился на 9%, а в 1994 году - почти на 30%. Между тем доход и заработная плата руководителя этих отраслей возросли: в промышленности в целом - в 2,8 раза, а в акционерных обществах - в 2,9 раза; на транспорте в целом рост зарплаты руководителя составил 2,5 раза, в акционерных обществах - 2,8 раза.
Т.е. заработная плата руководителя повышается независимо от результатов работы предприятия. Не содержит механизма регулирования оплаты труда руководителей всех форм собственности и постановление Правительства РФ №210. Чтобы заинтересовать руководителя в повышении эффективности работы предприятия и с учетом его личного вклада необходимо определить критерии обоснованности должностных окладов и разработать механизм регулирования оплаты труда, порядок стимулирования высокоэффективного труда, установления социальных льгот и компенсаций с условием, что не будут при этом нарушаться сложившиеся пропорции в оплате труда руководителя и рядовых работников.
Заключение
Труд и его оплата являются важнейшей стороной взаимоотношений между работодателями и работниками. Поэтому бухгалтерский учет оплаты труда должен быть четко регламентированным и поставленным. Учет расчетов по оплате труда - наиболее сложный и трудоемкий участок бухгалтерии, организация которого требует обеспечить правильное и своевременное начисление заработной платы и выдачу ее в установленные сроки; правильное и своевременное удержание налогов, связанных с начислением заработной платы (налога на доходы, единого социального налога), и перечисление их в бюджет; удержание различных сумм (например, по исполнительным листам, за причиненный ущерб и др.).
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. В складывающихся новых условиях хозяйствования, как в народнохозяйственном, так и в отраслевом разрезе оплата труда перестала быть жестко управляемой, что привело к необходимости совершенствования учета труда и его оплаты. Большое внимание уделяется совершенствованию форм первичной и сводной документации, где учитываются современные стандарты построения и обработки документации. Появление новых хозяйственных операций отражается на формировании новых корреспонденций счетов и их отражении. Реформирование системы и формы оплаты труда идет в направлении оплаты затраченных усилий, учитывая все многообразие форм труда. Право предприятий самостоятельно формировать политику оплаты и организовывать бухгалтерский учет позволяет довольно точно отражать затраченный труд и оплачивать его. С другой стороны, труд – важная составляющая себестоимости продукции. Четкий его учет и контроль затрат на оплату труда позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, снижая долю расходов на труд в цене продукции. Труд, являясь главным источником дохода для человека, одновременно и стратегически важный фактор в масштабах страны, так как условия труда, оплата труда, налоги на оплату труда определяют такие субъективные факторы как настроения в обществе, лояльность к власти и такие объективные факторы как экономическая стабильность и рост.
2. Четко
поставленный бухгалтерский
3. При расчете
заработной платы предприятия
всех форм собственности
Список использованной литературы
1. Конституция РФ
2. Постановление Правительства РФ от 23 марта 1994 г. «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров»
3. Трудовой Кодекс РФ
4. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия. - М.: Инфра - М, 2002
5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1997
6. Грибов В. П., Грузинов В. П. Экономика предприятия. – М.: финансы и статистика, 2002
7. Иванова И.М. Оплата труда руководителей предприятий и организаций Ульяновской области в 4 квартале 1994 и 1995 годов
8. Пелих А. С. Экономика предприятия. – М.: Новое знание, 2003
9. Сафронов Н. А. Экономика предприятия. – М., 2002
10. Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: финансы и статистика, 2002
Информация о работе Социально-экономическая статистика стоимости труда