Статистический анализ динамики цен автомобильного рынка Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения курсовой работы – рассмотрение применения индексного метода при статистическом изучении уровня цен на автомобили. В работе рассмотрено понятие индекса и его экономическое содержание, методы построения индексов (общих и индивидуальных).
Для автоматизированного статистического анализа данных в работе использовался ППП MS Excel.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДЕКСНОГО АНАЛИЗА ЦЕН 7
1.1 Понятие и классификация индексов 7
1.2 Методы расчета и анализа индексов цен 11
1.3 Обзор и характеристика динамик развития автомобильного рынка Украины 15
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА УКРАИНЫ НА ПРИМЕРЕ АВТОСАЛОНА «AUDI» 20
2.1 Измерение динамики цен автомобильного рынка с использование индексного метода 20
2.2 Анализ показателей динамики развития продаж на примере автомобильного рынка 26
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Индекс переменного  состава    учитывает влияние на среднее цену как изменения цен, так и изменение структуры товарной массы:

 (2.8)

Индекс фиксированного состава  показывает влияние на среднюю цену только изменение в ценах сравниваемых периодов:

 (2.9)

 

Индекс структурных  сдвигов определяет изменение средней цены только за счет изменений в структуре товаров:

 (2.10)

Методика применения индексов для  оценки динамики цен имеет определенные особенности по отдельным отраслям.

Сводные индексы цен  на продукцию промышленности ежемесячно вычисляют по формуле Ласпейреса (2.6) на основании индивидуальных индексов по отдельным видам продукции и общей стоимости выпуска продукции по этим группам в предыдущем месяце.

Индексы цен в капитальном  строительстве определяют по отдельными элементами капитальных вложений с учетом доли их стоимости в общем объеме этих вложений. Изменения по элементам капитальных вложений решаются на долю этих элементов в общем объеме капитальных вложений.

Индексы цен и товаров  грузовых перевозок вычисляют по каждому виду транспорта и в целом  на основании индивидуальных индексов и общей выручки по отдельным видам перевозок отчетного периода. Сводный индекс рассчитывается по формуле среднегармонического индекса Пааше (2.5). Индивидуальные индексы вычисляются ежемесячно.

Межгосударственные и  внутренние индексы цен и тарифов используются для сравнения их в пространстве. Такие индексы зависимости от их структуры взвешивания могут иметь разные уровни. Взвешивания этих уровней осуществляют по структуре региона или страны. При международных сравнениях уровень цен перечисляют в свободно конвертируемую валюту.

Основные макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, НД) оцениваются  в текущих ценах рассматриваемого периода. Но исследование изменения уровня, структуры этих показателей требует их переоценивания в сопоставимые цены. Чаще всего такая переоценка макроэкономических показателей СНР из текущих в сопоставимые цены осуществляют с помощью индекс-дефлятор. Они представляют собой коэффициенты пересчета фактического текущего уровня обобщающего показателя в цены базисного периода. Так, индекс-дефлятор ВВП представляет собой общий индекс Пааше и используется для корректировки фактического номинального объема ВВП с учетом инфляции и расчета на этой основе реального объема ВВП ( ):

  (2.11)

где Iдефл − индекс-дефлятор; р1 − фактические действующие цены текущего периода; q1 - количество продуктов (услуг) в текущем периоде; рбаз− цены базисного периода, взятого за основу для расчета ВВП, и которые устанавливаются неизменными на протяжении нескольких лет. [8]

Индекс-дефлятор с самостоятельными показателями и характеризуют соотношение стоимости текущего (отчетного) периода со стоимостью той же продукции по ценам базисного периода.

Необходимо рассчитать общий индекс товарооборота, цен, физического объема продукции, сделать вывод. Исходные данные приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Исходные данные для  расчетов

2008 год

2009

Модель

Средняя цена

Кол-во реализованных автомобилей

Модель

Средняя цена

Кол-во реализованных автомобилей

А1

22600

16

А1

23000

8

А3

30450

8

А3

25320

6

A3 Sportback

28250

9

A3 Sportback

26010

7

А4

39644

6

А4

39360

7

A4 Avant

42029

4

A4 Avant

41065

5

S4

67400

14

S4

60190

12

A4 Allroad

46450

1

A4 Allroad

41350

1

A5 Cabriolet

57200

7

A5 Cabriolet

54150

4

A6

60936

17

A6

52775

16

A6 Avant

64219

9

A6 Avant

54675

7

A6 Allroad

63604

3

A6 Allroad

56875

3

A8

116344,5

18

A8

100000

18

RS6

148750

3

RS6

136500

1


В решении задачи необходимо: 1)рассчитать общий индекс товарооборота, цен, физического объема реализации; показать взаимосвязь индексов;2)определить влияние отдельных факторов на цену товаров в абсолютном выражении;3)сделать выводы.

1.Общий индекс товарооборота  в целом по всему автомобильному  ряду рассчитывается по формуле:

,

Проведя расчеты с помощью ППП MS Excel, я получила следующий результат:

I pq = 0,79

Это значит, что в текущем  периоде по сравнению с базисным  общий товарооборот снизился на 79 %. Такое снижение случилось под влиянием двух факторов − цена и объем реализации автомобилей. Поэтому обозначим внесение каждого из факторов.

Общий индекс цен по формуле  Пааше:

Общий индекс физического  объема реализации:

Таким образом, произошло изменение товарооборота по причине снижения цен на товары в текущем периоде по сравнению с базисным периодом  на 13,6 %, при уменьшении объема реализации  на (1-0,914=0,086) 8,6 %.

Система взаимосвязи  индексов имеет вид:

2.Абсолютный прирост (уменьшение) товарооборота автомобилей рассчитывается как разница между числителем и знаменателем  соответствующих индексов:

  • в общем, по автомобилям:

€;

  • за счет изменения цен:

  • за счет изменения объема реализации:

Таким образом, товарооборот (выручка) автомобилей уменьшилась при реализации товаров в текущем периоде по сравнению с базисным периодом на -1377961€, в том числе за счет понижения цен – на -814410€. Так как количество проданного товара уменьшился , выручка тоже уменьшилась на -563551 €.

2.2 Анализ показателей  динамики развития продаж на примере  автомобильного рынка

 

Для статистического анализа одномерных временных рядов экономических показателей вида у123…,уn абсолютные уровни моментных и интервальных рядов, а также уровни из средних величин  должны быть преобразованы в относительные величины. Их можно получить соотнесением уровней ряда с одним и тем же уровнем, взятым за базу (за базу сравнения чаще всего принимают начальный уровень временного ряда у1), либо последовательными сопоставлениями с предыдущим уровнем. В первом случае получают базисные показатели, во втором — цепные.[9]

Временной ряд тогда правильно отражает объективный процесс развития экономического явления, когда уровни этого ряда состоят из однородных, сопоставимых величин. Для несопоставимых величин вести расчет показателей динамики неправомерно.

При анализе временных рядов для определения изменений, происходящих в данном явлении, прежде всего, вычисляют скорость развития этого явления во времени. Показателем скорости служит абсолютный прирост, вычисляемый по формуле:

  (2.12)

где уi — i -й уровень временного ряда (i = 2, 3, п); индекс к = 1,2,... п - 1 Этот показатель определяет начальный уровень и может быть выбран любым в зависимости от целей исследования: при к = 1 получаются цепные показатели, при к =i - 1 получаются базисные показатели с начальным уровнем ряда в качестве базисного и т.д.

Коэффициент роста для i-го периода вычисляется по формуле:

  (2.13)

> 1, если уровень повышается; < 1, если уровень понижается; при = 1 уровень не меняется.

Коэффициент прироста равен:

 Þ  (2.14)

На практике чаще применяют показатели темпа роста и темпа прироста:

   (2.15)

где — темп прироста для i-го периода;

 Þ    (2.16)

где — темп прироста для i-го периода;

Темп прироста показывает, на сколько процентов уровень одного периода увеличился (уменьшился) по сравнению с уровнем другого периода, т.е. этот показатель выражает относительную величину прироста в процентах. Сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же промежутки времени показывает, что в реальных экономических процессах замедление темпа прироста часто не сопровождается уменьшением абсолютных приростов.[10]

В таблице 2.3 отражен годовой доход от продаж за базовый и отчетный года.

Таблица 2.3

Доход от продаж

Год

2007

2008

2009

Доход от реализации

А1

508000

361600

184000

А3

425100

243600

151920

A3 Sportback

177000

254250

182070

А4

322000

237864

275520

A4 Avant

132690

168116

205325

S4

1094400

943600

722280

A4 Allroad

271600

46450

41350

A5 Cabriolet

290500

400400

216600

A6

619400

1035912

844400

A6 Avant

746020

577971

382725

A6 Allroad

262480

190812

170625

A8

1695850

2094201

1800000

RS6

602560

446250

136500


 

На основе выше приведенных данных рассчитаем показатели развития  динамики. Необходимо рассчитать абсолютный прирост, коэффициенты роста, коэффициенты прироста, а также темп роста и темп прироста.

По формуле (2.12) рассчитаем абсолютный прирост доходов от продаж автомобилей и разместим результаты в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Абсолютный прирост доходов

Модель

Абсолютный прирост доходов

(2007-2008)

Абсолютный прирост доходов

(2008-2009)

А1

-146400

-177600

А3

-181500

-91680

A3 Sportback

77250

-72180

А4

-84136

37656

A4 Avant

35426

37209

S4

-150800

-221320

A4 Allroad

-225150

-5100

A5 Cabriolet

109900

-183800

A6

416512

-191512

A6 Avant

-168049

-195246

A6 Allroad

-71668

-20187

A8

398351

-294201

RS6

-156310

-309750


 

Из рассчитанных данных видно, что абсолютный прирост доходов от продаж автомобилей моделей А1, А3, Sportback, S4, A5 Cabriolet, A6, A8, RS6 снижается, в то время как абсолютный прирост доходов от продаж автомобилей моделей A3, А4, A4 Allroad, A6 Allroad – повышается, а от продажи автомобилей модели A4 Avant, A6 Avant – остается практически неизменным.

Рис 2.1 Абсолютный прирост доходов

На рисунке 2.1 видно, как происходит снижение  абсолютного прироста доходов продаж автомобилей за период охватывающий 2007-2009 года. Наибольшее снижение абсолютного прироста приходится на модель  RS6, а доход на модель А4 - повышается, так как она является конкурентоспособной в условиях автомобильного рынка.

Рассчитаем коэффициент роста доходов от продаж автомобилей по формуле 2.13, коэффициент прироста доходов от продаж по формуле 2.14, темп роста доходов от продаж автомобилей по формуле 2.15, темп прироста доходов по формуле 2.16 и занесем полученные результаты в таблицу 2.5

Информация о работе Статистический анализ динамики цен автомобильного рынка Украины