Статистический анализ размещения товарных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям.
В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, спроса на них, частоты завоза и других условий, они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Статистическое изучение товарных запасов……………………………..…5
Понятие и необходимость образования товарных запасов……………..5
Задачи статистики товарных запасов……………………………………...5
Классификация товарных запасов………………………………………..10
Планирование товарных запасов…………………………...…………….11
Глава 2. Статистический анализ размещения товарных запасов………………..…13
2.1 Материалы анализа состояния товарных запасов и скорости…….…….13
2.2 Размещение товарных запасов……………………………………..……..15
Заключение……………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Товарные запасы.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра статистики

 

 

 

РЕФЕРАТ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка ФЭФ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

План  реферата:

 

Введение……………………………………………………………………………...…4

Глава 1. Статистическое изучение товарных запасов……………………………..…5

    1. Понятие и необходимость образования товарных запасов……………..5
    2. Задачи статистики товарных запасов……………………………………...5
    3. Классификация товарных запасов………………………………………..10
    4. Планирование товарных запасов…………………………...…………….11

Глава 2. Статистический анализ размещения товарных запасов………………..…13

           2.1 Материалы анализа состояния  товарных запасов и скорости…….…….13

           2.2 Размещение товарных запасов……………………………………..……..15

Заключение……………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………………20

 

Введение

 

Товары, которые вовлекаются в  сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко  сложный путь. На каждый момент времени  в сфере товарного обращения  всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям.

В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, спроса на них, частоты завоза и других условий, они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

Постоянное наличие на рынке  некоторой товарной массы обеспечивает непрерывность процесса производства и воспроизводства. Эта масса товаров составляет запас, который может принимать различные формы. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

Непрерывность процесса товарного  обращения как часть процесса воспроизводства определяет необходимость товарного запаса.

Товарный запас статичен, так  как в моменты между продажами  он принадлежит одному владельцу. Однако в пространстве он может перемещаться, что означает процесс товародвижения с точки зрения хозяйственного процесса можно рассматривать следующие его составляющие:

  • складирование готовой товарной продукции у предприятия-                          изготовителя;
  • начальная стадия товародвижения, связанная с подготовкой товара к продаже, завершающая процесс непосредственного производства товара и начинающая его перемещение за пределы собственного производства;
  • перевозка товаров;
  • складирование и хранение на терминалах и в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
  • приемка товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли, и поступление их на склады потребителей, органически связанное с формированием запасов товарной продукции.

Задача статистики размещения товарных запасов состоит в том, чтобы обеспечить правильность распределения товарных запасов среди предприятий на рынке для их успешного функционирования.

Эта тема является актуальной, поскольку  оптимальное размещение товарных запасов, основанное на статистике и текущих данных по заказам, позволяет повысить эффективность деятельности предприятий.

 

 

 

Глава 1. Статистическое изучение товарных запасов

    1. Понятие и необходимость образования товарных запасов

Между актами купли-продажи товар может находиться в состоянии покоя, т.е. без движения: именно в эти моменты он и принимает форму товарного запаса.

Товарные  запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движении ее из сферы производства к потребителю.

Товарные  запасы - это наличие товаров на данный момент времени, то есть товары, которые еще не проданы, а ожидают момента продажи.

Товар имеет  две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой стороны, принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу.

Товарный  запас перестает быть таковым  в момент продажи, переходя из сферы  товарного обращения в сферу  потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.

Сроки существования  товара в форме товарного запаса варьируются: от нескольких часов до нескольких месяцев.

Необходимость образования товарных запасов обусловлена  следующими факторами:

• временем, необходимым для транспортировки  товаров от места производства до места продажи, включая время  на погрузку - разгрузку;

• сезонными колебаниями в производстве и потреблении товаров;

• несоответствиями между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки, подработки и т.п.;

• особенностями в территориальном  размещении производства;

• условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком  и торговым предприятием;

• звенностью товародвижения;

• возможностью хранения товаров  и др.

Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного  обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

Товарные запасы как явление  и товарооброчиваемость как процесс в рыночных условиях выполняют две важные функции: во-первых, служат индикатором рыночной конъюнктуры, чутко реагируя на любые изменения, происходящие в рыночных пропорциях; во-вторых, они являются регулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например, распродаж, приводить в соответствие пропорции рынка. И товарные запасы, и процесс товарооборачиваемости поддаются количественной оценке, поэтому они являются предметом статистики. Предприятия, объединения и т.п., располагающие товарными запасами, выступают в качестве объекта статистического исследования.

Общий объем  товарных запасов является синтетическим  показателем, складывающимся из объемов  товарных запасов отдельных товаров  и товарных групп. Единство всех видов товарных запасов определяется тем, что владельцами их являются предприятия, организации, объединения и т.п., т.е. юридические лица, относящиеся к различным организационно-правовым формам рынка. При этом товарные запасы можно классифицировать по ряду социально-экономических и торгово-организационных признаков.

Статистика  должна установить размер и состав товарных запасов, их оптимальный уровень, выявить закономерности их формирования, определить, в какой мере они соответствуют рыночной ситуации.

В зависимости  от местонахождения товарных запасов  можно выделить следующие категории: товарные запасы в сфере производства, товары в пути, товарные запасы в оптовой торговле и товарные запасы в розничной торговле.

Товарные  запасы можно изучать в разрезе  территорий, субрынков по формам сбытовой и торговой деятельности, по типам и видам предприятий, где они хранятся.

Состояние и  изменение товарных запасов (их оборачиваемость) являются составной частью рыночного  процесса. Они элемент национального  богатства страны.

 

1.2 Задачи статистики  товарных запасов

 

Задачи статистики товарных запасов в значительной степени ориентированы на обеспечение маркетинга достоверной исчерпывающей информацией, на выявление закономерностей состояния и поведения товарных запасов на рынке, а также их влияния на рыночную ситуацию. Задачи статистики должны исходить из следующих предпосылок:

  • товарные запасы являются важной частью товарных ресурсов сферы товарного обращения, составляют элемент национального богатства и, следовательно, относятся к потенциалу рынка;
  • товарные запасы чутко реагируют на любые изменения в рыночных пропорциях (в первую очередь, на соотношение спроса и предложения), их уровень, поведение и тенденции, представляют собой индикатор рыночной ситуации.

Исходя из перечисленных глобальных задач вытекают более узкие, локальные задачи статистики товарных запасов и товарооборачиваемости.

 К ним относятся:

  • учет товарных запасов в целом, а также в потоварном разрезе и в разрезе товарных групп, по различным субрынкам, фирмам и предприятиям;
  • разработка оптимального размера товарных запасов и оптимума товарооборачиваемости, использования их в качестве норматива, а также оценка отклонения

фактических запасов от норматива, выявление  причин этого отклонения;

  • расчет и анализ объема, уровня и структуры товарных запасов;
  • изучение динамики и оценка поведения товарных запасов, выявление тенденций и анализ поведения в условиях сезонности;
  • расчет и анализ показателей товарооборачиваемости, оценка их состояния и соотношений в потоварном разрезе, в разрезе отдельных субрынков и предприятий;
  • выявление тенденций и закономерностей процесса товарооборачиваемости, его влияния на эффективность торгово-сбытовой деятельности;
  • изучение социально-экономических последствий распродаж товаров.

Оперативное решение всех перечисленных  выше задач поможет владельцу  товарного запаса, будь то государственное предприятие и организация или частные фирмы, проконтролировать ритмичность поставки, выбрать наиболее экономичные пути движения товара и сроки его хранения, своевременно выявить товары, не пользующиеся спросом, организовать распродажи и тем самым поддержать товарный запас на оптимальном уровне.

 

1.3 Классификация товарных запасов

 

Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:

  • местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути);
  • срокам (запасы на начало и конец периода);
  • единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);

назначению;

  • текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
  • сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
  • досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);

целевые товарные запасы (для осуществления  определенных целевых мероприятий).

Размер товарных запасов в основном определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции  между величиной товарооборота  и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности  с товарным обеспечением товарооборота  предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности  в кредитах и рост расходов по выплате  процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние  торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия  и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.

    1.  Планирование товарных запасов

Товарные запасы необходимы для  бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому  планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам  запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.

На первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в  товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить  динамику объема продаж с целью прогнозирования  необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей  и поставщиков, мощность и местонахождение  складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности  организации в товарных запасах  в зависимости от вида формируемых  товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа  внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.

Информация о работе Статистический анализ размещения товарных запасов