Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа
На сегодняшний день тема внебюджетных фондов актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого фондов испытывает на себе каждый.
1. Введение 3
2. История формирования внебюджетных фондов 5
3. Внебюджетные фонды в Российской Федерации 12
3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 15
3.2 Фонд социального страхования 18
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования 26
4. Заключение 29
5. Список литературы
Содержание работы
1. Введение
2. История формирования
внебюджетных фондов
3. Внебюджетные фонды
в Российской Федерации
3.1 Пенсионный фонд Российской
Федерации
3.2 Фонд социального страхования
3.3 Фонд обязательного медицинского
страхования
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Переход к рыночной экономике
сопровождался формированием
Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывать и осуществлять соответствующую политику для поддержания правопорядка и соответствующего имиджа как внутри страны, так и на мировой арене. Деятельность государства направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию, демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике получается не всегда.
Стоит отметить, что с помощью внебюджетных фондов можно влиять на процессы производства, путём финансирования или кредитования наиболее важных отраслей экономики, а также решать задачи по оказанию социальных услуг населению. Перераспределительная функция одна из важнейших задач государственного регулирования, так как стимулирование притока кредитных ресурсов в наиболее перспективные отрасли и производства, способны обеспечить развитие экономики и уровня жизни населения.
На сегодняшний день тема
внебюджетных фондов актуальна, так
как развитие и совершенствование
рыночной экономики изменило содержание
хозяйственного механизма в стране,
организационные структуры
История формирования внебюджетных фондов в РФ.
История возникновения внебюджетных
государственных фондов связана
с развитием специальных видов
правительственной деятельности,
для которой была нежелательна
огласка. Как правило, это
были операции временного характера,
которые покрывались за короткий
срок специальными доходами. При
этом специальные фонды или счета
появились гораздо раньше возникновения
единого государственного бюджета.
Количество и перечень специальных
фондов и счетов не были постоянными,
тогда одни счета открывались,
а другие закрывались. В целом
наблюдалась тенденция к
Расширение деятельности
государства привело к
В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась совершенно иная система осуществления государственных расходов. Составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Дорожный фонд
Деятельность дорожных фондов регламентировалась Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18.10 91 г.. Данный закон предусматривал образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети, автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определял общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств концентрируемых:
в Федеральном дорожном фонде РФ;
в дорожных фондах субъектов РФ.
Средства Федерального дорожного фонда направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. (Ныне не действует).
Фонд инвестирования жилищного строительства
Формировался фонд развития жилищной сферы на основе Указа Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" от 24.12.94 г.
Основными задачами региональных
(местных) внебюджетных фондов развития
жилищного строительства
Средства фондов формировались за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансировались строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья. (Ныне не действует).
Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы
Данный фонд действовал в соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1.
Средства фонда формировались за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. (Ныне не действует).
Российский фонд технологического развития и
отраслевые внебюджетные фонды НИОКР
Эти фонды создавались
в соответствие с Указом Президента
РФ "О неотложных мерах по сохранению
научно-технического потенциала РФ"
от 27.04.92 № 1 426. В Постановлении Правительства
РФ от 12.04.94 г. № 315 "О порядке образования
и использования отраслевых и
межотраслевых внебюджетных фондов
научно-исследовательских и
Они формировались за счет
ежеквартальных добровольных отчислений
предприятий и организаций
Средства внебюджетных фондов
направлялись на финансирование НИОКР
по созданию новых видов наукоемкой
продукции, сырья и материалов; разработке
новых и совершенствованию
Контроль над целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществлялся Министерством науки и технической политики РФ и Министерством финансов РФ. В случае не целевого использования расходования средств они имели право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. (Ныне не действует).
ГФЗН РФ(Государственный фонд занятости населения РФ)
Был образован
в соответствии с Законом
РСФСР «О занятости населения
в РСФСР» от 19 апреля 1991 г.
для финансирования мероприятий,
связанных с реализацией
При создании социальных
внебюджетных фондов ставилась
задача «разгрузить» бюджет от существенной
доли социальных расходов, которые
в рамках бюджета финансировались
с большими трудностями. Одновременно
с социальными были созданы
и другие внебюджетные фонды.
Впоследствии, исчерпав положительный
ресурс от функционирования целого
ряда внебюджетных фондов, Правительство
РФ приняло решение о
ПФР(Пенсионный фонд Российской Федерации) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.