Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Исходя из этого, основными задачами являются следующие:
– изучение теоретических основ и сущности современной социальной политики;
– изучение основных характеристик и правовых аспектов деятельности социальных внебюджетных фондов;
– анализ деятельности государственных внебюджетных фондов России и выявление проблем, существующих на современном этапе;
– обоснование рекомендаций по совершенствованию деятельности социальных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1 Общая характеристика внебюджетных фондов Российской Федерации...6
1.1 Пенсионный фонд РФ……………………………………………………...9
1.2 Фонд социального страхования РФ……………………………………...12
1.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ…………………...14
2 Страховые взносы во внебюджетные фонды РФ…………………………17
3 Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….4

1 Общая характеристика  внебюджетных фондов Российской  Федерации...6

1.1 Пенсионный  фонд РФ……………………………………………………...9

1.2 Фонд социального  страхования РФ……………………………………...12

1.3 Фонд обязательного  медицинского страхования РФ…………………...14

2 Страховые взносы во внебюджетные фонды РФ…………………………17

3 Анализ деятельности  внебюджетных фондов РФ………………………...23

Заключение…………………………………………………………………….28

Список использованной литературы………………………………………...29

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Что обусловило необходимость создания внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

– социальной защиты населения  в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

– целевого использования  средств этих фондов;

– оперативного решения  социальных проблем, что в силах  сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

– новых методов перераспределения  средств в условиях перехода к  рыночной экономике;

– финансирования территориальных  нужд.

На основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Объектом данного исследования являются внебюджетные фонды РФ. Предметом являются структура и деятельность государственных социальных внебюджетных фондов РФ. Целью данной работы является исследование деятельности социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в современных экономических условиях.

Исходя из этого, основными  задачами  являются следующие:

– изучение теоретических основ и сущности современной социальной политики;

– изучение основных характеристик и правовых аспектов деятельности социальных внебюджетных фондов;

– анализ деятельности  государственных внебюджетных фондов  России  и  выявление  проблем,  существующих   на современном этапе;

– обоснование рекомендаций по совершенствованию деятельности социальных внебюджетных фондов.

Теоретическая, методологическая и практическая базы исследования хорошо проработаны современными авторами, как в учебной литературе, так и в периодической экономической печати. Для изучения выбранной темы были использованы следующие источники: Налоговый кодекс, нормативные документы, учебники и учебные пособия авторов: Соколовой О.В., Дробозиной Л.А., Горбуновой О. Н., статьи журналов, публикации, правовая и статистическая информация интернет ресурса.

 

1 Общая характеристика внебюджетных  фондов Российской Федерации

 

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения  национального дохода  государства  в  пользу  определенных  социальных  групп   населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения  для финансирования своих мероприятий. Средства, собранные   внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.  Внебюджетные фонды решают такие важные задачи как, обеспечение  дополнительными  средствами  приоритетных  сфер экономики и расширение социальных услуг населению, что делает данную тему особо актуальной.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.

В зависимости  от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные (рисунок 1); в соответствии с уровнем управления – на общегосударственные и региональные.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

– организованы органами власти и имеют целевую направленность;

– денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

– формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

– страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

– на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространён Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

– денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

– расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда) [6, 256 – 263].

Рисунок 1 – Структура финансовой системы Российской Федерации

Исчерпав положительный  ресурс от функционирования ряда экономических  внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных  фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год [1].

Государственные внебюджетные фонды формируются за счет следующих  источников:

– специальные целевые  налоги и сборы, установленные для  соответствующего фонда;

– отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

– средства бюджета;

– прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

– займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у  коммерческих банков [8, 352].

 

1.1 Пенсионный фонд РФ

 

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов [2].

Задачами Пенсионного  фонда являются: обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого организуется:

– целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов; финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат;

– капитализация средств ПФ РФ и привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

– контроль с участием налоговых  органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

– индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых  осуществляют перечисления работодатели;

– межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции  ПФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Поступление и  расходование денежных средств Пенсионного  фонда РФ в 2001 - 2011 гг. представлено в  таблице 1 [11].

Таблица 1 –  Основные показатели бюджета ПФ РФ, млрд. руб.

Год

Доходы 

ПФ РФ

 с учетом  остатка

В том числе:

Расходы ПФ РФ,

всего

В том числе:

Текущий профицит (+), дефицит (-) бюджета ПФ РФ

собст-венные средства

средства ФБ, направленные на целевое финанси-рование госу-дарственных пенсий

всего на пен-сионное обеспе-чение

из них на выплату трудовых пенсий

2001

88,9

77,4

6,0

88,7

85,0

76,0

0,2

2002

133,5

119,4

9,3

129,6

125,3

110,8

3,9

2003

179,9

164,0

15,9

176,6

157,0

139,7

3,3

2004

218,7

150,8

14,9

219,0

187,3

155,5

-0,3

2005

358,1

250,6

17,7

353,1

254,6

218,8

5,1

2006

451,2

401,1

26,8

346,8

337,9

310,3

104,4

2007

626,5

592,5

34,0

504,9

493,5

459,8

32,9

2008

73,5

734,0

49,5

739,2

716,4

623,9

44,3

2009

822,8

778,5

50,3

864,9

842,0

779,4

-42,1

2010

916,7

857,2

59,5

936,4

920,4

901,2

-19,7

2011

1020,7

953,1

67,6

1094,4

1055,7

984,7

-73,7


Анализируя  относительное изменение поступлений  в ПФ РФ за рассмотренный период, виден их значительный рост, не считая 2008 – кризисный год.

ПФ РФ и его  региональные отделения на местах наделены широкими полномочиями в осуществлении  контрольных функций. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает  и выплачивает следующие виды пенсий: трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам); пенсия за выслугу лет; пособие одиноким матерям; пенсия военнослужащим и членам их семей; пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей [5, 104].

Население государства  считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы.

Суть пенсионной реформы  в том, что человек сам в  течение всей жизни должен знать  и держать под контролем процесс  формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает, и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в ПФРФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии: базовая часть пенсии (6 %); страховая часть пенсии (10 %); накопительная часть пенсии (4%).

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

1.2 Фонд социального  страхования РФ

 

Фонд социального  страхования РФ (ФСС РФ) создан 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР».

Информация о работе Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ