Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 02:08, курсовая работа
Вопросы оценки качества и уровня содержания автомобильных дорог играют решающее значение в области технической эксплуатации автомагистралей. Результаты такой оценки служат основанием для планирования и организации работ по содержанию и ремонту дороги. Основными преимуществами рассматриваемой методики являются объективность оценки и возможность выделения участков дороги, требующих проведения работ по содержанию и ремонту в первую очередь. Качество автомобильной дороги обеспечивается ее техническим уровнем, эксплуатационным состоянием, инженерным оборудованием и обустройством, а также уровнем содержания.
Комплексная оценка состояния и уровня содержания
автомобильной дороги
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы оценки качества
и уровня содержания автомобильных
дорог играют решающее значение в
области технической
Качество автомобильной дороги обеспечивается ее техническим уровнем, эксплуатационным состоянием, инженерным оборудованием и обустройством, а также уровнем содержания.
Технический уровень дороги – степень соответствия ее постоянных показателей нормативным требованиям. К постоянным относят параметры, не меняющиеся в процессе эксплуатации или меняющиеся при реконструкции и ремонте: проектная ширина земляного полотна и проезжей части, длина прямых и кривых, радиусы кривых в плане и вертикальных кривых, протяженность и крутизна подъемов и спусков, высота насыпей, глубина выемок и т.д. Сюда же относятся габариты и грузоподъемность мостов и путепроводов и элементы обустройства дороги.
Эксплуатационное состояние дороги – степень соответствия ее переменных показателей нормативным требованиям. Это касается прочности дорожной одежды, ровности и шероховатости покрытия, сцепных качеств, состояния разметки, фактически используемой ширины проезжей части и обочин, состояния инженерного оборудования и т.д. Переменные показатели под воздействием транспортных средств, метеорологических условий, а также в процессе содержания и ремонта дороги.
Конечная цель деятельности дорожной службы – поддержание и повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом движения и нагрузки, в конечном счете повышение производительности и эффективности работы автотранспорта.
1. Обобщенная комплексная оценка состояния и уровня содержания дороги по потребительским свойствам
Оценка состояния дороги – выявление степени соответствия транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям.
Потребительские свойства дороги – это их основные транспортно-эксплуатационные показатели (ТЭП), к важнейшим из которых относят обеспеченные дорогой скорость, удобство и безопасность движения, допустимую осевую нагрузку и общую массу автомобилей, себестоимость перевозок, расход топлива, время доставки грузов и пассажиров и другие характеристики совместной работы автомобильного транспорта и автомобильных дорог.
По результатам диагностики и оценки состояния выявляют участки дорог, не обеспечивающие нормативные требования к потребительским свойствам и назначают виды ремонта и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту или реконструкции дорог с целью повышения их транспортно-эксплуатационных характеристик до требуемого уровня.
Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог.
Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. Цель оценки состоит в том, чтобы комплексно определить фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, уровня эксплуатационного содержания и степень соответствия обеспеченных дорогой потребительских свойств, а также установить участки дорог с необеспеченными требованиями, выявить основные причины снижения транспортно-эксплуатационных показателей и наметить мероприятия по их повышению.
Критериями оценки качества дороги служат:
Таблица 1.1 – Результаты обследования участка дороги
Показатели |
Километры | |||
1 |
2 |
3 | ||
Развернутый план дороги |
Смотри график коэффициента аварийности | |||
Продольные уклоны и вертикальные кривые |
Смотри график коэффициента аварийности | |||
Ширина проезжей части, м |
7.0 | |||
Ширина обочины, м |
2.5 | |||
Ширина укрепления части обочины, м |
0.5 | |||
Интенсивность и состав движения |
3600авт/сут, β=0.5 | |||
Видимость поверхности дороги, м |
Смотри график коэффициента аварийности | |||
Ровность по ТКХ-2, см/км |
60 |
100 |
160 | |
Коэффициент сцепления |
0.3 | |||
Деформация покрытия |
Отдельные трещины на расстоянии 40м |
Частые трещины на расстоянии 3-4м друг от друга |
Просадка при относительной площади менее 20% | |
Данные о мостах |
Смотри график коэффициента аварийности | |||
Количество ДТП за 3 года |
Не было |
2ДТП |
4ДТП | |
Инженерное оборудование |
- | |||
Оценка содержания по ВСН |
3.85 |
3.75 |
3.65 |
Расчет оценки состояния
1.Определение частного коэффициента Крс1
Коэффициент Крс1 учитывает ширину основной укрепленной поверхности и ширину (габарит) моста. В расчет принимается чистая, фактически используемая для движения ширина укрепленной поверхности В1ф.
Расчет ведется с учетом различных значений ширины проезжей части, ширины краевой укрепленной полосы и ширины полосы загрязнения на разных участках по формуле (2.3) с использованием таблицы 2.2-2.5 [1]:
В1ф=В+2ау-2вэ,
где В – ширина проезжей части, м;
ау – ширина краевой укрепленной полосы, м;
вэ – ширина полосы загрязнения, м.
Ширину полосы загрязнения с каждой стороны для осенне-весеннего периода принимаем по табл. 2.2 [1]. Для III категории дорог при укреплении обочины гравием ширина полосы загрязнения составляет 0.3м.
В1ф=7+2*0.5-2*0.3=8.6м.
Коэффициент Крс1 для двухполосных дорог (III категория) при интенсивности движения 3600авт./сут. соответственно составляет (табл.2.3 [1]):
Крс1=0,77
2. Определение частного коэффициента Крс2
Коэффициент Крс2 учитывает ширину и состояние обочин. В общем случае в состав обочины входят краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.
По таблице 2.6 [1] с учетом типа укрепления обочин (слой щебня или гравия) находим:
Крс2=1.00
3. Определение частного коэффициента Крс3
Коэффициент Крс3 учитывает интенсивность и состав движения на дороге. Согласно формуле (2.6) [1]:
Крс3=Крс1- ΔКрсN,
где ΔКрсN – снижение коэффициента обеспеченности скорости за счет
интенсивности и состава
Интенсивность и состав движения принимают по результатам наблюдений в теплый период времени. При построении зимнего графика следует взять данные для зимы.
Состав движения оценивают коэффициентом β, равным отношению количества грузовых автомобилей и автобусов к общей интенсивности.
За характерный по интенсивности
участок принимают отрезок
Снижение коэффициента Крс1 за счет интенсивности и состава движения (β по заданию 0.5) составляет (табл.2.7 [1]):
ΔКрсN = 0,14
Крс3=Крс1- ΔКрсN=0,77-0.14=0.63
Крс3=0.63
4. Определение частного коэффициента Крс4
Коэффициент Крс4 учитывает продольные уклоны и видимость поверхности дороги. Его определяют для расчетного периода года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на спуске. Смягчение уклона за счет вертикальных кривых не учитывается. Коэффициент Крс4 принимают по табл. 2.8 и 2.9 [1]. Из двух значений выбирают наименьшее и заносят в линейный график оценки состояния дороги.
На рассматриваемом участке дороги выделено 16 элементов по уклону. Используя таблицу 2.8 [1] находим Крс4: Крс4=1.1.
Определяем Крс4 по видимости поверхности дороги (табл.2.9 [1]): Крс4=0.85.
Их двух значений выбираем наименьшее:
Крс4=0.85
5. Определение частного коэффициента Крс5
Коэффициент Крс5 учитывает радиусы кривых в плане и уклоны виража. Определяется по таблице 2.10 [1]. В длину характерного участка включают длину круговой и переходной кривых. Кроме того, при радиусах 400м и менее включают зоны влияния по 50м в оба конца. В промежутках между смежными участками (где кривые отсутствуют) принимают Крс5=КПн (табл.1.1 [1]).
По таблице 1.1 [1] для III категории дороги на основном протяжении находим КПн=0.83.
Крс5=0.83
6. Определение частного коэффициента Крс6
Коэффициент Крс6 учитывает ровность поверхности. Определяется по таблице 2.11 [1]. В расчет принимается худший из показателей ровности для различных полос на данном участке.
На заданном участке дороги выделено три элемента по степени ровности по толчкомеру ТКХ-2 (см. табл.1.1). Согласно таблице 2.11 [1] получаем:
ПК0+00-ПК10+00 0.89
ПК10+00-ПК20+00 0.61
ПК20+00-ПК30+00 0.42
7. Определение частного коэффициента Крс7
Коэффициент Крс7 учитывает условия сцепления колеса автомобиля с покрытием, определяется по табл. 2.12 с использованием фактических значений коэффициента сцепления. В расчет принимается наиболее низкий из коэффициентов сцепления по полосам движения на данном участке.
На данном участке дороги коэффициент сцепления ф60=0.3. По табл.2.12 [1] находим:
Крс7=0.75
8. Определение частного коэффициента Крс8
Коэффициент Крс8 учитывает состояние и прочность дорожной одежды. Величину Крс8 определяют по формуле (2.10) [1] с использованием результатов обследования дорожной одежды в теплое время. При составлении сезонного зимнего графика можно принять Крс8=КПн (табл.1.1) [1]. Коэффициент Крс8 определяется по формуле (2.10) [1]:
Крс8=ρ*КПн,
где ρ – показатель, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной
одежды (табл.2.13 [1]);
КПн=0.83 (табл.1.1 [1]).
ПК0+00-ПК10+00 – отдельные трещины на расстоянии 40м:
ПК10+00-ПК20+00 – частые трещины на расстоянии 3-4м друг от
ПК20+00-ПК30+00 – просадка при относительной площади менее 20%:
9. Определение частного коэффициента Крс9
Коэффициент Крс9 учитывает грузоподъемность
мостов. Определяют его в зависимости
от фактической расчетной
для III категории дороги и Н-18 Крс9=1,0
10. Определение частного коэффициента Крс10
Коэффициент Крс10 учитывает безопасность движения. Определяют его на основе сведений о ДТП по величине коэффициента относительной аварийности. В качестве характерных по безопасности участков выделяют отрезки дороги длиной по 1км, на которых за последние 3 года произошли ДТП. Для каждого такого километра вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле (2.11) [1]:
И=(ДТП*106/365*N*n)*(ДТП/1млн авт. км),
где ДТП – число ДТП за последние (n) лет (n=3);
N – среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.
В порядке исключения при отсутствии сведений за предыдущий период допускается определять величину (И) по данным о ДТП за последний год.
На участках, где за последние 3 года не отмечено ни одного ДТП, принимают Крс10=КПн. Значение Крс10 для участков, где были ДТП, определяют по табл.2.16 [1].
При наличии хотя бы одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий величину Крс10 для данного километра принимают в 2 раза меньше, чем в таблице. Это снижение аннулируется только после выполнения работ по устранению недостатков дороги, послуживших причиной ДТП, и не учитывается, если к моменту оценки указанные работы были выполнены.
Информация о работе Комплексная оценка состояния и уровня содержания автомобильной дороги