Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

Кроме товаров, относящихся к объектам экспортного контроля, особые правила  перемещения через таможенную границу  Российской Федерации установлены  для следующих видов товаров:

товаров, подлежащих обязательному  подтверждению соответствия и обязательной сертификации;

товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому  контролю и ветеринарному и фитосанитарному  надзору;

лекарственных средств и фармацевтических субстанций, применяемых в медицине и ветеринарии;

химических средств защиты растений;

радиоэлектронных средств (высокочастотных  устройств);

специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

радиоактивных веществ и изделий  на их основе;

пороха, взрывчатых веществ, средств  взрывания и пиротехнических  изделий;

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических  средств и психотропных веществ;

озоноразрушающих веществ и  содержащих их продукцию;

средств защиты информации, включая шифровальную технику, частей для шифровальной техники и пакетов программ для шифрования;

опасных отходов производства и  потребления;

объектов СИТЕС (объектов дикой  фауны и флоры, находящимися под  угрозой исчезновения) и продукция  осетровых видов рыб;

служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему;

зоологических коллекций;

защищенной от подделок полиграфической  продукции, в том числе бланков  ценных бумаг;

коллекционных материалов по минералогии  и палеонтологии, полудрагоценных  камней и изделий из них;

информации о недрах по районам  и месторождениям топливно-энергетического  и минерального сырья;

культурных ценностей.

 

Ввоз и вывоз указанных выше товаров осуществляется только при  наличии разрешительных документов (основным разрешительным документом является лицензия), выдаваемых уполномоченными государственными органами. Таможенные органы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с внутренними нормативными документами и технологическими схемами, ведут статистику и учет ввоза-вывоза соответствующих товаров и контроль за исчерпанием квот.

 

21. ЗОНЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или  иное помещение), в пределах которой  товары и транспортные средства, а  равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, проводимым в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

 

 Зоны таможенного контроля  создаются: 

- вдоль таможенной границы РФ;

- в местах производства таможенного  оформления;

- в местах перегрузки товаров,  их осмотра и досмотра;

- в местах временного хранения;

- в местах стоянки транспортных  средств, перевозящих, находящиеся  под таможенным контролем товары;

- в иных местах, определяемых  ТК РФ (например, местах нахождения  арестованных товаров - пункт  2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина  беспошлинной торговли - пункт 4 ст. 260 ТК РФ).

 

 Порядок создания зон таможенного  контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ.

 

 Например, согласно постановлению  Правительства РФ от 14 октября  2003 г. № 624 "О порядке создания  зон таможенного контроля вдоль  таможенной границы" зоны таможенного  контроля создаются вдоль таможенной  границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ:

- на сухопутном участке таможенной  территории РФ зона таможенного  контроля может создаваться в  пределах полосы местности шириной  до 30 километров от линии таможенной  границы в глубь территории РФ;

- зона таможенного контроля  вдоль таможенной границы действующих  на территории РФ особых экономических  зон создается вдоль обеих  сторон сухопутного участка таможенной  границы, не совпадающей с Государственной  границей РФ;

- на речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории РФ;

- на морских участках зона  таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря РФ, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений).

 

 Деятельность таможенных органов  в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ.

 

 Зоны таможенного контроля  могут быть двух видов: постоянные  и временные. 

 

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного  нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

 

 Решение о создании постоянных  зон таможенного контроля, расположенных  вдоль таможенной границы РФ, оформляется нормативными правовыми  актами федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела.

 

 В иных случаях решение  о создании постоянной зоны  таможенного контроля принимает  начальник таможни (в форме  приказа), в регионе деятельности  которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

 

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании  письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):

 

- при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);

- при необходимости осуществления  осмотра или досмотра товаров  и транспортных средств, обнаруженных  таможенными органами вне постоянных  зон таможенного контроля.

 

 Пределы постоянной зоны  таможенного контроля обозначаются  знаками прямоугольной формы  с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках "Customs control zone". Пределы временной  зоны таможенного контроля могут  обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований, возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КРФоАП "Нарушение режима зоны таможенного контроля".

 

 

24. Таможенный осмотр  и досмотр товаров и транспортных  средств. 

 

 Таможенный осмотр товаров  и транспортных средств (ст. 114 ТК ТС) , являющийся одной из  форм таможенного контроля, представляет собой внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

 

 Таможенный осмотр товаров  и транспортных средств проводится  в присутствии декларанта, иных  лиц, обладающих полномочиями  в отношении товаров и транспортных  средств, и их представителей.

 

 При проведении таможенного  осмотра в зоне таможенного  контроля участие таких лиц  не обязательно, за исключением  случаев, когда они в письменной  форме выражают желание присутствовать  при этом.

 

 По результатам таможенного  осмотра товаров и транспортных  средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме,федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.

 

 Таможенный досмотр(ст. 115 ТК  ТС) - действия должностных лиц  таможенных органов, связанные  со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

 

 Таможенный досмотр товаров  проводится после принятия таможенной  декларации на товары. До подачи  таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию  ТС, таможенный досмотр может  проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

 

 Должностное лицо таможенного  органа, уполномоченное на проведение  таможенного досмотра, уведомляет  о месте и времени проведения  таможенного досмотра декларанта  или иное лицо, обладающее полномочиями  в отношении товаров, если эти  лица известны. (п. 2 ст. 115 ТК ТС) Согласно п. 3 ст. 115 ТК ТС, таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях: 1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны; 2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; 3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; 4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

 

 Таможенный досмотр товаров  и транспортных средств в указанных  случаях проводится в присутствии  понятых. 

 

 Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

 

 В случае установления в  ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

 

 По результатам таможенного  досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения (п.7 ст. 115 ТК ТС):

1) сведения о должностных лицах  таможенного органа, проводивших  таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного  досмотра в отсутствие декларанта  или иного лица, обладающего полномочиями  в отношении товаров;

3) результаты таможенного досмотра;

4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

 

25. Личный досмотр. 

 

 Личный досмотр(ст.117 ТК ТС) как  исключительная форма таможенного  контроля, которая проводится по  письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, лица, его замещающего, при наличии  достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза. Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным документом.

 

 Исключительность данной формы таможенного контроля предопределяет необходимость осуществления должностными лицами таможенных органов таких действий как объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений