Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

 Факт ознакомления физического  лица с решением о проведении  личного досмотра удостоверяется  указанным лицом путем соответствующей  надписи на решении о проведении  досмотра.

 

 В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра. Только проставления данной отметки фактически возможно проведение личного досмотра.

 

 В соответствии с п.6 ст. 117 ТК ТС, личный таможенный досмотр  проводится должностными лицами  таможенного органа одного пола  с досматриваемым в присутствии  2 (двух) понятых того же пола  в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

 

 Действия должностного лица  таможенного органа при проведении  личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица.

 

 Досматриваемое Физическое  лицо, в отношении которого проводится  личный таможенный досмотр, имеет  право (п.4 ст. 177 ТК ТС):

 

1) до начала проведения личного  таможенного досмотра ознакомиться  с решением и порядком проведения  личного таможенного досмотра;

2) ознакомиться со своими правами  и обязанностями;

3) давать объяснения и заявлять  ходатайства;

4) добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства таможенного союза;

5) делать заявление с обязательным  внесением его в акт о проведении  личного таможенного досмотра  должностным лицом таможенного органа, производящим личный таможенный досмотр;

6) пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами  переводчика;

7) знакомиться с актом о проведении  личного таможенного досмотра  по окончании его составления  и делать заявления, подлежащие  внесению в акт;

8) обжаловать действия должностных  лиц таможенного органа, производящих  личный таможенный досмотр в  соответствии с ТК ТС.

 

 О проведении личного таможенного  досмотра составляется акт в  2 (двух) экземплярах по форме,  утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания.

 

 Акт подписывается должностным  лицом таможенного органа, проводившим  личный таможенный досмотр, физическим  лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании - медицинским работником.

 

 Физическому лицу, в отношении  которого проводился личный таможенный  досмотр, либо его законному представителю или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления.

 

26. ТАМОЖЕННАЯ РЕВИЗИЯ

 

Таможенная ревизия - форма таможенного  контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей и специальной формах) проверки факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц (декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц).

 

 Таможенная ревизия может  проводиться в общей и специальной формах.

 Проведение общей и специальной  таможенной ревизии допускается  только в отношении юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Результаты проведения общей  и специальной таможенной ревизии  оформляются актом (в двух экземплярах). Форма акта проведения таможенной ревизии утверждена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению".

 Общая таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов РФ. Проведение специальной таможенной ревизии предусматривает формирование ревизионной комиссии.

 

Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов, при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ).

 

 Общая таможенная ревизия  проводится по решению начальника  таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу.

 

 Требованиями проведения  общей таможенной ревизии являются:

- соблюдение сроков проведения  общей ревизии (не более трех  рабочих дней);

- непрепятствование осуществлению  производственной или коммерческой  деятельности проверяемого лица;

- однократность проведения общей  таможенной ревизии в отношении  одних и тех же товаров; 

- оформление акта проведения  общей таможенной ревизии в  день, следующий за днем окончания  общей таможенной ревизии. 

 

Специальная таможенная ревизия более  жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров.

 

 ТК РФ предусматривает три  категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия.

 

1. Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении  товаров, но не выступающие  в качестве декларантов при  перемещении товаров (ст. 16 ТК  РФ).

 Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать:

- о недостоверности сведений, представленных  при таможенном оформлении;

- о пользовании и распоряжении  товарами с нарушением установленных  требований и ограничений (например, сдача в аренду товаров, временно  ввезенных в РФ представительством  иностранной компании для обеспечения  своей деятельности).

 

2. Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения).

 Поводом для проведения специальной  таможенной ревизии может послужить  обнаружение данных, которые могут свидетельствовать:

- о нарушениях учета товаров,  перемещаемых через таможенную  границу, и отчетности о них; 

- о несоблюдении иных требований  и условий осуществления соответствующего  вида деятельности в области  таможенного дела.

 

3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в РФ товарами.

 Поводом для проведения специальной  таможенной ревизии у лиц, которые  ранее не принимали участие  в перемещении проверяемых товаров,  может быть обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой одно из следующих последствий:

- нарушение порядка уплаты таможенных  пошлин, налогов; 

- несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 

 В отличие от общей таможенной  ревизии, специальная ревизия  может быть назначена только  по решению начальника таможенного  органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения вручается проверяемому лицу.

 

 Специальная таможенная ревизия  должна проводиться в срок, не  превышающий двух месяцев (со  дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.

 

 Повторное проведение специальной  таможенной ревизии у одного  и того же лица в отношении  одних и тех же товаров не  допускается. 

 

 При проведении специальной  таможенной ревизии таможенные  органы наделены правом применения  таких форм таможенного контроля  как осмотр территорий и помещений проверяемого лица, осмотр и досмотр товаров. Кроме того, возможно проведение инвентаризации, в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

 Таможенные органы также  вправе временно ограничивать  права собственности, на проверяемые товары, путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований:

- обнаружение товаров без наличия  на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками;

- отсутствие в коммерческих  документах проверяемого лица  сведений о выпуске товаров  таможенными органами, если в  соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;

- обнаружение фактов пользования  и (или) распоряжения условно  выпущенными товарами в иных  целях, чем те, в связи с которыми  предоставлено полное или частичное  освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

 

 При аресте товары остаются  у владельца или лица, обладающего  полномочиями в отношении товаров.  Если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить  достаточную сохранность товаров  или товары являются запрещенными  к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.

 

 Как правило, изъятые товары  помещаются на склад временного  хранения.

 

 Решение об аресте или  изъятии товаров принимается  должностным лицом таможенного  органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а так же в присутствии не менее двух понятых.

 

 Об изъятии или аресте  товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого  обнаружены товары (его представителю).

 

27. Освобождение от  отдельных форм таможенного контроля

Формулировка "освобождение от определенных форм таможенного контроля" согласно ст. 188 ТК РФ предусматривает освобождении только от одной формы контроля - таможенного досмотра.

Статья 188 ТК РФ сформулирована достаточно противоречиво. С одной стороны, она предусматривает, что освобождение от определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно  ТК (ч. 1 ст. 188), а с другой - предоставляет  председателю ГТК и лицу, его замещающему, право освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает "жизненно важным интересам Российской Федерации" (ч. 5 ст. 188).

В соответствии с ч. 2 ст. 188 таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи.

Часть 3 ст. 188 устанавливает, что личный багаж депутатов Федерального Собрания и членов российского Правительства  освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

От таможенного досмотра освобождаются  иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные  суда и военная техника, следующая своим ходом. Практика распространяет эту .норму и на боевые вертолеты.

Председатель ГГК и лицо, его  замещающее, компетентны издавать лишь подзаконные нормативные акты по таможенным вопросам (см. ст. 11 ТК, Положение  о ГТК), которые никак не могут выступать в качестве дополнений к ТК, поскольку последний, будучи федеральным законом (п. "в" ст. 106 Конституции РФ), может быть изменен или дополнен лишь равным ему по силе правовым актом (то есть законом, принятым Федеральным Собранием) или конституционно-правовыми нормами.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений