Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

Экспертизы и исследования в ходе таможенного контроля

В ходе осуществления таможенного  контроля возможно возникновение необходимости  осуществления исследований, требующих  специальных познаний и подготовки, — таможенных экспертиз и исследований. Этому вопросу посвящена гл. 36 (ст. 378—385) ТК РФ.

Экспертиза может производиться  в отношении товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении них. Экспертиза назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

О назначении экспертизы должностное  лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются:

1) основания для проведения экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество  эксперта;

3) наименование организации, в  которой должна быть проведена экспертиза;

4) вопросы, поставленные перед  экспертом;

5) перечень материалов и документов, представленных в распоряжение  эксперта;

 

6) срок проведения экспертизы  и представления заключения в  таможенный орган.

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

сроки временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения  результатов экспертизы;

шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

один год в иных случаях.

 

Особые правила осуществления  таможенного контроля

Гл. 37 ТК РФ (ст. 386—392) включает в себя дополнительные нормы, относящиеся  к осуществлению таможенного  контроля.

Ст. 386 ТК РФ содержит исключения из общих  правил проведения таможенного контроля. В соответствии с этой статьей  таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации (в том числе прекратившего свои полномочия) и следующих вместе с ним членов его семьи, а кроме того, личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, если указанные лица пересекают Государственную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Также освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется после ратификации этих договоров.

 

В иных случаях, кроме вышеуказанных, освобождение от таможенного контроля не допускается.

 

Председатель ФТС России или  его заместитель вправе в порядке  исключения освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности Российской Федерации.

 

Таможенный контроль за отдельными видами товаров

 

Таможенный контроль за объектами интеллектуальной собственности

 

Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей:

защиту интересов правообладателей;

обеспечение поступления в государственный  бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;

обеспечение безопасности потребителей товаров.

 

Порядок защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности установлен гл. 38 ТК РФ и Приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами».

Гл. 38 (ст. 393—400) ТК РФ определяет меры, принимаемые таможенными органами в особых случаях в отношении отдельных товаров.

Соответственно, в случае обращения  в ФТС России с заявлением правообладателя  в соответствии со ст. 393 ТК РФ выпуск товаров может быть приостановлен. Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее — правообладатель). Целью такого приостановления является защита стратегических интересов России, защита ее интеллектуального потенциала и интеллектуальных прав физических и юридических лиц.

 

Приостановление выпуска товаров  осуществляется на основании заявления обладателя исключительных прав. Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно содержать сведения:

1) о правообладателе, а в случае, если заявление подается его  представителем, — также о представителе;

2) об объекте интеллектуальной  собственности;

3) о товарах, являющихся по  мнению правообладателя контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли  выявить такие товары;

 

4) о сроке, в течение которого  таможенные органы будут принимать меры в соответствии с настоящей главой.

Заявление от правообладателя, являющегося  иностранным лицом и не имеющего возможности быть представленным на территории РФ, может быть подано через  российских юридических лиц, имеющих  постоянное местонахождение в Российской Федерации, либо физических лиц, проживающих в Российской Федерации, в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.

К заявлению о принятии мер, связанных  с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор (в том числе лицензионный) о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

Кроме того, правообладатель обязан приложить к заявлению обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, в связи с приостановлением выпуска товаров.

Заявление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления на рассмотрение. При принятии положительного решения срок принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Принятие положительного решения  о защите таможенными органами объекта интеллектуальной собственности сопровождается внесением данного объекта (в течение трех дней) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — Реестр).

 

Плата за включение в Реестр не взимается.

 

Информация об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, а также информация об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра или изменении сведений, необходимых для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, направляется Федеральной таможенной службой в таможенные органы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения (исключения) объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений.

 

Пресс-служба Федеральной таможенной службы осуществляет опубликование  перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, в официальных изданиях Федеральной  таможенной службы.

 

Таможенное оформление и контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр Федеральной таможенной службы.

 

Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных  товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД), либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.

 

В случае, если должностным лицом  таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

 

Товары, в отношении которых  принято решение о приостановлении  выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

 

Решение о приостановлении выпуска  товаров принимается начальником  таможенного органа или лицом, его  замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование  приостановления выпуска, составленное должностным лицом таможенного  органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.

 

Исчисление срока действия решения  о приостановлении выпуска товаров  начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.

 

В ГТД либо на дополнительном листе  к основной ГТД на товары, в отношении  которых принято решение о  приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп «Выпуск  приостановлен» с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.

 

Выпуск остальных товаров, в  случае их декларирования в одной  ГТД, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством  РФ независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных.

 

Уведомления о приостановлении  выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после  дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров.

 

Если до истечения срока приостановления  выпуска товаров таможенным органом  не будет получено (принято) решение  об изъятии товаров или наложении  ареста на товары, либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

 

Решение о приостановлении выпуска  товаров подлежит отмене до истечения  срока приостановления выпуска  товаров, если:

 

1) правообладатель (его представитель)  обратился в таможенный орган  с просьбой об отмене решения  о приостановлении выпуска товаров;

 

2) объект интеллектуальной собственности  исключен из Реестра.

 

Решение о приостановлении выпуска  товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

 

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством  Российской Федерации.

 

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска (завершения таможенного оформления) таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ.

 

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются  таможенными органами в отношении  товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через  таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Второе высшее образование в  МИЭМП по 9 специальностям дистанционно: 11900 руб. в семестр, 3 года

 

Таможенный контроль за отдельными видами товаров.

Таможенным кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативно-правовыми  актами могут быть установлены особые правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, включая особый порядок их таможенного оформления и таможенного контроля.

Мы уже говорили о части таких  товаров — это валюта и валютные ценности, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, сырье и изделия из них, коллекционные материалы, объекты интеллектуальной собственности.

К таким же особым категориям товаров, для перемещения которых через  таможенную границу Российской Федерации  установлен особый порядок, относятся, например, товары — объекты экспортного контроля:

вооружение и военная техника;

ядерные материалы, оборудование, специальные  неядерные материалы и соответствующие  технологии, сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль либо которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений