Разработка комплексной диагностики системы управления таможенного органа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность диагностики системы управления организации.
Основные задачами исследования являются:
определить суть диагностики системы управления организацией;
рассмотреть основные методы проведения диагностики системы управления организации;
провести диагностику эффективности системы управления в таможенных организациях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
Глава 1. теоретические основы диагностики системы управления организацией…………………………..
5
1.1.
Сущность диагностики и ее роль в системе управления организацией…
5
1.2.
Особенности системы управления в таможенных органах………………
9
Глава 2. диагностика системы управления таможенной организации………………………………………….

14
2.1.
Анализ системы управления таможенного органа………………………..
14
2.2.
Роль государственных стандартов при диагностике системы управления таможенной службой………………………………………….

18
Глава 3. разработка комплексной диагностики системы управления таможенного органа……………….

23
3.1.
Технологии диагностики системы управления таможенного органа……
23
3.2.
Создание сценарной модели диагностики системы управления таможенного органа…………………………………………………………

28
Заключение……………………………………………………………………...
32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТМ (Ефимова Н.В.).doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Особенности системы управления в таможенных органах

Термин «Система управления в таможне» вошел в употребление относительно недавно. При этом до сих пор нет единого мнения, что под этим термином понимать. Согласно одной точке зрения, что можно встретить даже в учебно-методической литературе, система управления в таможне определяется как управление взаимодействием участника внешнеэкономической деятельности с таможенными органами [17, с. 6]. Другая точка зрения заключается в том, что система управления в таможне рассматривается как управление таможенным делом [27, с. 81]. Наконец, согласно третьей точке зрения, система управления в таможне – это один из видов специальной системы управления, как подвид управления в государственной службе, и представляет собой управление таможенными органами [8, с. 59]. Последнее из трех мнений представляется в большей степени корректным, если исходить из того, что под термином «система управления» обычно понимают управление организацией, а таможенный орган – это, прежде всего, организация, это особый вид организации.

Все сказанное выше говорит о том, что система управления в таможне как относительно молодая научная дисциплина находится в стадии своего становления. По этой причине до сегодняшнего дня нет ни однозначного толкования данного понятия, ни большого объема литературы (как, например, посвященной общему система управленияу), в которой были бы изложены полно и ясно теория таможенной системы управления и, в частности, методология управления таможенными органами Российской Федерации.

Раскрывать сущность таможенной системы управления, очевидно, следует через понимание систему управления как такового, трактуя его и как теорию об управлении социально-экономическими объектами, и как область научных исследований проблем этого управления, и как систему производственных отношений, и как вид профессиональной деятельности.

Известно, что система управления как теория – это учение, система взглядов, идей об управлении организацией, представляющей собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие. В этой связи В. Макресев подчеркивает, что термин «система управления» чаще всего употребляется применительно к управлению организациями, ведущими хозяйственную деятельность, однако, говоря о система управленияе в широком смысле, в настоящее время теория и практика системы управления охватывает не только производственно-хозяйственную, но и социальную сферу [18, с. 79].

К организациям, ведущим хозяйственную деятельность, можно отнести и таможенные органы, являющиеся государственными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере таможенного дела. Утверждение, что таможенные органы могут быть отнесены к организациям, ведущим хозяйственную деятельность, основывается на том, что одним из подвидов таможенной деятельности, осуществляемой таможенными органами, является экономическая деятельность, связанная с взиманием таможенных платежей. При этом, как и любая коммерческая организация, таможенные органы в результате ведения своей деятельности тоже получают выручку. Эта выручка формируется благодаря уплате участниками внешнеэкономической деятельности таможенных платежей.

Таким образом, таможенные органы, взимающие с участников ВЭД таможенные пошлины за перемещение товаров через таможенную границу, фактически выступают в качестве национального макроэкономического агента, принимающего участие в государственном регулировании отечественной экономики.

Исполнение же роли макроэкономического агента можно расценивать как ещё один аргумент в подтверждение того, что таможенные органы являются хозяйствующими субъектами, принимающими участие в формировании доходной части государственного бюджета посредством взимания таможенных платежей6 и способствующими созданию экономических благ отечественными производителями товаров благодаря реализации протекционистской функции ввозных пошлин. Соответственно, употребление термина «система управления» применительно к управлению таможенными органами как организациями, ведущими экономическую деятельность, представляется небезосновательным [24, с. 210].

К проблемам таможенной системы управления, в частности, можно отнести вопросы обеспечения выполнения планов-заданий по взимаемым таможенным платежам в рамках утвержденного для таможенного органа бюджетного плана, а также вопросы соблюдения установленных производственных нормативов по таможенному оформлению и контролю, повышения пропускной способности таможенного органа [28, с. 164]. При этом объектом таможенной системы управления как управленческой деятельности будет являться собственно таможенный орган, а субъектом управления этим органом – его руководитель (начальник).

Известно, что предметом исследования общей системы управления может быть любой компонент системы управления организацией. В основе этой системы лежит так называемый механизм управления, представляющий собой по сути организационно-экономический (хозяйственный) механизм, включающий в себя организационные структуры, конкретные принципы, методы, формы и средства управления, а также правовые нормы, с помощью которых реализуются экономические законы и процесс воспроизводства, действующие в конкретных социально-экономических условиях [11, с. 77]. Следовательно, к предмету системы управления, прежде всего, следует относить перечисленные здесь элементы хозяйственного механизма. Однако совокупностью элементов этого механизма область исследования системы управления не ограничивается: к предметам системы управления относятся также управленческие процессы, протекающие в организации, ее персонал, корпоративная культура, разработанная и внедренная в организации система управления качества и другие элементы управления организацией.

Принципы и методы системы управления таможенными органами Российской Федерации, находят своё отражение в соответствующих статьях Таможенного кодекса Таможенного союза [1], Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2], Положении о Федеральной таможенной службе России [3]. В данных документах, в частности, устанавливаются принципы деятельности таможенных органов, их задачи и функции, определяется система таможенных органов, обязанности, права и ответственность должностных лиц, критерии оценки их работы, правила взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами, положения о ведомственном контроле и т.д.

В свою очередь, вышеназванные нормативно-правовые акты разработаны с учетом положений (принципов) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) [4].

Таким образом, система управления в таможне – это особая функционально-организационная структура управления таможенными органами в целях повышения эффективности выполнения ими государственных задач в сфере таможенного дела.

 

 

Глава 2. диагностика системы управления таможенной организации

 

2.1. Анализ системы управления таможенного органа

В Российской Федерации таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и паратарифного (сверх-тарифного) регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации [1].

Функции государства в области таможенного дела в Российской Федерации (РФ) возложены на централизованную систему российских таможенных органов – Федеральную таможенную службу России (ФТС России). Данная система, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», состоит из: федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ФТС России), возглавляемого Центральным аппаратом ФТС России (ЦА ФТС России); ему подчиненных региональных таможенных управлений (РТУ); подчиненных РТУ таможен; таможенных постов, контролируемых таможнями [1].

Понятие «таможенное дело» включает в себя широкий спектр экономических и юридических аспектов, так или иначе затрагивающих ВЭД. В этой связи таможенное дело также характеризуют как сферу профессиональной деятельности, состоящую из следующих её видов: применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля; правоохранительная, управленческая, информационно-аналитическая и научно-исследовательская деятельность [9, с. 33].

Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. К факторам этого развития относятся:

  • интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи;
  • членство России в международных экономических организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО, Женева), Всемирная таможенная организация (ВТаО, Брюссель), Таможенный союз Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);
  • масштабы и характер деятельности экспорто- и импортоориентированных отечественных хозяйствующих субъектов;
  • всемерное содействие государства развитию внешнеторговой деятельности [6, с. 63].

Таможенное дело как сфера профессиональной деятельности регулируется, в первую очередь, таможенной политикой государства. Данный вывод следует из сопоставления определений терминов «таможенное дело» и «таможенная политика». Определение первого из них было нами представлено в данной статье выше. Определение второго наиболее удачно, на наш взгляд, дано учеными РТА, считающими что: таможенная политика – это «система экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов Российской Федерации» [15, с. 64]. Иначе говоря, таможенная политика (ТП) представляет собой систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач [19, с. 51].

Итак, еще раз обратимся к определению понятия «таможенное дело». Согласно этому определению таможенное дело представляет собой совокупность инструментов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, т.е. совокупность инструментов обеспечения соблюдения положений таможенной политики, если принять во внимание дефиницию последней.

Не может вызывать сомнения, что государственные экономические и иные таможенно-правовые меры по регулированию внешней торговли, т.е. меры таможенной политики, могут подвергаться изменениям в зависимости от вносимых во внешнеторговую политику государства корректировок, обусловленных развитием мирохозяйственных интеграционных процессов, участником которых является государство.

Изменение же мер регулирования ВЭД, безусловно, влечёт за собой и изменение состава инструментов обеспечения соблюдения этих мер, в чем и выражается регулирующее воздействие таможенной политики на таможенное дело. Итак, трактуя систему управления в таможне как особую систему управления таможенными органами, модель этой системы применительно к таможенным органам Российской Федерации будет выглядеть как показано на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1 Модель системы управления таможенными органами РФ

 

Данная модель показывает, что к основным элементам системы управления таможенными органами РФ относятся:

  • процесс управления таможенными органами, представляющий собой упорядоченную непрерывную цепь взаимосвязанных и согласованных функций (действий), выполняемых управленческим аппаратом таможенных органов с помощью соответствующего механизма управления;
  • механизм управления таможенными органами как совокупность законов, принципов, методов, форм, средств и организационных структур управления, а также правовых норм таможенного законодательства Таможенного союза, таможенного и иного законодательства Российской Федерации, целей и задач, определяемых внешнеторговой политикой Российской Федерации с учетом актов межгосударственного регулирования международной торговли, с помощью которых реализуется процесс целенаправленного воздействия на объект управления, в качестве которого выступают таможенные органы [1];
  • механизм обратного связи и совершенствования системы управления, предназначенный для осуществления изменений внутри этой системы по мере развития объекта управления [25, с. 67].

Принимая во внимание, какие задачи ставятся перед таможенной службой России на современном этапе (отчасти названные в приведенном выше определении понятия «таможенное дело»), а также исходя из содержания модели особой системы управления таможенными органами РФ, перечень требований, предъявляемых к управлению ими, ранее сформулированный О. Павловой [21, с. 22] и дополненный нами, может быть изложен в следующем виде:

  • работа в одном направлении и обеспечение решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации;
  • обеспечение соблюдения решений и рекомендаций международных конвенций и межгосударственных договоров, заключенных Российской Федерацией;
  • соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации;
  • обеспечение достижения единодействия всех структур таможенных органов, соответственно и их сотрудников;
  • реализация требовательного подхода к формированию управленческого персонала таможенных органов;
  • способность системы управления таможенными органами к самосовершенствованию.

Совершенствование системы управления таможенными органами неразрывно связано с развитием таможенного дела, которому присуща особенность, заключающаяся в том, что таможенное дело играет роль как объекта управления, так и системы управления. Если в первом случае ведут речь об управлении таможенным делом, выражающемся в установлении, изменении или прекращении использования тех или иных мер таможенного регулирования ВЭД, то во втором – о таможенном деле как одном из институтов администрирования внешнеэкономической деятельности

 

2.2. Роль государственных стандартов при диагностике системы управления таможенной службой

В рыночной экономике, а тем более в условиях вступления России в ВТО, проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности объекта: разработки стратегии, организации деятельности, контроля и др.

Современная система управления базируется на стандартизации. По определению Международной организации по стандартизации (International Standard Organization – ISO), стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности» [30]. Управление качеством продукции (услуг) осуществляется на основе международных и национальных стандартов и стандартов предприятий. При этом международные стандарты играют особую роль, так как служат базисом для расширения международной торговли. Опыт множества национальных организаций по управлению качеством обобщен в пакете международных стандартов ISO 9000 [30]. В настоящее время серия стандартов ISO 9000 составляет основу для достижения стабильного качества любой организации. Стандарты ISO содержат информацию и положения по разработке и применению систем качества, базирующихся на основных принципах концепции TQM, – тотального (всеобщего) управления качеством.

Информация о работе Разработка комплексной диагностики системы управления таможенного органа