Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 01:24, курсовая работа
Использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей. Изучение порядка и условий помещения товаров под таможенные процедуры является одной из наиболее важных задач, стоящих перед физическими и юридическими лицами в современном обществе.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления является основной таможенной процедурой. В соответствии с данными таможенной статистики большая часть товаров, импортируемых в Таможенный союз, ввозится на условиях, предусмотренных данной таможенной процедурой. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 5
1.1 Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления 5
1.1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 5
1.1.2 Условный выпуск товаров 10
1.2 Порядок предоставления таможенными органами Республики Беларусь информации о факте выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 14
1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 16
2 АНАЛИЗ ПОРЯДКА ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 19
2.1 Порядок таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 19
2.2 Компаративный анализ порядка ввоза легкового транспорта в Республику Беларусь и Российскую Федерацию: таможенные платежи и утилизационный сбор 24
2.3 Сравнительный анализ таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления до и после создания Таможенного союза 36
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
2. в отношении транспортных средств – марку, модель, год выпуска, рабочий объем цилиндров двигателя, идентификационный номер либо номер кузова транспортного средства.
В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления таможенными органами Республики Беларусь информации о факте выпуска товаров, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 мая 2012 года №13, при определенных обстоятельствах в рассмотрении письменного запроса заинтересованному лицу может быть отказано.
Решение об отказе в рассмотрении письменного запроса принимается начальником Минской центральной таможни либо уполномоченным им должностным лицом не позднее пяти дней со дня поступления в Минскую центральную таможню письменного запроса и направляется заинтересованному лицу в виде ответа на него с указанием причины отказа [4].
При обнаружении в электронных базах данных, формируемых таможенными органами, запрашиваемой информации заинтересованному лицу направляется письмо, подписанное начальником Минской центральной таможни либо уполномоченным им должностным лицом, содержащее информацию о факте выпуска товара, в том числе транспортного средства, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Таким образом, изучив Инструкцию о порядке предоставления таможенными органами Республики Беларусь информации о факте выпуска товаров, можно сделать вывод, что любое лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, может получить необходимую для него информацию о факте выпуска товаров таможенными органами, при соблюдении сроков подачи запроса, а также иных требований, установленных таможенным законодательством.
Частое использование таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления предопределило существование обширной нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
К основным документам, регулирующим правовые отношения, возникающие между таможенными органами и субъектами хозяйствования при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, относятся:
Данные источники определяют базовые аспекты порядка помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Эти и другие аспекты освещают также множество иных нормативно-правовых документов.
Одним из ключевых моментов в формировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшем органе Таможенного союза) на уровне глав государств [5].
Данным Договором принят Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.
Таможенный кодекс Таможенного союза – кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим правовые отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
Таможенный кодекс Таможенного союза – одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативно-правовой базы, на основании которой функционирует Таможенный союз Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.
Относительно регулирования в сфере таможенных процедур, в частности таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, в Таможенном кодексе Таможенного союза приводится определение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, а также условия помещения товаров под данную таможенную процедуру.
Возникновение, прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, – также рассматриваются в Таможенном кодексе Таможенного союза.
В Таможенном кодексе Таможенного союза рассмотрены многие другие положения, касающиеся порядка помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а именно перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, общие сведения о таможенном декларировании товаров и так далее.
При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенному органу представляется декларация на товары. Порядок заполнения таможенных деклараций и формы таможенных деклараций установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 03.07.2013) "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2013) (вместе с "Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары"). Также вопросы таможенного декларирования товаров, а именно условия использования иных документов в качестве декларации на товары, рассмотрены Решением Комиссии Таможенного союза № 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (Принято 20.05.2010, ред. от 20.12.2012).
Порядок таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, регламентируется также многими другими нормативно-правовыми актами.
Порядок предоставления таможенными органами Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, а также иным заинтересованным лицам, информации, содержащейся в электронных базах данных, формируемых таможенными органами, о факте выпуска таможенными органами товара, в том числе транспортного средства, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и транспортного средства для личного пользования с целью обращения на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению определяется Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.05.2012 № 13 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления таможенными органами Республики Беларусь информации о факте выпуска товаров", также в нём рассмотрены действия, которые должно совершить заинтересованное лицо для получения информации о выпуске товаров.
Следовательно, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база по вопросам регулирования порядка помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления очень богата и разнообразна. Участие в ее разработке принимают разные представители власти. В целом, порядок помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления детально и всесторонне регламентируется Таможенным кодексом Республики Беларусь, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими их правовое положение. Все эти положения в совокупности направлены на обеспечение законности и упорядоченности порядка помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Экономика Республики Беларусь является открытой. Значительную долю во внешнеторговом обороте страны занимает ввоз товаров из зарубежных стран, то есть импорт.
В соответствии со статьей 156 Таможенного кодекса Таможенного союза, прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах [1, ст. 156].
От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями [1, ст. 173].
Основными действиями при выпуске товаров и транспортных средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для совершения таможенных операций по выпуску товаров, и представление товаров и транспортных средств таможенному органу для целей проведения таможенного контроля.
В соответствии со статьей 176 Таможенного кодекса Таможенного союза, при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров [1, ст 176].
Порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в зависимости от вида транспорта, на котором они перемещаются через таможенную границу, зависит в первую очередь от вида перемещаемых товаров. Так, например, товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.
Товары, помещаемые под таможенную процедуру, подлежат таможенному декларированию. В частности и при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В последнее время электронное декларирование применяется всё чаще и чаще, что соответственно приводит к постепенному снижению удельного веса бумажного декларирования. Данное соотношение предлагается рассмотреть на примере ПТО «Гомель-СЭЗ» в 2010–2012 годах.
Рисунок 2.1 – Удельный вес применения бумажного и электронного декларирования в ПТО «Гомель–СЭЗ» в 2010–2012 годах
Примечание – Данный рисунок разработан автором на оперативных данных ПТО «Гомель–СЭЗ».
Данная диаграмма отражает стремительное увеличение удельного веса электронного декларирования, и в то же время снижение частоты использования бумажного декларирования. Так, например, в 2010 году удельный вес электронного декларирования был ниже на 67,48 процентов по сравнению с бумажным декларированием в 2010 году, однако уже в 2012 году наблюдается увеличение на 46,39 процентов по сравнению с 2010 годом и преобладание электронного декларирования над бумажным на 25,3 процента в 2012 году. Таким образом, с большой вероятностью можно утверждать, что в скором будущем электронное декларирование вытеснит бумажное. Что в перспективе снизит время совершения таможенными органами операций по выпуску товаров.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.
К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие
совершение
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза;
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными Таможенным кодексом Таможенного союза, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного союза;
13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки – в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита [1, ст. 183].
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру [1, ст. 174].
Основным документом, предъявляемым при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, является декларация на товары.
В одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. Если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные процедуры, должны подаваться отдельные декларации на товары для каждой таможенной процедуры [6].
Информация о работе Таможенная процедура выпуск для внутреннего потребления