Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 01:24, курсовая работа
Использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей. Изучение порядка и условий помещения товаров под таможенные процедуры является одной из наиболее важных задач, стоящих перед физическими и юридическими лицами в современном обществе.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления является основной таможенной процедурой. В соответствии с данными таможенной статистики большая часть товаров, импортируемых в Таможенный союз, ввозится на условиях, предусмотренных данной таможенной процедурой. Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 5
1.1 Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления 5
1.1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 5
1.1.2 Условный выпуск товаров 10
1.2 Порядок предоставления таможенными органами Республики Беларусь информации о факте выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 14
1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 16
2 АНАЛИЗ ПОРЯДКА ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 19
2.1 Порядок таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления 19
2.2 Компаративный анализ порядка ввоза легкового транспорта в Республику Беларусь и Российскую Федерацию: таможенные платежи и утилизационный сбор 24
2.3 Сравнительный анализ таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления до и после создания Таможенного союза 36
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в Таможенном кодексе Таможенного союза и таможенного режима свободного обращения в Таможенном кодексе Республики Беларусь и их ключевые отличия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.11 – Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в Таможенном кодексе Таможенного союза и таможенного режима свободного обращения в Таможенном кодексе Республики Беларусь
Таможенный кодекс Республики Беларусь |
Таможенный кодекс Таможенного союза |
Таможенный режим свободного обращения – таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование товаров без ограничений владения, пользования и распоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством в отношении использования иностранных товаров на таможенно территории (пункт 1 статья 159) |
Выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (статья 209) |
Примечание – Данная таблица разработана автором на основании [14, ст. 159] и [1, ст.209] |
Изучив определения содержания данной таможенной процедуры, можно выявить их основные различия. Статья 210 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров и, соответственно, могут быть впоследствии помещены под иные таможенные процедуры. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь все товары, помещенные под таможенный режим свободного обращения, приобретают статус отечественных товаров.
Следует также рассмотреть отличия в уплате таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в Таможенном кодексе Таможенного союза и Таможенном кодексе Республики Беларусь.
Относительно таможенных пошлин необходимо обратить внимание на то, что поскольку уплачиваемые в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, ввозные таможенные пошлины подлежат распределению между бюджетами трех государств, Таможенным кодексом Таможенного союза устанавливаются единые правила их исчисления, порядок применения ставок ввозных таможенных пошлин.
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, кроме случаев, установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза [16].
Можно констатировать, что все случаи прекращения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 243 Таможенного кодекса Республики Беларусь, нашли отражение в статье 80 Таможенного кодекса Таможенного союза. В то же время, если Таможенным кодексом Республики Беларусь установлен размер для прекращения такой обязанности менее 0,25 базовой величины, что на сегодня составляет немногим более 2,5 евро, то согласно Таможенному кодексу Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, если сумма не превышает в эквиваленте 5 евро.
Кроме того, Таможенным кодексом Таможенного союза установлена норма, отсутствующая в законодательстве Республике Беларусь, согласно которой таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров (за исключением товаров для личного пользования) в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро. Таким образом, решается проблема ввоза товаров незначительной стоимости, например образцов [16].
За основу Таможенного кодекса Таможенного союза в части регулирования вопросов уплаты таможенных платежей был взят Таможенный кодекс Республики Беларусь. В этой связи, на взгляд автора, не требуется комментариев по вопросам, которые существенно не изменились с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, либо в случаях, когда эти вопросы одинаково регулируются в двух кодексах. Такие таможенные процедуры, как свободная таможенная зона, свободный склад, устанавливаются международными договорами государств-членов Таможенного союза. Соответственно и вопросы, связанные с уплатой таможенных платежей, будут урегулированы такими договорами.
Таблица 2.12 – Основные отличия в уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в Таможенном кодексе Республики Беларусь и Таможенном кодексе Таможенного союза
Основания для сравнения |
Таможенный кодекс Республики Беларусь |
Таможенный кодекс Таможенного союза |
Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов |
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается по истечении пятилетнего срока со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении этих товаров под таможенный режим свободного обращения, либо иного установленного срока действия льготы, либо в случаях, установленных пунктом 2 статьи 243 |
Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении условно выпущенных товаров, помимо оснований, аналогичных установленным Таможенным кодексом Республики Беларусь, дополняется таким основанием, как вывоз товаров в соответствии с таможенной процедурой реэспорта |
Срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов |
В случае совершения с товарами действий в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, то день выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения с использованием льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами |
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в случае невозможности установления дня совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот, считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления |
Примечание – Данная таблица разработана автором на основании источника [16] |
Изучив данные, приведенные в таблице, можно сделать вывод о том, что порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, определенный Таможенным кодексом Таможенного союза, многим схож с порядком, установленным Таможенным кодексом Республики Беларусь, что можно объяснить тем, что Таможенный кодекс Республики Беларусь послужил основой для создания Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако существуют и отличия между ними, которые выявлены в данной таблице.
Исходя из сведений, указанных в данном подразделе, следует, что Таможенные кодекс Таможенного союза значительно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь терминологией, в особенности в части регулирования порядка помещения товаров под таможенные процедуры. Следует акцентировать внимание на порядке помещения товаров, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Многие аспекты данной процедуры различны в Таможенном кодексе Таможенного союза и Таможенном кодексе Республики Беларусь, такие как статус товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами; некоторые положения, определяющие срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, даже само наименование данной таможенной процедуры. Следует также отметить, что из всех 14 таможенных процедур, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и рассмотренных в Таможенном кодексе Таможенного союза, только одна таможенная процедура была переименована, а именно таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
В современных условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенными органами Республики Беларусь, является сокращение времени и стоимости затрат, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры. Так как таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления является одной из основных таможенных процедур, вопрос совершенствования порядка помещения под данную процедуру товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, обладает большой значимостью в настоящее время.
Изучив таможенное законодательство, регламентирующее порядок помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, можно сделать вывод о необходимости внесения некоторых изменений в законодательную базу таможенных органов.
В первую очередь рассмотрению подлежит Таможенный кодекс Таможенного союза. Предлагаемые дополнения касаются главным образом специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Рекомендуется внесение изменений в статью 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, содержащую перечень условий, при соблюдении которых товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Данные изменения будут заключаться в дополнении указанного перечня условий. Предлагается добавить дополнительное условие, при соблюдении которого товары будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, содержание которого будет заключаться в уплате установленных в отношении отдельных видов товаров специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Кроме того, в связи с тем, что специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры могут вводиться не только в виде пошлин (например, специальная защитная мера может быть введена посредством установления импортной квоты), предлагается скорректировать подпункт, касающийся необходимости представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Помимо прочего, одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сейчас является соблюдение запретов и ограничений. Предлагается же подтверждать соблюдение запретов и ограничений, путем представления определенных документов.
Для большей наглядности необходимо рассмотреть перечисленные изменения в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1 – Сравнение положения действующего Таможенного кодекса с соответствующим положением после внесения потенциальных изменений
Пункт 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза |
Пункт 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза с внесенными предлагаемыми изменениями |
Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: 1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; 2) соблюдения запретов и ограничений; 3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер |
Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: 1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; 2) уплата установленных в отношении отдельных видов товаров специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; 3) подтверждение соблюдения
запретов и ограничений 4) представление документов, подтверждающих соблюдение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины |
Данная таблица является собственной разработкой автора |
Из проведенного сравнение следует, что Таможенным кодексом Таможенного союза, и в частности статьей 210, не полностью раскрыто содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, что подтверждает необходимость совершенствования таможенного законодательства. Таможенный кодекс Таможенного союза содержит множество ссылок на законодательство государств-членов Таможенного союза, что отражает его недостаточную унифицированность.
В качестве одной из мер, направленных на снижение издержек предприятий, таможенными органами рассматривается дальнейшее совершенствование системы электронного декларирования товаров.
По решению Государственного таможенного комитета в таможенных органах Республики Беларусь с 1 августа 2013 года началось проведение опытной эксплуатации программного комплекса производства автоматической регистрации деклараций на товары, подаваемых в электронном виде. Техническая реализация данной возможности позволит в значительной степени сократить время совершения таможенных операций при декларировании товаров в соответствующей таможенной процедуре [17].
Уже сейчас на основании предварительного анализа можно сделать вывод, что при автоматическом присвоении регистрационного номера декларации на товары среднее время с момента подачи документа в национальную автоматизированную систему электронного декларирования до его регистрации составляет в среднем около 4 минут, что в 3 раза меньше, чем в случае участия в данном процессе должностного лица таможенного органа. В итоге работы будет достигнуто снижение временных и финансовых затрат субъектов хозяйствования, осуществляющих электронное декларирование товаров.
Значительное сокращение времени таможенных операций за счет электронного обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами Республики Беларусь, может быть достигнуто также в случае использования единой информационной электронной системы бронирования времени пересечения границы в пограничной очереди.
Данная система успешно функционирует на протяжении двух лет в Эстонии. Согласно ей, лица, пересекающие границу при помощи транспортных средств, кроме рейсовых автобусов, движущихся по расписанию, должны забронировать время пересечения границы в электронной очереди [18].
Предварительное бронирование времени пересечения границы возможно посредством online системы бронирования места в очереди по пересечению границы. Время пересечения бронируется в часовой промежуток времени, не с минутной точностью. В Эстонии бронирование очереди осуществляется платно, однако необходимая сумма незначительна – 1 евро [19].
Данная система позволяет существенно сократить время ожидания транспортных средств в пунктах таможенного оформления. Система не ликвидирует очереди на границе. Они по-прежнему существуют, однако в электронном виде. Использование системы электронной очереди создает для людей более удобный порядок. Они могут ожидать своей очереди где угодно, даже дома.
Информация о работе Таможенная процедура выпуск для внутреннего потребления