Обращения граждан в органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:32, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

ЧелГУ Дипломная Работа с обращениями граждан в Администрацию с. Долгодеревенское (1).doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Местное  самоуправление представляет собой  один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан  и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным  делением государства. Оно не может  противопоставляться центральной  власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов - основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что обращения  граждан в органы государства, органы муниципального образования со своими предложениями является формой непосредственного  участия населения в осуществлении местного самоуправления, помогающей совершенствовать работу государственного аппарата.

Статья 33 Конституции РФ гарантирует  гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения в этой сфере  регулируются Федеральным законом  «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Одновременно со вступлением  в силу Федерального закона прекратил  свое действие на территории России Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Федеральный закон устанавливает  порядок рассмотрения обращений  граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. На это указывает также новая редакция ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.

Работа с обращениями граждан  в органах местного самоуправления строятся в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим Законодательством, Законом  Челябинской области «Об обращениях граждан» и Порядком рассмотрения обращений граждан.

Обращения граждан (индивидуальные и  коллективные) поступают в виде предложений, заявлений, жалоб и ходатайств в  письменной или устной форме.

Цель данной работы - изучение механизмов работы с обращениями граждан в Администрации Долгодеревенского сельского поселения и разработка мер по ее совершенствованию.

Задачи дипломной работы заключаются  в следующем:

  1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
  2. Характеризовать принципы и методы работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления РФ.
  3. Определить этапы и механизмы работы с обращениями граждан в Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области
  4. Проанализировать деятельность по работе с обращениями граждан в Администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
  5. Выявить особенности и недостатки работы с обращениями граждан в Администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
  6. Сформировать рекомендации и определить мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан в Администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
  7. Оценить предполагаемые результаты проектных мероприятий.

Объектом дипломной работы является Администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области

Предметом дипломной работы являются механизмы работы с обращениями  граждан.

Гипотеза: совершенствование механизмов работы с обращениями граждан в исполнительных органах местного самоуправления позволяет повысить конкурентоспособность района и повышение жизненного уровня населения.

Механизм работы с обращениями  граждан -  совокупность действий направленных на сбор, систематизацию и обработку обращений граждан в органы местного самоуправления.

Таким образом, в качестве механизмов работы с обращениями граждан  можно рассматривать этапы этой работы.

Методами дипломной работы является обзор литературных и нормативных  источников, анализ, обобщение, умозаключение.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

1.1. Сущность  и задачи местного самоуправления

 

В настоящее время в литературе отсутствует единое научное толкование местного самоуправления и предлагается более тридцати его определений. Для определения содержания понятия местного самоуправления целесообразно вначале рассмотреть категорию самоуправления.

Категория самоуправления неотделима от управления. Любая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления. Управление – это внешнее воздействие, «поступающее» в систему в готовом виде извне, а самоуправление – внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой. Быстроменяющаяся как внутренняя, так и внешняя среда оказывает существенное влияние на сочетание управления и самоуправления.

Существуют разные виды самоуправления, выделяемые в зависимости от того, кто, где, как и чем управляет. Самоуправление как способ, основанный на совместном решении людьми их общественных дел, присущ человеческому обществу со времен первобытно-общинного строя. Как социальный институт оно имело место даже в условиях абсолютной монархии XV-XVI веков. Так, черные волости, в отличие от поместных и вотчинных земель, управлявшихся приказчиками, ключниками, посельскими, «составляли самостоятельные общины и пользовались полным самоуправлением». Интересно отметить, что в начале XIII века в России выходил даже специальный еженедельный журнал «Самоуправление», являвшийся фактом городского, сельского, земского и областного общественного управления.

Институт самоуправления применяется  за рубежом, в том числе в развитых странах. Самоуправление трактуется как  демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в компании. При этом демократизация общества не исключает самоуправления его частей, где в качестве каждой части может рассматриваться объект любого территориального деления. Ибо демократия – это, прежде всего и главным образом, есть контроль общества за властью, тогда как управление, а вместе с тем и самоуправление предполагает выполнение и других функций. Но в этом смысле местное самоуправление включает в состав своих функций как минимум контроль действий администрации.

Любая сложная система предполагает, уже в силу своего иерархического строения, наличие самоуправления: ее подсистемы испытывают (на себе) не только внешние управляющие воздействия, но и, в меру своей самостоятельности (автономии) или независимости от центра, вырабатывают сами определенные меры – внутренние воздействия.

Так как управление - прежде всего  процесс, который складывается из последовательности фаз: получения информации, ее обработки, анализа, разработки альтернатив и предложений, принятия решения, доведения его до исполнителей и контроля, самоуправление есть такое участие в управлении, когда оно затрагивает решающую фазу управленческого процесса – фазу выбора альтернатив или принятия решения. Это первый отличительный признак самоуправления от «участия в управлении». Последнее может иметь свое место и в том случае, если будет локализовано какой-нибудь одной фазой.

В качестве второго отличительного признака наличия самоуправления должно служить то, что при самоуправлении решающий голос в решении наиболее важных вопросов жизнедеятельности определенной территории (вопросы стратегии, перспектив развития территории, социального развития) должен принадлежать жителям этой территории или в их лице – специальному выборному органу.

Функционирование самоуправления как самоорганизуемой системы в  качестве своей исходной предпосылки  требует предварительной организации  его как системы, ибо самоуправление имеет объективные пределы. И  задача, прежде всего, состоит в том, чтобы установить соответствующие границы самоуправления в иерархии систем, а затем формы и методы его реализации. Изменения в организации управления, смена форм хозяйствования, государственного и регионального управления не могут не влиять и на организацию самоуправления.

Местное самоуправление в его современном  понимании стало формироваться  на рубеже XVIII-XIX столетий. Законодательное закрепление прав местного самоуправления нашло свое наиболее полное отражение в бельгийской конституции 1831 г., которая сыграла значительную роль в распространении идей местного самоуправления в европейских странах.

За последние 200 лет местное самоуправление получило развитие во всем мире, накоплен значительный опыт демократического решения  местных проблем. Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу современной муниципальной деятельности, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления – документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами.

Для осуществления местного самоуправления необходимы инициатива и желание  граждан заниматься местными делами, финансово-экономические возможности  и другие ресурсы территории, позволяющие  проживающему на ней населению самостоятельно и ответственно решать местные проблемы.

Определение местного самоуправления, сформулированное Советом Европы устанавливает, что под местным самоуправлением  понимается «право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Из вышеприведенного вытекают четыре сущностные характеристики местного самоуправления:

- реальное народовластие, основанное  на выборности органов, наделении их соответствующими ресурсами и правом самостоятельного распоряжения ими;

- выполнение задач и функций  в интересах населения, объединенного  общими условиями проживания;

- осуществление всех дел под  свою ответственность; 

- неуклонное соблюдение законности, правовых норм.

Местное самоуправление призвано заниматься решением общих проблем жизнедеятельности  населения в конкретном поселении  на определенной территории.

Его задачи:

- создание условий для активного  участия населения в решении местных дел;

- удовлетворение потребностей  населения в различного рода  услугах (в жилищно-коммунальной, образовательной, оздоровительной,  социально-культурной и иных сферах  местной жизни);

- обеспечение  комплексного социально-экономического развития своей территории;

- эффективное  использование имеющихся местных  ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых, рыночных и др.);

- защита  интересов и прав местного  самоуправления;

- охрана  общественного порядка.

Конституцией  Российской Федерации (ст. 3) определено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

До принятия Законов Российской Федерации о местном самоуправлении и о краевом, областном Совете (1991 год) все органы публичной власти ниже уровня Российской Федерации, за исключением высших органов власти автономных республик (АССР), именовались «местные органы государственной власти». В тот период органов местного самоуправления не существовало, а публичная власть осуществлялась через иерархически структурированную систему государственной власти, пронизывающую всю страну (от Съезда народных депутатов до сельского Совета). Имела место жесткая соподчиненность нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы действовали под контролем коммунистической партии. Термин «местный» в отношении властных структур в этих условиях использовался для обозначения относительно менее значимого органа государственной власти.

Отличие органов  государственной власти от местного самоуправления четко выделил Л. А. Велихов. Он определил четыре принципиальных отличия1:

Информация о работе Обращения граждан в органы местного самоуправления