Обращения граждан в органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:32, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

ЧелГУ Дипломная Работа с обращениями граждан в Администрацию с. Долгодеревенское (1).doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Жалобы - обращения граждан с  требованием восстановления прав, свобод и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов, должностных лиц или других граждан.

Заявления - обращения граждан по поводу реализации их прав и свобод, закрепленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов  и должностных лиц, совершенствование  правовой основы государственной и  общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально - культурной и других сфер деятельности общества и государства.

Ходатайства - письменные обращения  граждан с просьбой о признании  за физическими лицами определенного  статуса, прав, свобод.

Коллективные обращения граждан - обращения двух и более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

Повторные обращения граждан - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, в случае если со времени  подачи первого обращения истек  срок рассмотрения данного обращения, установленный федеральным и областным законодательством, или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.

Анонимные обращения - обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества, данных о месте  жительства, работы или учебы, личной подписи обращающегося гражданина.

Организация работы с письменными  и устными обращениями граждан  в Администрации города возлагается  на отдел писем и приема граждан, который является структурным подразделением Управления делами.

Делопроизводство по предложениям, заявлениям, жалобам и ходатайствам ведется отдельно от других видов делопроизводства.

Органы местного самоуправления в  соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть  обращение гражданина (граждан) и  дать на него письменный ответ. Для этого они имеют право запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для рассмотрения обращений.

Порядок рассмотрения обращений граждан  в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

Таким образом, обращения граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом успеха на очередных выборах.

При рассмотрении обращения гражданин  имеет право:

1) представлять дополнительные  документы и материалы либо  обращаться с просьбой об их  истребовании;

2) знакомиться с документами  и материалами, касающимися рассмотрения  обращения, если это не затрагивает  права, свободы и законные интересы  других лиц и если в указанных  документах и материалах не  содержатся сведения, составляющие  государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, например, врачебную тайну;

3) получать письменный ответ  по существу вопросов, поставленных  в обращении, уведомление о  переадресации письменного обращения  в госорган, орган местного самоуправления  или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов;

4) обращаться с жалобой на  принятое по обращению решение  или на действие (бездействие)  в связи с рассмотрением обращения  в административном и (или)  судебном порядке; 

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин по решению суда имеет  право на возмещение убытков и  компенсацию морального вреда, причиненных  незаконным действием (бездействием) госоргана, органа местного самоуправления или  должностного лица при рассмотрении обращения.

Если же гражданин указал в обращении  заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением  его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.

Гражданин направляет письменное обращение  непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к нему документы и материалы либо их копии. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления. Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностных лиц, то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган (должностному лицу) с уведомлением гражданина о переадресации его обращения.

В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится  к компетенции нескольких органов  или должностных лиц, в их адрес  в течение 7 дней направляются копии  обращения.

Органы (должностные лица), переадресовавшие обращение, в случае необходимости могут (но не обязаны) запросить у органов (должностных лиц), которым оно было переадресовано, документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Направлять жалобу на рассмотрение в орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином, запрещается. Если же в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суд.

Госорган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, а также с выездом на место; принимает меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Указанные органы и должностные лица вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других госорганах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия. В течение 15 дней после получения запроса требуемые документы (материалы) должны быть предоставлены, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления. К таким сведениям относится и информация, содержащая врачебную тайну.

Письменное обращение рассматривается  в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также  в случае направления указанных  выше запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина.

Гражданин может обратиться в органы власти не только с письменным, но и  с устным сообщением, для чего Федеральным  законом предусмотрен личный прием  граждан, который проводится руководителями указанных органов и уполномоченными на то лицами (ст. 13). Информация о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения  заносится в карточку личного  приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения только в  одном случае: если ему ранее дан  ответ по существу поставленных в  обращении вопросов.

1.3. Этапы и  механизмы работы исполнительных  органов местного самоуправления с обращениями граждан

 

Граждане обращаются в органы и  к должностным лицам местного самоуправления довольно часто и  по самым различным вопросам (жилье, ремонты, деятельность торговли, сферы  обслуживания и т.д.). Это — распространенная форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Право граждан обращаться лично, а  также направлять индивидуальные и  коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ. В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления» говорится также о праве обращаться к должностным лицам местного самоуправления. На практике право на обращение осуществляют также объединения (например, творческие союзы, предприятия, учреждения), должностные лица для защиты своих прав и свобод и по другим вопросам. Нет препятствий и для обращений неграждан, и на практике это делается.

В некоторых субъектах Федерации  приняты соответствующие законы. Обращения возможны в устной форме, но, как правило, подаются в письменной форме. Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны, не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны. На устные обращения ответ дается, как правило, в устной форме.

Письменные обращения граждан  должны содержать определенные реквизиты: наименование и адрес органа и  должностного лица, к которому обращаются; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы, учебы; дату; подпись. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению (кроме сигналов о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы).

Срок рассмотрения обращений граждан  не должен превышать одного месяца. Если обращение не требует дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено, как правило, в течение 15 дней. Если для изучения обращения необходима дополнительная проверка, привлечение и изучение иных материалов, то срок может быть продлен еще на 1 месяц с извещением об этом лица, подавшего обращение. Подача обращений в клеветнических целях влечет ответственность. Лица, нарушающие установленный порядок рассмотрения обращений, виновные в волоките, преследование граждан за содержащуюся в обращении критику, несут ответственность.

Письменные обращения граждан и документы, связанные с их рассмотрением, поступают в отдел писем и приема граждан из канцелярии Администрации города в распечатанном виде2.

Служебные письма, т.е. документы на официальном бланке или имеющие  реквизиты организации, предприятия и подписанные одним из его руководителей, не регистрируются, а возвращаются в канцелярию.

Начальник отдела (в его отсутствие заместитель начальника отдела) распределяет письма между работниками по закрепленным за ними районами.

При приеме обращений учитывается, что письма должны содержать, как правило, наименование органа или должностного лица, которому они адресованы, изложение существа обращения, сведения, по которым можно установить личности (личность) обратившихся граждан, дату составления обращения и личную подпись (подписи) обратившихся.

Приложенные к обращению документы (паспорта, трудовые книжки и т.п.), денежные знаки, ценные бумаги на хранение не принимаются.

Сотрудники отдела после приема обращений из канцелярии, а также  лично от заявителей, изучив входящую корреспонденцию, осуществляют следующую работу:

  • регистрируют письма в день их поступления, а именно: в правом верхнем углу первого листа письма, телеграммы, открытки проставляется штамп с указанием даты поступления и регистрационного номера;
  • по просьбе заявителя на копии обращения указывают дату и регистрационный номер;
  • проводят проверку данных на повторность, в этом случае к обращению прилагаются материалы предыдущего рассмотрения;
  • ошибочно присланные обращения (не по адресу) переадресовываются по принадлежности;
  • ведут учет обращений путем ввода информации в компьютер в соответствии с регистрационно-контрольной карточкой;
  • ежедневно до 16.00 часов представляют на рассмотрение руководителей Администрации (на основании распределения обязанностей и закрепления района) поступившие и зарегистрированные обращения граждан;
  • после возвращения почты своевременно извещают в письменной форме авторов письма о рассмотрении обращения и дате исполнения поручений при постановке на контроль;
  • могут сами определять сроки и формы контроля с учетом действующего законодательства и характера вопросов в обращениях при отсутствии указания срока исполнения поручений руководителем;
  • контролируют соблюдение сроков рассмотрения обращений, обобщают и анализируют состояние этой работы по закрепленным территориям, подразделениям Администрации;
  • ведут прием граждан в отделе и дают устные консультации;
  • изучают практику и опыт работы с обращениями граждан и оказывают методическую помощь муниципальным служащим и подразделениям Администрации города3.

При подаче обращений гражданами, в случае необходимости, должны быть предоставлены доказательства (любые достоверные фактические данные) или указано место их нахождения.

Информация о работе Обращения граждан в органы местного самоуправления