Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Тема: «Правовое  государство, теория и практика реализации».

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ 

1.1. Развитие концепции правового государства 

1.2. Понятие и признаки правового государства 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ  РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ 

2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России

2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 

3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации

3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое государство: понятие, теоретико-методологические основы и признаки

    1. Развитие концепции правового государства

 

История свидетельствует, что каждое государство  имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления  и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки  правового государства стали  возникать более 2,5 тыс. лет назад.

В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового  государства, как народовластие, права  и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и  др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится  под чьей-то властью, неизбежна близкая  гибель государства. Ученик Платона  Аристотель также делал вывод: там, где отсутствует "власть закона", нет места и (какой-либо) форме  государственного строя. Закон должен властвовать над всем. "Под  действие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные  граждане", - полагал известный  оратор и государственный деятель  Цицерон. Он же считал, что права  человека не даруются кем-либо, а принадлежат  ему по самой природе.

Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под  названием "Государство", "Политика", "Законы" и других проводилась  мысль о том, что там, где "закон  не имеет силы и находится под  чьей-то властью", неизбежна "близкая  гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях"1. Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие". Только там, заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"2.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались  и в работах Аристотеля, являвшегося  учеником Платона. Выражая свое отношение  к государственной власти, праву  и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".

С идеями передовых мыслителей Древней  Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются  гуманистические воззрения и  взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо  это прослеживается в работах  знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях".

Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между  собою согласием в вопросах права  и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу права он неизменно вкладывал  присущие человеческой природе разум  и справедливость.

Будучи глубоко убежденным и  последовательным сторонником естественного  права, Цицерон исходил из того, что  права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и  по чьему бы то ни было желанию или  велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."3.

Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и  составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Им выдвигались призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам4.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно  звучали в многочисленных трактатах  Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.

Подобные человеколюбивые, гуманистические  мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного  времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве  должны торжествовать не зло, насилие  и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но в Древней Индии  и Китае. В Китае, например, еще  в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему  в стране рабовладельческому строю  проводилась мысль о том, что "в  государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что  государь, если он хочет до конца  жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной  должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать  порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью"5.

Эти данные и перекликающиеся с  ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и  идей, формирующих современную концепцию  правового государства. Это тем  более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.

Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая  мысль, государственно-правовые взгляды  и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции  правового государства было еще  очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII - XX вв.

Философские основы теории правового  государства создавались и развивались  великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности6.

В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и  правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и  других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства  у И. Канта сводится к следующим  тезисам:

1. Источником нравственных и  правовых законов выступает свободная  воля людей;

2. Человек становится моральной  личностью, если возвысился до  понимания своей ответственности  перед человечеством в целом;

3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"7;

4. Правом, основанным на нравственном  законе, должны быть определены  границы поведения людей с  целью, чтобы свободное волеизъявление  одного лица не противоречило  свободе других;

5. Право призвано обеспечить  внешне благопристойные, цивилизованные  отношения между людьми;6. Государство  - это соединение множества людей,  подчиненных правовым законам.

Государственно-правовые воззрения  Монтескье сводятся к тому, что  формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух  законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип  демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового  государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового  закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Для того чтобы понять глубинную  суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов.

Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его..

Идея правовой государственности  испытала на себе влияние различных  социальных сил: демократические движения придали ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали  с реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации