Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Теперь дело только в их реальном и полном воплощении в жизнь.

Специфика России и ряда других государств постсоветского пространства в этом плане состоит в том, что в  отличие от западноевропейских государств, в которых правовая идеология  правового государства формировалась  в недрах гражданского общества, предшествующего  появлению правового государства, в России и в Приднестровье  наблюдается обратный процесс: попытка  путем эффективного применения правовой идеологии правового государства  сформировать гражданское общество с его основными ценностями - свободой, частной собственностью, безопасностью. О том, что эта специфика реально присутствует в современной правовой действительности, убедительно говорит тот факт, что в тексте Конституции РФ и Конституции ПМР отсутствует не только определение гражданского общества, но и даже упоминание о нем. Вместе с тем создание гражданского общества в России как правоидеологическая задача зафиксирована в нормах Конституции РФ, определяющих элементы этого общества (нации и иные этнические образования, социальные слои, политические партии и иные общественные объединения и др.)14.

Разумеется, в каждой стране данный процесс эволюции государства и  общества, а вместе с тем - и характера  отношений, возникающих между ними, имеет свои особенности. Они обусловлены, с одной стороны, историческими, национальными и другими им подобными  факторами, а с другой - местом национального  государства, в зависимости от него - и общества, которое они в  современном мире занимают, и ролью, которую они играют.

Самостоятельные и самодостаточные государства, а соответственно и национальные сообщества, исходят исключительно из своих внутренних интересов и потребностей, с опорой на национальные и исторические традиции и обычаи. Все иные государства и сообщества, независимо от их красочных наименований ("молодые демократии", "открытые общества" и т.п.), определяют характер своих взаимоотношений под влиянием извне <15>, что особенно ярко проявляется при ориентации в данном вопросе Приднестровья на Российскую Федерацию15.

1.2. Понятие и  признаки правового государства

 

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства  с правом. Правовое государство - это  продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя, как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских  просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Как писал выдающийся российский ученый-правовед Олег Емельянович Кутафин: "Честно говоря, мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас... У нас пока не верят в законы и не уважают их. Поэтому следует последовательно утверждать господство права, результатом которого является правовое государство"16.

Концепция правового государства  у И. Канта сводятся к следующим  тезисам: источником нравственных и  правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Юм заложил базу для  важнейшего тезиса о равенстве государства  и гражданского общества, скорее даже о подчиненности государства  нуждам гражданского общества. Без  этого великого положения вся  конструкция доктрины правового  государства остается непонятой, в  том числе до наших дней. Конституция  страны по Юму и за ним по Канту  является главным правовым фундаментом  правовой государственности. Можно  говорить, что Юм внес самостоятельный  вклад в доктрину правового государства.

Государственным органам  власти и ведомствам, органам местного самоуправления следует однозначно признать, что вопрос обучения правам человека - не вопрос дискуссий и возможностей, а прямая обязанность государства по выполнению принятых на себя международно-правовых обязательств. Анализируя права, надо с не меньшей настойчивостью говорить об обязанностях. Участие в правовом просвещении населения - одна из функций юридических вузов, органов прокуратуры, Минюста, службы судебных приставов, органов внутренних дел, Общественной палаты и других институтов гражданского общества. Само правовое государство, в котором неукоснительное соблюдение закона всеми, кто в нем живет, разделение властей без фатальных перекосов в сторону какой-либо одной без них, "качественная" демократия в ее непосредственной и представительной формах, социальная защищенность и гарантии для граждан, невозможно без указанных выше явлений.

Движение России и Приднестровья  к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры и осознания права как важнейшей  социальной ценности. И тогда правовое государство как идеал, к которому надо стремиться, ориентир для настоящего и будущих поколений никогда  не исчезнет с поля зрения.

Следует заметить, что процесс  формирования гражданского общества, а на его основе - правового государства, так же как и изначальный процесс  формирования традиционного общества и государства, - это весьма противоречивый, сложный и довольно длительный процесс, требующий взаимных усилий со стороны  как самого общества, так и государства17.

Правовое государство  может быть определено не само по себе, а через его взаимоотношения  с обществом. Конечно, гражданским, потому что ни при каком другом правовое государство не может существовать. Так же как и гражданское общество не может развиться в полном масштабе, если государство не является правовым18.

Поэтому все определения  в учебниках, гласящие, что государство  является формой организации общества, неверны по отношению к любому современному государству и вдвойне  неверны для характеристики правового  государства. Не могут рассматриваться  как пригодные для объяснения природы правового государства  повсеместно распространенные определения  типа: "Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для  этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные для  всех веления и обладает суверенитетом".

Государственно-правовые воззрения  Монтескье сводятся к тому, что  формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух  законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип  демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия  прошлого повторяются на новом витке  исторического развития. Еще несколько  лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось  с теми разделами университетского курса, где критиковались различные  модификации западных доктрин с  аналогичным названием, и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность  самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает  на господствующую форму собственности  и на определенную идеологию. Между  тем, идея правового государства  неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового  государства уже подразумевает  антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса  институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики  лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда  и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует  возродить ряд свобод:

1) открыть простор всем  видам собственности;

2) заменить административные  приказы договорами, основанными  на равенстве сторон,

3) сделать главенствующим  принцип "разрешено все, что  не запрещено",

4) обеспечить эквивалентный  характер обмена,

5) утвердить равноправие  и добросовестность в выборе  партнера,

6) не ограничивать инициативу  и предприимчивость. Правовая экономика  и гражданское общество - переход  от распределительного общества  к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это  государство, обслуживающее потребности  гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу  и благосостояние. Оно подконтрольно  гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного  спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует  человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его  является признание прав человека.

Правовое государство - это  демократическое государство, где  обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом  и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы  человека и где в основу организации  государственной власти положен  принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т.п. Признаки правового государства:

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации