Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла  в произведениях современных  западных юристов, политологов и  социологов. В прямой, а чаще в  косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

Прямое закрепление идея правового  государства нашла, например, в Конституции  Испании 1978 г., провозглашающей в  п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство  и политический плюрализм". Она  закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам  республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

В условиях плюрализма мнений и идеологий  можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как  и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства  в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства - сложный  и длительный процесс, который разворачивается  по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.

Как уже было отмечено, правовое государство  невозможно декретировать, его становление  предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином  и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально  обновленное взаимодействие между  обществом, правом и политикой.

В высокоразвитых странах Запада процесс  формирования правового государства  занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о независимости (1776 г.); во Франции - Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей  или меньшей степени успешно  эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно  назвать правовыми с определенными  оговорками.

Характерной чертой формирования правового  государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей  его достижения, явилось следующее. Все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного  уровня жизни населения, развитием  общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением  примата прав над политической силой.

Прошли не столетия, а тысячелетия, прежде чем эти мысли окончательно овладели умами известных философов, юристов разных стран и стали  основой теории правового государства. Если же говорить о России, то становление  и развитие права, особенно государства, происходило в условиях постоянных внешних угроз. Именно это, по мнению некоторых авторов, стало побудительным  мотивом для России подчиняться  неизбежному игу централизации  и самодержавия. Без такого централизованного  самодержавного правления Россия не смогла бы противостоять Западу и выжить8. Отсюда и жестко централизованная форма правления государством, что, наряду с этническими, религиозными и социокультурными особенностями народов России, их историческим опытом, не могло не сказаться на развитии ее правовой жизни. Только со второй половины XIX века в России начали "пробиваться" некоторые идеи правового государства, которые, как и в любом другом государстве, имели не только свои особенности, но и общие черты, свойственные другим странам.

Историю формирования и развития идей правового государства в России условно можно разделить на три  периода: первый этап - со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; третий - с 1985 г. до настоящего времени9.

Историю формирования и развития идей правового государства в России условно можно разделить на три  периода: первый этап - со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; третий - с 1985 г. до настоящего времени.

В начале первого этапа в обществе были широко распространены и пользовались активной поддержкой, особенно в правящих кругах, идеи, высказанные еще Н. Карамзиным в его известной "Записке  о древней и новой России" (1811 г), адресованной Александру I, в  которой он решительно выступал против какого бы то ни было законодательного ограничения самодержавия. Россия, писал он, всегда "основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием"10.

Говоря о трудной истории  становления России как правового  государства, нельзя не отметить принятие первых княжеских и царских судебников и уложений, некоторые указы Петра I и Екатерины II, несомненно - проведение Судебной реформы 1864 г. Согласно ей суд  отделялся от администрации, устанавливалась  состязательность процесса, равенство  сторон перед судом, вводились институты  присяжных заседателей и мировых  судей. Не все эти признаки правового государства устоялись, поскольку вскоре начались контрреформы.

На рубеже XIX - XX вв. начали активно  формироваться идеи правового государства. В этом значительную роль сыграли  научные работы таких известных  ученых-юристов, как Г. Елленик, Б. Кистяковский, М. Коркунов, С. Котляровский, С. Муромцев, И. Михайловский, П. Новгородцев, Б. Чичерин, Г. Шершеневич и др.

В начале XX века в юридической литературе сформировалось понятие конституционного государства, под которым по существу понималось, как отмечает Б. Кистяковский, "практическое осуществление идеи правового государства". Эта идея, отмечает он, с давних времен теоретически развивалась в политических учениях, но только в конституционном государстве она нашла в себе практическое выражение.

Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое "в своих отношениях к  подданным связано правом, подчиняется  праву". Иными словами, это есть такое государство, "члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами"11.

Одним из важнейших условий нормального  функционирования правового государства  в этот период считалось не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. При  этом, по мнению некоторых специалистов, признавалась необходимой ответственность исполнительной власти перед представительной, право судебной власти проверять законность правительственных постановлений.

В советский период в истории  России некоторые элементы правового  государства закреплялись как в  конституциях, принятых в разные годы, так и в текущем законодательстве. В основном речь идет о правах и  свободах личности в рамках нового общественного строя - социалистического. Так, в Конституции 1918 г. трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в  органы Советской власти, свобода  слова, собраний, митингов, шествий, свобода  союзов. В ст. 17 ставилась задача предоставить трудящимся "полное, всестороннее и бесплатное образование". В Конституции  признавались также равные права  за гражданами, независимо от их расовой  и национальной принадлежности. По этому основанию в соответствии со ст. 22 не допускались какие-либо привилегии или преимущества, а равно какое  бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Таким образом, уже в первой российской Конституции, хотя она и была советской, закреплялись основные принципы избирательного права, а большинство предусмотренных  политических прав в принципе соответствовало  юридической природе правового  государства.

Права и свободы личности получили значительное развитие в Конституции  СССР 1936 г., называемой "сталинской". Им посвящается отдельная глава, в которой закрепляются не только права и свободы, но и гарантии их обеспечения и механизмы реализации. В этой Конституции провозглашался принцип народовластия как один из принципов правового государства. Так, в ст. 3 предусматривалось, что  вся власть в СССР принадлежит  трудящимся города и деревни в  лице советов депутатов трудящихся. О народовластии свидетельствуют  и некоторые другие статьи Конституции. Согласно ст. 109 народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  сроком на 5 лет. В соответствии со ст. 135 "выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального  происхождения, имущественного положения  и прошлой деятельности, имеют  право участвовать в выборах  депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке  умалишенными".

Отметим, что Конституция СССР 1936 г. в свое время получила высокие оценки многих представителей западных стран. Это потом, спустя годы, отношение к ней изменилось, когда началась идеологическая борьба не только между двумя общественными системами, но и внутри СССР. Тем не менее она действовала более 40 лет.

Идеи правового государства  получили значительное распространение  и законодательное закрепление  в Конституции СССР 1977 г. Об этом свидетельствуют некоторые ее особенности  по сравнению с предшествующими  конституциями. Это, во-первых, расширение круга вопросов конституционного регулирования. Во-вторых, в отличие от Конституции  СССР 1936 г., где о правах и обязанностях граждан говорится лишь в десятой  главе, здесь они закрепляются уже  во втором разделе. В-третьих, в ней предусмотрены такие новые права, как право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достижениями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы и общественные организации об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. В-четвертых, впервые в соответствии со ст. 4 этой Конституции предусматривается принцип законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. И наконец, впервые в советском конституционном законодательстве гражданам предоставлялось право обжаловать действия любых должностных лиц в суд.

В последние два десятилетия  советской власти ученые-юристы все  чаще стали рассматривать в своих  работах различные аспекты правового  государства. Дополнительный импульс  этой работе придала состоявшаяся в 1988 г. Всесоюзная партконференция, в  резолюции которой задачей принципиальной важности названо формирование социалистического  правового государства.

События Второй мировой войны прервали дискуссии о правовом государстве. Лишь в 1950 г. известный ученый Н.Г. Александров, исследуя соотношение права и свободы в контексте правоотношений в социалистическом государстве, дал негативную оценку правовому государству. Он писал, что функции государственной власти, основанные на законе и признающие субъективные публичные права граждан, "являются не чем иным, как гнусной фальсификацией"12. Идее правового государства был поставлен окончательный диагноз. Согласно марксистско-ленинскому тезису об отмирании государства и права должны были отмереть и все его модели, кроме одной, "вечной", концепции пролетарского (в дальнейшем - общенародного) государства. Итак, концепция правового государства пребывала в "летаргическом сне" до момента "идеологической оттепели" - до конца 80-х гг. XX в13.

Некоторые из научных трудов того периода послужили теоретической  основой для законодательного закрепления  основных признаков правового государства  в Конституции Российской Федерации 1993 г. В ней, как правильно отмечается в литературе, были зафиксированы  такие ассоциирующиеся с теорией  правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип  разделения и относительной самостоятельности  законодательной, исполнительной и  судебной властей и др. Важной вехой становления правового государства стало образование Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, основными задачами которых является утверждение верховенства Конституции и конституционной законности в деятельности органов власти, общественных объединений, должностных лиц, граждан, защита прав и свобод.

Отметим, что в действующей Конституции  Российская Федерация впервые характеризуется  как правовое государство. Вместе с  тем ни в Конституции, ни в теории, ни в практике судебного конституционного контроля до сих пор не сформулировано однозначное и общепризнанное определение  правового государства, хотя основные его признаки выделяются в научной  литературе и закрепляются в различных  нормах Конституции РФ. К их числу  следует отнести: верховенство закона; высший приоритет прав и свобод человека и гражданина; народовластие; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; законность; приоритет международного права  над нормами национального права.

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации