Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Верная оценка того уровня развития, на котором реально (а не в стихии нетерпеливых завышенных ожиданий) находится государство, имеет своим  условием не только отыскание его  точного местопребывания в координатах  истории. Ее надлежит базировать также  на четком осмыслении того, что композиционно  государство всегда являет собой  двуединое образование. С одной стороны, оно выступает в качестве специфической, публично-властной организации социально стратифицированного общества, системы публично-властных институтов: отношений, норм, ролей, процедур, учреждений и т.п. (институциональный аспект). С другой - в качестве мира действий, акций, практических шагов людей, своей энергией вдыхающих жизнь в институты государства, придающих им динамизм, делающих институты функционирующими социальными конструкциями. Давно и справедливо было показано, что: "...государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность, как различенная деятельность"37.

Выделяют два неодинаковых по своей предметности модуса (аспекта) бытия государства не ради того, чтобы сообщить непосвященному об их взаимозависимости и взаимодополняемости. Даже непосвященный человек сочтет для себя такое сообщение элементарным. Демонстрация содержательных различий этих двух модусов помогает логично перейти к удостоверению других различий между ними. В частности, в темпах вызревания и эволюции институционального и деятельностного модусов бытия государства.

Генезис и движение первого  из них - по общему правилу - несколько  опережает генезис и движение второго. Обновление, реформирование, модификации институционального модуса бытия государственности даются легче, совершаются быстрее, чем  соответствующие изменения ее деятельностного состояния. Осуществление же последних отстает. Отстает оно из-за того, что сильней, нежели обновление, реформирование, модернизация и т.п. публично-властных институтов государства, детерминировано глубинными пластами социокультуры, национально-исторической идентичности, консервативными по своей природе.

В этом плане диалектика строящейся российской демократически-правовой государственности не составляет исключения. Убежден, ее базовые институты сформировались. Чтобы избежать кривотолков, уточню: они наличествуют пока лишь в своем общем виде. Степень развитости каждого из них и всех их в совокупности к разряду значительной не отнесешь. Но едва ли кто-то из солидных исследователей рискнет утверждать, что сейчас в России вообще нет политического и идеологического плюрализма, отсутствует в целом отвечающая европейским стандартам избирательная система, нет конституционно закрепленной номенклатуры прав, свобод, обязанностей человека и механизмов их защиты, не реализован принцип разделения властей. Солидному исследователю в голову не придет мысль о том, будто в России пустуют ниши других важнейших институтов правовой демократии. Реестр таких институтов обширен. Однако он не безграничен. Предосудительно канонизировать и фетишизировать его. Равным образом скверно и манипулировать им как заблагорассудится в угоду мимолетностям политической конъюнктуры.

А какова на сегодня ситуация в другом, деятельностном модусе бытия государства? Она отличается от положения вещей в институциональном модусе его бытия. Отличается не в похвальную сторону: меньшей степенью соответствия тем критериям, которым должна отвечать современная демократически-правовая государственность. Многие причины объясняют то огорчительное обстоятельство, что в Российском государстве, рассматриваемом "как деятельность, как различенная деятельность", позитивные перемены совершаются медленней и драматичней, нежели поступательные шаги, наблюдающиеся в его институциональном пространстве.

Закономерно, что отмеченная неадекватность ступени развития деятельностной сферы государства уже существующей высоте развития демократически-правовых институтов тормозит их прогресс, искажает их подлинное призвание, мешает раскрываться их конструктивному социальному потенциалу. Она крайне неблагоприятно отражается на общем порядке дел в государстве. Только совсем простодушный человек будет удивляться этому. Не требуется обладать сверхпроницательностью, чтобы постичь довольно нехитрую правду: любые институты государства, взятые изолированно (отключенными от питающей их энергии людей), никого не организуют и никем не руководят. Будучи отключены от питающей их практической энергии (действий) людей, они обречены вести лишь виртуальное существование. Публично-властные роли тоже сами себя (без людей) не играют.

А законы сами по себе никоим образом не господствуют и не правят.

Огромна обойма культур, входящих в единую макросистему социокультуры. Без долгих объяснений понятно, какое важное место в этой обойме занимает политическая и правовая культура государственно-организованного общества, политическая и правовая культура его членов. Бесспорно, что она в современной России - правде надо смотреть в глаза - оставляет желать гораздо лучшего. Подъем же политической и правовой культуры (от высших должностных лиц до обычных граждан) есть непременное условие, без выполнения которого не решается задача укрепления, дальнейшего развития и совершенствования всей демократически-правовой государственности.

Обнадеживающие признаки такого подъема, пусть пока еще не столь впечатляющие, имеются. Действенным, мощным рычагом, который позволяет (вкупе с другими средствами и  методами) неуклонно осуществлять его, служит политическое и правовое воспитание (самовоспитание) людей. Прежде всего оно несовместимо с их оболваниваем, с втиснением любой ценой в их души властененавистничества и государствофобии. Конечно, невозможно силой заставить человека уважать институты публичной власти, обязать во что бы то ни стало любить государственно-организованный народ (государство), пылать к нему нежной страстью и проч.

Однако следует добиваться отчетливого осознания каждым человеком  той непреложности, что стоит  на хилых ногах и неспособно отправлять мало-мальски сносно присущие ему  функции государство, граждане которого не стыдятся своей политической и  правовой непросвещенности. Больным  является государство, членам которого чужда гражданственность, которые кичатся эгоцентричным отношением к нему ("коллективному гражданину"), бравируют своим политическим абсентеизмом и т.д.

В современном мире люди, безучастные к положению дел  в своем собственном государстве, не поддерживающие и не защищающие его, не прилагающие никаких осмысленных  усилий для упрочения его демократически-правовых институтов, ввергают себя (вольно или  невольно) в состояние хаоса и  произвола. Солидарен с Ж.-Ж. Руссо  в том, что: "Как только кто-либо говорит о делах Государства: что мне до этого? Следует считать, что Государство погибло"38. Мудрая сентенция автора "Общественного договора" сурово предупреждает политически равнодушных. В основном из-за их апатии государство оказывается слабым, становится попросту никудышным.

Альтернатива политической индифферентности - вовсе не апология, безудержное превознесение государства, государственного аппарата, отказ от каких бы то ни было критических  суждений о них; но это и не их охаивание, уничижение, а тем более не демонизация и проклинание. Нормальный подход к государству выражается не в эмоциональном, а в трезвом, рациональном отношении к нему. Оно напрямую связано с уяснением гражданином значения государственности и с пониманием им своего места в ней. Истинный гражданин государства, так нужный сегодня России, - тот, кто действительно одинаково радеет и о своих собственных, личных интересах и об общих интересах своего Отечества.

За ходом строительства  российской демократически-правовой государственности  пристально следят. Его наблюдают  с разных позиций, по-разному отзываются о нем. Результаты этого процесса порой оцениваются то как "победа" демократически-правовых принципов, то как их "поражение". Дихотомия "победа" - "поражение" неприемлема. Данное строительство не сопровождается расколом строителей на два лагеря: победителей и побежденных. Его позитивные показатели - выигрыш, получаемый всеми, получаемый государственно-организованным обществом в целом.

Правильней говорить об успехах  и неудачах того пионерского, исторически  первопроходческого опыта, который  сейчас приобретают россияне после 74 лет большевистского господства над страной. Достигнутый и сохраняющийся  в процессе обретения этого опыта  успех очевиден для здравомыслящего  человека: создание и взросление ключевых институтов демократического правового  государства. Разумеется, с ясным  признанием того, что впереди еще  большой и нелегкий труд по приведению их в оптимальную систему, по наладке  нормальной кооперации между ними, по повышению их эффективности.

Увы, были и есть неудачи. Обусловлены они в первую очередь  тем (и это уже кратко отмечалось), что темпы развития деятельностной стороны российского государства не соответствуют динамике его институциональной стороны.

В природе демократически-правовых институтов нет предпосылок для  появления на свет сугубо отрицательных  вещей, таких как преступность, злоупотребление  властью, бюрократизм, разгильдяйство и бесхозяйственность, настроения иждивенчества, вспышки ксенофобии и т.д. и т.п. Более того, именно эти институты создают максимально благоприятные организационные условия для энергичной борьбы с ними. Тем не менее в социокультуре, в повседневной жизнедеятельности современного общества они (упомянутые сугубо отрицательные вещи) реально присутствуют и ощутимо болезненно дают себя знать. Из-за них деформируется состояние Российского государства, весьма негативно воздействуют они на его облик. Нужны непрестанные и притом утроенные усилия для того, чтобы всеми законными и нравственно оправданными средствами распознавать, подавлять и минимизировать столь опасные социальные дисфункции. Сие без вопросов.

Вопрос же, однако, заключается  в том, кто, когда и где доказал, что наличие демократии, бытие  демократически-правовых институтов абсолютно  несовместимы с преступностью, корыстолюбием  чиновников, всяческими формами девиантного поведения закононепослушных граждан. Кажется, такого рода доказательства нет. Оно вообще немыслимо, поскольку объективно (нравится нам это или раздражает) демократически-правовые институты и всевозможные социальные дисфункции - разносущностные явления, хотя и не разделенные китайской стеной. Располагаются они в разных сферах жизни общества. Ошибочно думать, что они либо предполагают, либо начисто исключают друг друга. Зато есть основания с сожалением заявлять, что в определенных пределах возможно их параллельное существование.

В свете сказанного объяснимо  жесткое неприятие мною часто  раздающихся сетований по поводу того, что "Россия не справилась с  демократией", что в ней произошел "политический откат" и "вырождение российской демократии уж не вызывает сомнений"39. Надо оговориться: никаких сомнений нет у тех, кто мнит "отторжение Россией либерально-демократического проекта"40 совершившимся фактом. Есть, однако, и колеблющиеся, которые озабочены тем, "приживется ли демократия в России"41. Таких и аналогичных им прискорбно-мрачных суждений немерено. Решительно не согласен с ними.

В разладе они с политической действительностью. В то же самое  время эти стократно повторяющиеся  минорно-пессимистические заметы (выбираю  предельно вежливое их именование), становясь достоянием массового  сознания, фактором, мотивирующим массовое поведение, подвигают российскую политическую действительность к деградации. Причем подвигают не с меньшей силой, чем преступность и чиновничье своеволие, разгильдяйство и бесхозяйственность.

Примечательно, что горестные  мысли и тягостное настроение продуцируют и пропагандируют люди компетентные, поделом критически отзывающиеся о нежелательных тенденциях, которые  имеют место в развитии современной  российской государственности. Они  владеют большой и разнообразной  информацией, вполне отдают себе отчет  в том, что и - главное - зачем, с  какой целью выходит из-под  их пера.

Только одна выразительная  иллюстрация. Введение недавно нового регламента замещения должности  главы исполнительно-распорядительной власти субъектов Российской Федерации, упразднившего прежний порядок  его прямого избрания населением данного региона, иные шумно подают как явный симптом наступления  авторитаризма и свертывания  системы демократически-правовых институтов, как сгущение сумерек реакции. В  то же самое время они чураются обращения к конкретным юридическим (законническим) доводам, чтобы с их помощью тщательно обосновать нарушение недавним регламентом Конституции России. Также "невзначай" иных вдруг охватывает досадное незнание того, например, что в федеративной Индии (но не только в ней одной) глава государства назначает губернаторов штатов. Однако в этой связи что-то не слышно громких рыданий тех, кто безутешно оплакивает вырождение, закат индийской демократии.

Выскажусь чуть детальней  о причинах неприятия пасмурно-упаднического настроения. Их две. Причина первая. В нем недостаточно рассматриваются и тонко улавливаются как все модусы бытия государства, так и все перипетии движения сверхсложного социального организма, коим является современное государство (государственно-устроенное общество), остается без должного внимания своеобразие их стыковок и несовпадений. Помимо этого данное умонастроение грешит еще и в том плане, что демократически-правовое редуцируется в нем чаще всего к определенным приемам осуществления публично-властных полномочий должностными лицами государства, госслужащими. Короче говоря, такое пасмурно-упадническое умонастроение, выражающие его предвзято-односторонние суждения отмечены печатью упрощенчества, противопоказанного теоретическому дискурсу.

Причина вторая. Предвзято-односторонние  высказывания провоцируют кризис понимания  особенностей нынешней российской государственности. Их (высказываний) объяснительные возможности  более чем сомнительны, ибо делаются они с позиций, которые исключают  научный, конкретно-исторический анализ. Что фактически происходит? Заранее  конструируется единственно чаемый идеал: мысленный сплав сверхзавышенных нетерпеливых ожиданий-мечтаний и некоторых пристрастно подобранных признаков современной западной демократии. Потом этот идеал с упорством, достойным лучшего применения, начинают сравнивать с нашей политической действительностью. Итог такого сравнения неизбежен и предсказуем. Идеал остается сияющим своей непорочностью, действительность принижена, посрамлена. Она посрамлена за то, что не есть безупречное эмпирическое воплощение вымышленного утопического идеала. Информационная ценность подобного сорта сравнений ничтожна.

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации