Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа
История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Верная оценка того уровня
развития, на котором реально (а не
в стихии нетерпеливых завышенных ожиданий)
находится государство, имеет своим
условием не только отыскание его
точного местопребывания в
Выделяют два неодинаковых
по своей предметности модуса (аспекта)
бытия государства не ради того,
чтобы сообщить непосвященному об их
взаимозависимости и
Генезис и движение первого из них - по общему правилу - несколько опережает генезис и движение второго. Обновление, реформирование, модификации институционального модуса бытия государственности даются легче, совершаются быстрее, чем соответствующие изменения ее деятельностного состояния. Осуществление же последних отстает. Отстает оно из-за того, что сильней, нежели обновление, реформирование, модернизация и т.п. публично-властных институтов государства, детерминировано глубинными пластами социокультуры, национально-исторической идентичности, консервативными по своей природе.
В этом плане диалектика строящейся российской демократически-правовой государственности не составляет исключения. Убежден, ее базовые институты сформировались. Чтобы избежать кривотолков, уточню: они наличествуют пока лишь в своем общем виде. Степень развитости каждого из них и всех их в совокупности к разряду значительной не отнесешь. Но едва ли кто-то из солидных исследователей рискнет утверждать, что сейчас в России вообще нет политического и идеологического плюрализма, отсутствует в целом отвечающая европейским стандартам избирательная система, нет конституционно закрепленной номенклатуры прав, свобод, обязанностей человека и механизмов их защиты, не реализован принцип разделения властей. Солидному исследователю в голову не придет мысль о том, будто в России пустуют ниши других важнейших институтов правовой демократии. Реестр таких институтов обширен. Однако он не безграничен. Предосудительно канонизировать и фетишизировать его. Равным образом скверно и манипулировать им как заблагорассудится в угоду мимолетностям политической конъюнктуры.
А какова на сегодня ситуация в другом, деятельностном модусе бытия государства? Она отличается от положения вещей в институциональном модусе его бытия. Отличается не в похвальную сторону: меньшей степенью соответствия тем критериям, которым должна отвечать современная демократически-правовая государственность. Многие причины объясняют то огорчительное обстоятельство, что в Российском государстве, рассматриваемом "как деятельность, как различенная деятельность", позитивные перемены совершаются медленней и драматичней, нежели поступательные шаги, наблюдающиеся в его институциональном пространстве.
Закономерно, что отмеченная неадекватность ступени развития деятельностной сферы государства уже существующей высоте развития демократически-правовых институтов тормозит их прогресс, искажает их подлинное призвание, мешает раскрываться их конструктивному социальному потенциалу. Она крайне неблагоприятно отражается на общем порядке дел в государстве. Только совсем простодушный человек будет удивляться этому. Не требуется обладать сверхпроницательностью, чтобы постичь довольно нехитрую правду: любые институты государства, взятые изолированно (отключенными от питающей их энергии людей), никого не организуют и никем не руководят. Будучи отключены от питающей их практической энергии (действий) людей, они обречены вести лишь виртуальное существование. Публично-властные роли тоже сами себя (без людей) не играют.
А законы сами по себе никоим образом не господствуют и не правят.
Огромна обойма культур, входящих в единую макросистему социокультуры. Без долгих объяснений понятно, какое важное место в этой обойме занимает политическая и правовая культура государственно-организованного общества, политическая и правовая культура его членов. Бесспорно, что она в современной России - правде надо смотреть в глаза - оставляет желать гораздо лучшего. Подъем же политической и правовой культуры (от высших должностных лиц до обычных граждан) есть непременное условие, без выполнения которого не решается задача укрепления, дальнейшего развития и совершенствования всей демократически-правовой государственности.
Обнадеживающие признаки такого подъема, пусть пока еще не столь впечатляющие, имеются. Действенным, мощным рычагом, который позволяет (вкупе с другими средствами и методами) неуклонно осуществлять его, служит политическое и правовое воспитание (самовоспитание) людей. Прежде всего оно несовместимо с их оболваниваем, с втиснением любой ценой в их души властененавистничества и государствофобии. Конечно, невозможно силой заставить человека уважать институты публичной власти, обязать во что бы то ни стало любить государственно-организованный народ (государство), пылать к нему нежной страстью и проч.
Однако следует добиваться отчетливого осознания каждым человеком той непреложности, что стоит на хилых ногах и неспособно отправлять мало-мальски сносно присущие ему функции государство, граждане которого не стыдятся своей политической и правовой непросвещенности. Больным является государство, членам которого чужда гражданственность, которые кичатся эгоцентричным отношением к нему ("коллективному гражданину"), бравируют своим политическим абсентеизмом и т.д.
В современном мире люди,
безучастные к положению дел
в своем собственном
Альтернатива политической
индифферентности - вовсе не апология,
безудержное превознесение
За ходом строительства российской демократически-правовой государственности пристально следят. Его наблюдают с разных позиций, по-разному отзываются о нем. Результаты этого процесса порой оцениваются то как "победа" демократически-правовых принципов, то как их "поражение". Дихотомия "победа" - "поражение" неприемлема. Данное строительство не сопровождается расколом строителей на два лагеря: победителей и побежденных. Его позитивные показатели - выигрыш, получаемый всеми, получаемый государственно-организованным обществом в целом.
Правильней говорить об успехах и неудачах того пионерского, исторически первопроходческого опыта, который сейчас приобретают россияне после 74 лет большевистского господства над страной. Достигнутый и сохраняющийся в процессе обретения этого опыта успех очевиден для здравомыслящего человека: создание и взросление ключевых институтов демократического правового государства. Разумеется, с ясным признанием того, что впереди еще большой и нелегкий труд по приведению их в оптимальную систему, по наладке нормальной кооперации между ними, по повышению их эффективности.
Увы, были и есть неудачи. Обусловлены они в первую очередь тем (и это уже кратко отмечалось), что темпы развития деятельностной стороны российского государства не соответствуют динамике его институциональной стороны.
В природе демократически-
Вопрос же, однако, заключается в том, кто, когда и где доказал, что наличие демократии, бытие демократически-правовых институтов абсолютно несовместимы с преступностью, корыстолюбием чиновников, всяческими формами девиантного поведения закононепослушных граждан. Кажется, такого рода доказательства нет. Оно вообще немыслимо, поскольку объективно (нравится нам это или раздражает) демократически-правовые институты и всевозможные социальные дисфункции - разносущностные явления, хотя и не разделенные китайской стеной. Располагаются они в разных сферах жизни общества. Ошибочно думать, что они либо предполагают, либо начисто исключают друг друга. Зато есть основания с сожалением заявлять, что в определенных пределах возможно их параллельное существование.
В свете сказанного объяснимо жесткое неприятие мною часто раздающихся сетований по поводу того, что "Россия не справилась с демократией", что в ней произошел "политический откат" и "вырождение российской демократии уж не вызывает сомнений"39. Надо оговориться: никаких сомнений нет у тех, кто мнит "отторжение Россией либерально-демократического проекта"40 совершившимся фактом. Есть, однако, и колеблющиеся, которые озабочены тем, "приживется ли демократия в России"41. Таких и аналогичных им прискорбно-мрачных суждений немерено. Решительно не согласен с ними.
В разладе они с политической
действительностью. В то же самое
время эти стократно
Примечательно, что горестные
мысли и тягостное настроение
продуцируют и пропагандируют люди
компетентные, поделом критически отзывающиеся
о нежелательных тенденциях, которые
имеют место в развитии современной
российской государственности. Они
владеют большой и
Только одна выразительная
иллюстрация. Введение недавно нового
регламента замещения должности
главы исполнительно-
Выскажусь чуть детальней
о причинах неприятия пасмурно-
Причина вторая. Предвзято-односторонние
высказывания провоцируют кризис понимания
особенностей нынешней российской государственности.
Их (высказываний) объяснительные возможности
более чем сомнительны, ибо делаются
они с позиций, которые исключают
научный, конкретно-исторический анализ.
Что фактически происходит? Заранее
конструируется единственно чаемый
идеал: мысленный сплав
Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации