Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Стратегия строительства  демократического правового социального  государства как осознанная система  действий государственных и общественных институтов, направленных на достижение национальных целей, может и должна включать следующие элементы:

- цели и задачи долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной  стратегии развития государства;

- систему общественных  и государственных институтов, призванных  обеспечить формирование и устойчивое  развитие демократического правового  социального государства;

- принципы, методы, технологии  и правовые механизмы формирования  основ демократического правового  социального государства;

- экономические и кадровые  ресурсы реализации стратегии  строительства демократического  правового социального государства;

- пути формирования институтов  гражданского общества и воспитания  гражданской активности народа;

- время и этапы реализации  стратегии строительства демократического  социального правового государства;

- ограничения, связанные  с реализацией стратегии строительства  демократического правового социального  государства;

- систему показателей,  характеризующих ход реализации  стратегии строительства демократического  правового государства.

Очевидно, что если органы государственной власти не планируют  развития государства в долгосрочной перспективе, то развитие страны становится хаотическим процессом, а государственное  управление превращается в реагирование на изменение внутренних и внешних  факторов, субъектом управления становится не народ и государственный аппарат, а стихийный процесс. Только наличие  четко сформулированных и измеряемых ориентиров развития государства позволяет  увидеть пути развития страны, скоординировать  разрозненные отраслевые планы, сплотить, мотивировать, воодушевить исполнителей, имеющих различные интересы (народ, государственные служащие, предприниматели  и др.).

Постановка целей в  политике органов государственной  власти имеет первостепенное значение. Причем цели государственного управления неразрывно связаны с целями политики. "Цель политики, - как справедливо  отмечает М.Н. Марченко, - состоит в  том, чтобы утвердить рациональное (разумное) в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Из вышеуказанной цели вытекают и  функции политики: 1) поддержание  и укрепление целостности общества как сложнодифференцированной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; 2) уменьшение опасности ненужных столкновений между людьми в обществе; 3) разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация и мобилизация ресурсов на их достижение; 4) обеспечение рационального отношения к добыче, сбережению материальных и духовных ценностей с тем, чтобы они способствовали утверждению столь же рациональных отношений между людьми (техническая, экологическая, культурная и др. политика); 5) обеспечение предвидения будущего и рациональных путей его обеспечения"50.

Вполне очевидно, что в  новой Конституции России строительство  демократического правового социального  государства целесообразно закрепить  в качестве стратегической цели нации. В этом предложении нет ничего вызывающего. Дело в том, что конституционное  закрепление целевых установок  государства содержится в ряде конституций  стран, принятых называть развитыми  и демократическими. Так, в преамбуле  Конституции Испании говорится  о стремлении испанской нации "установить правовое государство, которое обеспечило бы верховенство закона как выражение воли народа"51.

Преамбула Конституции Венгрии  утвердила цель, к которой стремится  нация, - переход к правовому государству  и социально ориентированной  рыночной экономике. Причем, по определению  Конституционного суда Венгрии, вышеуказанная  цель является не абстрактной целью  государства, а основанием экономического порядка, реализация которого относится  к числу конституционных задач государства.

С сожалением приходится констатировать, что построение демократического правового  социального государства не закреплено в качестве стратегической цели российского  народа. Хотя есть специалисты, которые  считают обратное. В частности, П.К. Гончаров указывает на то, что Россия только поставила перед собой  цель стать социально-правовым государством52. На взгляд Н.В. Кротковой, "как минимум с 1993 г., с момента принятия Конституции РФ, официально заявлена цель - построение правового демократического государства"53.

Однако между словами "есть" и "цель" имеется существенное различие. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля слово "есть" означает быть, уже иметься в наличии 54. Что касается слова "цель", то под ним подразумевается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Как известно, прежде чем приступить к действию, человек ставит или должен ставить перед собой какую-либо цель. Цель, будучи проектом деятельности, выступает как один из способов организации различных действий и операций в некую последовательность и систему, которые направлены на реализацию человеком цели55.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в научной  литературе понятие цели трактуется неоднозначно. Например, как желаемое будущее состояние; как идеальное  представление желаемого результата деятельности; идеальный образ того, чего человек или группа людей  хотят достичь, поскольку цель - это  то, что еще будет или должно быть, лишь возможное состояние объекта; ключевые результаты, к которым государство стремится на протяжении длительного периода времени; осознаваемый субъектами управления необходимый результат деятельности, имеющий количественное и качественное определение, вытекающий из перспективных и социально-экономических законов, а также требований, возникающих внутри государства, и др.

В контексте настоящей  статьи термин "цель" рассматривается  как желаемое состояние государства, выраженное в количественных и качественных показателях, имеющее срок достижения, ответственных исполнителей и ограничения  по ресурсам, достижение которого обеспечит  решение ряда политико-правовых, социально-экономических  и культурно-духовных проблем.

Представляется, что стратегия  строительства демократического правового  социального государства должна быть направлена на достижение следующей  системы целей: занятие Россией  лидирующих позиций в мировом  сообществе; доверие большинства  народа к институтам государства; всеобщая занятость населения; зарплата лиц  наемного труда согласно международным  стандартам и обеспечивающая развитие личности; бесплатное и качественное образование и медицинское обслуживание; комфортное жилище каждой семье; пенсионное обеспечение на уровне не менее 50% предыдущих заработков; рост численности населения страны; необходимый уровень душевного комфорта народа; воспитание человека-творца, способного к постановке и достижению личных и общественных целей; производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции; обеспечение национальной безопасности и др. Эти цели совпадают с интересами и потребностями большинства россиян. Они будут большинством россиян поддержаны, вызовут стремление воплотить их в жизнь. Реализация целей строительства демократического правового социального государства обеспечит новый уровень, новое качество развития отечественного государства.

В процессе реализации стратегии  строительства демократического правового  социального государства прежде всего требуется создание необходимых ему государственно-правовых институтов. К. Поппер справедливо утверждает, что "всякая широкомасштабная политика должна быть институциональной, а не личностной" и "всякая демократическая долгосрочная политика должна разрабатываться в рамках безличных институтов"56. Именно государственно-правовые институты в состоянии интегрировать интересы и потребности народа, придать его воле определенную направленность, обозначить целевые установки развития государства.

В системе государственно-правовых институтов, формирующих демократическое  правовое социальное государство, ключевое значение имеет принятие новой Конституции  России, рассчитанной на длительную перспективу  и содержащей механизмы реализации и защиты социально-экономических, политико-правовых и культурно-духовных интересов народа. Ведь трудно не согласиться  с теми специалистами, которые считают  что "именно "родовая травма" ядра нашей правовой системы обусловила появление многих проблем, связанных  с пробелами и диспропорциями в отечественных конституционно-правовых моделях"57.

В Основном Законе недвусмысленно должны быть зафиксированы принципы демократического правового социального  государства. В противном случае органы государственной власти и  граждане будут обречены на неведение  относительно стратегических приоритетов  развития государства, что отрицательно будет влиять на эффективность их деятельности.

Основными конституционными принципами стратегии строительства  в России демократического правового  социального государства являются народовластие, народное благосостояние, верховенство Конституции, социально  ориентированная рыночная экономика, социальное партнерство, справедливый конституционный строй, разделение властей, отбор и оценка кандидатов на государственные и муниципальные  должности при помощи открытых конкурсов  и сложных экзаменов, проводимых независимыми комиссиями, юридическая  ответственность лиц, замещающих государственные  и муниципальные должности, за результаты своей деятельности и др. Вышеперечисленные принципы должны найти свою конкретизацию в других конституционных нормах, побуждать органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица предпринимать конкретные действия, связанные с их реализацией. При этом необходимо конституционно закрепить взаимосвязь прав и свобод человека с правами и свободами народа. Ибо не может быть свободен народ, когда подавляются права и свободы отдельного человека, как и не может быть свободным человек, если попираются права и свободы большинства народа.

В развитие и дополнение Конституции требуется принятие других необходимых нормативных  актов, позволяющих формировать  благодатное для достойной жизни  народа правовое "поле". Представляется, что федеральные законы, а также  законы субъектов Российской Федерации  должны быть связаны с потребностями  и интересами народа в упорядочивании общественных отношений, содержать  в себе механизмы реализации и  защиты прав и свобод человека и  гражданина, закреплять ценности гуманизма, социальной справедливости, солидарности и сотрудничества. Особое значение имеют процессуальные правовые нормы, определяющие порядок и процедуры  реализации принципов демократического правового социального государства. Только в этом случае принятые законы будут иметь авторитет в народе, содействовать строительству демократического правового социального государства. Ибо если федеральное и региональное законодательство позволяет игнорировать интересы и волю большинства народа, разворовывать национальное богатство, разрушать институты государства, то в обществе устойчиво формируется  правовой нигилизм.

Важным государственно-правовым институтом, необходимым для устойчивого  функционирования демократического правового  социального государства, является сильный и ответственный перед  народом парламент, обладающий представительной, законотворческой и контрольной  функциями. Что касается контрольной  функции парламента, то, как справедливо  отмечает С.А. Авакьян, "парламентский контроль необходим, и он должен быть естественной и неотъемлемой характеристикой парламентаризма в Российской Федерации"58.

В системе общественных институтов, призванных формировать и обеспечивать устойчивое функционирование демократического правового социального государства, большую роль играют семья, созидательный  и высокооплачиваемый труд, мораль.

В процессе строительства  демократического правового социального  государства первостепенное внимание необходимо уделять семье. Как известно, именно в семье осуществляются производство человека и вся его частная  жизнь. Нельзя не согласиться с О.Е. Кутафиным в том, что "семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Именно поэтому социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жилье и т.д."59.

Активная демографическая  политика государства призвана в  первую очередь остановить экономическое и духовное разрушение семьи. Деградация семьи проявляется в высоком удельном весе разводов, так называемых гражданских браков, низком уровне и качестве деторождения. Но разрушение семьи неизбежно влечет разрушение отечественного государства. Поэтому в известном смысле модернизация Российского государства должна начинаться с укрепления семейных отношений.

В процессе реализации стратегии  строительства демократического правового  государства большое значение необходимо придать созидательному и высокооплачиваемому  труду. Давно известно, что национальное богатство государства создается  трудом и разумом народа. Поэтому созидательный и эффективный труд должен всячески поощряться. Но если труд большинства народа недооценивается, при этом всячески восхваляются лица, обогащающиеся в результате перераспределения и концентрации национального богатства, то подрываются экономические устои государства: падает производительность труда, высококвалифицированные кадры уезжают в другие государства, где их труд оценивается более достойно.

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации