Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа
История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Разумеется, надо ведать о
том, каковы мировые стандарты современной
правовой демократии, принимать их
в расчет в теории и на практике.
Но в неизмеримо большей степени
объективная, достоверная оценка нашей
политической действительности совершенно
обязательно требует
Становление российской демократическо-правовой государственности - вовсе не триумфальный марш, совершаемый страной под торжественные звуки фанфар. Оно длительно. Сопряжено с громадными усилиями, необходимыми для преодоления массы трудностей самого разного свойства и масштаба. О них должен вестись разговор отдельный и самостоятельный. Но вот с чем не пришлось встретиться России на ее историческом пути после декабря 1991 г., так это с загадочной неизвестностью относительно того, какому типу государства предстоит утверждаться в постсоветской, посткоммунистической России.
Собственный отечественный опыт, весь опыт мирового общественно-политического развития недвусмысленно подсказывал россиянам вариант правильного решения. Их усилиями оно состоялось. Искомым и найденным типом новой, зарождавшейся на рубеже 90-х гг. XX в. российской государственности стало демократическое правовое государство.
Нередко спрашивают (и спрашивают правомерно): на каких условиях зиждется и какие конкретные черты приобретает возникающее в России демократическо-правовое государство? Присоединяюсь к точке зрения тех моих коллег, кто резонно полагает, что характер и необщее выражение лица этого государства определяют два равнозначимых начала42. Преувеличивать ценность одного из них за счет другого опасно и вредно.
Первое начало суть общие, приблизительно одинаковые для всех современных развитых цивилизованных стран принципы организации и функционирования государства. Дать список этих принципов от альфы до омеги невозможно в формате журнальной статьи. Назову лишь некоторые. Равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы и национальности, языка, происхождения, конфессии, имущественного и должностного положения, образования и др. Периодически организуемые свободные и честные выборы, проводимые на основе всеобщего избирательного права посредством тайного голосования. Разделение властей, т.е. функциональное и институциональное разграничение и кооперирование публично-властных полномочий между органами государства. Обязанности, лежащие на каждом конкретном человеке, в отношении других людей и того общества, к которому он принадлежит.
Второе начало - национально-исторические и социокультурные особенности России в их оригинальности, самобытности, преломленные в политической и правовой сферах. Тут обмолвлюсь. Оригинальность, самобытность таких особенностей неоспоримы. Но неоспоримо и то, что они не являются индикатором единственности и совершеннейшей несравнимости черт, присущих России исторической и России современной. Разве по-своему не оригинальны и не самобытны, допустим, Китай или Турция либо Швеция или Испания? В мире вообще нет государств, параметры которых ни в чем несоизмеримы с какими бы то ни было признаками других государств, существовавших и существующих. Напрасны потуги представить самобытность, своеобразие, отличающие каждое государство, как его исключительную неповторимость, абсолютную уникальность43.
Не все так просто и однозначно с национально-историческими и социокультурными особенностями России, российской государственности. Они - величина разноплановая, многосоставная. В них отражается дух средневековой Руси и России модернизирующейся, послепетровской. Они несут на себе глубокую печать византийского типа государственной жизни; но также включают в себя традиции вольного Новгорода, реформ Екатерины II и Александра II, движения русской общественности за превращение страны в конституционное государство.
Политическая мудрость, с таким напряжением дающаяся нам, современным российским гражданам, заключается еще и в том, чтобы в каждый данный момент уметь находить и поддерживать баланс, разумное сочетание указанных двух равнодостойных начал: общих, примерно одинаковых для всех современных цивилизованных стран стандартов организации и функционирования государства и национально-исторической и социокультурной специфики России. Заодно отмечу нежизнеспособность, ущербность назойливо выдвигаемых псевдопатриотами проектов возрождения в России XXI столетия православно-самодержавной монархии. Несуразно рвение объявлять будущим России ее канувшее в Лету прошлое. С другой стороны, беспочвенны, абсурдны замыслы выстроить современное Российское государство как стопроцентную копию западных (европейских, североамериканских) демократически-правовых порядков. Истины ради добавлю, что в печати, в чьих-либо публичных выступлениях призывов чисто механически заимствовать иноземные политико-юридические образцы обнаружить не довелось.
Вопрос, на каких устоях зиждется
и какие конкретно черты
Закон любой человеческой деятельности: результат всегда в решающей степени зависит от совокупности тех методов и средств, которые были применены в ходе ее (деятельности) осуществления. Соответственно, грамотное и заинтересованное использование всеми российскими гражданами норм, приемов, конструкций, установлений демократического и правового характера в процессе идущего государственного строительства, создания новой системы законодательства будет иметь своим результатом возведение в нашем Отечестве прочного здания современной развитой демократически-правовой государственности.
3.2. Стратегии строительства
в России демократического
В Российской Федерации существует
довольно странная ситуация: в государстве
с сильными плановыми традициями
нет принятой высшими органами государственной
власти и одобренной народом долгосрочной
стратегии развития страны, без которой
не обходится почти ни одно развитое
государство. Частным проявлением
этой ситуации "является отсутствие
стратегии социально-
Исторически для общественной
мысли характерно стремление к более
совершенным и справедливым формам
государственной жизни. В этой связи
одной из важнейших задач, стоящих
перед юридической наукой современной
России, является поиск новых ориентиров,
путей, форм, способов модернизации Российского
государства, позволяющих сохранить
и развить потенциал народа, укрепить
положение Российского
Современное государственное управление осуществляется посредством формирования и реализации долгосрочных стратегий. По мнению ученых Института экономики РАН, для четкого взгляда в будущее нужна долгосрочная стратегия. Ее разработка и принятие - это составное звено самоопределения России47.
В системе стратегий, которые предстоит реализовать органам государственной власти и народу России, особая роль принадлежит стратегии строительства демократического правового социального государства. Эта стратегия является основой для реализации осмысленной политики органов государственной власти и местного самоуправления по модернизации всех сфер государственной и общественной жизни. Представляется, что сущность стратегии строительства демократического правового социального государства в России состоит в совершенствовании конституционно-правового механизма функционирования и развития отечественной государственности и приведения ее в соответствие с задачами превращения Российской Федерации в одного из мировых лидеров. Но стать таким лидером Россия сможет лишь тогда, когда продемонстрирует миру образцово-показательное решение крупных социально-экономических и политико-правовых проблем на своей территории.
На взгляд автора, стратегия
строительства демократического правового
социального государства
Конституционно-правовые аспекты
стратегии строительства
Следует обратить внимание
на то обстоятельство, что начиная
с XVIII в. будущее государства стало
предметом сознательных размышлений
и эмпирически обоснованного
видения. И вплоть до наших дней прогнозирование
будущего государства остается серьезной
научной проблемой. Причем наличие
стратегии национального
- необходимость долговременной,
адекватной современной
- наличие "критической
массы" общенационального
Разработка долгосрочной
стратегии национального
Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации