Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Разумеется, надо ведать о  том, каковы мировые стандарты современной  правовой демократии, принимать их в расчет в теории и на практике. Но в неизмеримо большей степени  объективная, достоверная оценка нашей  политической действительности совершенно обязательно требует сопоставления  последней с непосредственно  предшествовавшей ей десятки лет  советско-коммунистической, политической и "правовой" действительностью. У некоторых людей как-то легко и быстро выветриваются из памяти неотъемлемые элементы существовавшего в СССР строя: однопартийный диктаторский режим, культ вождей, идеологический монополизм и травля инакомыслящих, массовые политические репрессии, система номенклатуры, цензура, "железный занавес" и проч. и проч. Беспамятство, нечаянное или преднамеренное забвение всех перечисленных и других, близких им по духу "прелестей" советского коммунизма делает невозможной адекватную квалификацию политических реалий России сегодняшней. Страдающие такой амнезией неминуемо выпадают из истории. Выпавшим же из истории путь к истине напрочь заказан.

Становление российской демократическо-правовой государственности - вовсе не триумфальный марш, совершаемый страной под  торжественные звуки фанфар. Оно  длительно. Сопряжено с громадными усилиями, необходимыми для преодоления  массы трудностей самого разного  свойства и масштаба. О них должен вестись разговор отдельный и  самостоятельный. Но вот с чем  не пришлось встретиться России на ее историческом пути после декабря 1991 г., так это с загадочной неизвестностью относительно того, какому типу государства  предстоит утверждаться в постсоветской, посткоммунистической России.

Собственный отечественный  опыт, весь опыт мирового общественно-политического  развития недвусмысленно подсказывал  россиянам вариант правильного  решения. Их усилиями оно состоялось. Искомым и найденным типом  новой, зарождавшейся на рубеже 90-х  гг. XX в. российской государственности  стало демократическое правовое государство.

Нередко спрашивают (и спрашивают правомерно): на каких условиях зиждется и какие конкретные черты приобретает возникающее в России демократическо-правовое государство? Присоединяюсь к точке зрения тех моих коллег, кто резонно полагает, что характер и необщее выражение лица этого государства определяют два равнозначимых начала42. Преувеличивать ценность одного из них за счет другого опасно и вредно.

Первое начало суть общие, приблизительно одинаковые для всех современных развитых цивилизованных стран принципы организации и  функционирования государства. Дать список этих принципов от альфы до омеги невозможно в формате журнальной статьи. Назову лишь некоторые. Равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы и национальности, языка, происхождения, конфессии, имущественного и должностного положения, образования и др. Периодически организуемые свободные и честные выборы, проводимые на основе всеобщего избирательного права посредством тайного голосования. Разделение властей, т.е. функциональное и институциональное разграничение и кооперирование публично-властных полномочий между органами государства. Обязанности, лежащие на каждом конкретном человеке, в отношении других людей и того общества, к которому он принадлежит.

Второе начало - национально-исторические и социокультурные особенности России в их оригинальности, самобытности, преломленные в политической и правовой сферах. Тут обмолвлюсь. Оригинальность, самобытность таких особенностей неоспоримы. Но неоспоримо и то, что они не являются индикатором единственности и совершеннейшей несравнимости черт, присущих России исторической и России современной. Разве по-своему не оригинальны и не самобытны, допустим, Китай или Турция либо Швеция или Испания? В мире вообще нет государств, параметры которых ни в чем несоизмеримы с какими бы то ни было признаками других государств, существовавших и существующих. Напрасны потуги представить самобытность, своеобразие, отличающие каждое государство, как его исключительную неповторимость, абсолютную уникальность43.

Не все так просто и  однозначно с национально-историческими  и социокультурными особенностями России, российской государственности. Они - величина разноплановая, многосоставная. В них отражается дух средневековой Руси и России модернизирующейся, послепетровской. Они несут на себе глубокую печать византийского типа государственной жизни; но также включают в себя традиции вольного Новгорода, реформ Екатерины II и Александра II, движения русской общественности за превращение страны в конституционное государство.

Политическая мудрость, с  таким напряжением дающаяся нам, современным российским гражданам, заключается еще и в том, чтобы  в каждый данный момент уметь находить и поддерживать баланс, разумное сочетание  указанных двух равнодостойных начал: общих, примерно одинаковых для всех современных цивилизованных стран стандартов организации и функционирования государства и национально-исторической и социокультурной специфики России. Заодно отмечу нежизнеспособность, ущербность назойливо выдвигаемых псевдопатриотами проектов возрождения в России XXI столетия православно-самодержавной монархии. Несуразно рвение объявлять будущим России ее канувшее в Лету прошлое. С другой стороны, беспочвенны, абсурдны замыслы выстроить современное Российское государство как стопроцентную копию западных (европейских, североамериканских) демократически-правовых порядков. Истины ради добавлю, что в печати, в чьих-либо публичных выступлениях призывов чисто механически заимствовать иноземные политико-юридические образцы обнаружить не довелось.

Вопрос, на каких устоях зиждется и какие конкретно черты приобретает  строящееся в России демократическо-правовое государство, корректен, исполнен здравого смысла. На него возможен вразумительный, правдивый ответ. Столь же разумный, реалистический ответ едва ли вероятен на другой, не менее часто задаваемый вопрос: какую цель это государство (государственно-организованное общество, а не люди из госаппарата) преследует? Причины, по которым на такого рода вопросы получить истинный ответ шансы крайне невелики, - тема другого, специального разбора. Однако рационально, находится в ладу с действительностью желание знать, какими могут явиться результаты продолжающегося в России вот уже 15 лет нового государственно-правового строительства.

Закон любой человеческой деятельности: результат всегда в  решающей степени зависит от совокупности тех методов и средств, которые  были применены в ходе ее (деятельности) осуществления. Соответственно, грамотное  и заинтересованное использование  всеми российскими гражданами норм, приемов, конструкций, установлений демократического и правового характера в процессе идущего государственного строительства, создания новой системы законодательства будет иметь своим результатом возведение в нашем Отечестве прочного здания современной развитой демократически-правовой государственности.

3.2. Стратегии строительства  в России демократического правового  социального государства.

 

В Российской Федерации существует довольно странная ситуация: в государстве  с сильными плановыми традициями нет принятой высшими органами государственной  власти и одобренной народом долгосрочной стратегии развития страны, без которой  не обходится почти ни одно развитое государство. Частным проявлением  этой ситуации "является отсутствие стратегии социально-экономического развития страны. Вместо нее не раз  выдвигались наборы идеологизированных штампов..."44. Следовательно, у российского народа нет четких государственных целей, к которым необходимо стремиться, с которыми следует сравнивать реальную действительность, а значит, развитие отечественного государства, как правило, протекает стихийно. Но, как справедливо подчеркивал Б.Н. Чичерин, "без идеалов нет человеческого развития, нет движения вперед, ибо, когда преследуются даже чисто практические цели, все-таки надобно знать, к чему они ведут и к какому идеальному быту они нас приближают"45.

Исторически для общественной мысли характерно стремление к более  совершенным и справедливым формам государственной жизни. В этой связи  одной из важнейших задач, стоящих  перед юридической наукой современной  России, является поиск новых ориентиров, путей, форм, способов модернизации Российского  государства, позволяющих сохранить  и развить потенциал народа, укрепить положение Российского государства  в мировом сообществе, достойно ответить на вызовы истории. Реализация этой задачи требует от ученых-государствоведов мыслить и действовать гуманитарно, а не технократично, то есть реагировать не только на изменения в экономике и технике, но и на изменения в человеческом сознании, в духовно-нравственной сфере, в человеческих устремлениях и мотивациях. Как отмечал Н.Н. Моисеев, "человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации, или, как говорят, смены цивилизационных парадигм. Эта перестройка коснется всех стран планеты и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства"46.

Современное государственное  управление осуществляется посредством  формирования и реализации долгосрочных стратегий. По мнению ученых Института экономики РАН, для четкого взгляда в будущее нужна долгосрочная стратегия. Ее разработка и принятие - это составное звено самоопределения России47.

В системе стратегий, которые  предстоит реализовать органам  государственной власти и народу России, особая роль принадлежит стратегии  строительства демократического правового  социального государства. Эта стратегия  является основой для реализации осмысленной политики органов государственной  власти и местного самоуправления по модернизации всех сфер государственной  и общественной жизни. Представляется, что сущность стратегии строительства  демократического правового социального государства в России состоит в совершенствовании конституционно-правового механизма функционирования и развития отечественной государственности и приведения ее в соответствие с задачами превращения Российской Федерации в одного из мировых лидеров. Но стать таким лидером Россия сможет лишь тогда, когда продемонстрирует миру образцово-показательное решение крупных социально-экономических и политико-правовых проблем на своей территории.

На взгляд автора, стратегия  строительства демократического правового  социального государства представляет собой долгосрочный национальный курс, закрепленный в Конституции страны и обозначающий основные пути реализации важнейших интересов народа и  государства. Основная роль стратегии  строительства демократического правового  социального государства заключается  в том, чтобы координировать и  направлять все правовые действия и  законотворческие ресурсы органов  государственной власти и народа Российской Федерации на достижение политических, правовых, экономических  и социальных целей и ценностей, зафиксированных в Конституции  России. Ведь конституция - это генеральное  соглашение между всеми социальными  группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна48.

Конституционно-правовые аспекты  стратегии строительства демократического правового социального государства  должны содержать общие правовые ориентиры модернизации Российского  государства в соответствии с  современными представлениями о  путях его совершенствования. Данный вид стратегии следует формулировать  на стадии разработки концепции проекта  Конституции, когда определяются ее ключевые цели и определяются пути их достижения. В дальнейшем стратегия  строительства демократического правового  социального государства может корректироваться в зависимости от меняющихся внутренних и внешних условий развития государства.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что начиная  с XVIII в. будущее государства стало  предметом сознательных размышлений  и эмпирически обоснованного  видения. И вплоть до наших дней прогнозирование  будущего государства остается серьезной  научной проблемой. Причем наличие  стратегии национального развития чрезвычайно важно в политике органов государственной власти на современном этапе развития Российской Федерации. Дело в том, что "фундаментальными факторами процветания любой  страны являются:

- необходимость долговременной, адекватной современной мировой  ситуации стратегии национального  развития, учитывающей ход истории  страны и относительно независимой  от ротации властных режимов;

- наличие "критической  массы" общенационального согласия  относительно этой стратегии  (между властью и оппозицией, между  политическими, финансовыми, промышленными  и другими элитами, между "ветвями  власти", между центром и регионами,  между социальными слоями, между сферами общества и т.д.)"49.

Разработка долгосрочной стратегии национального развития России требует ответа на ряд принципиальных вопросов. Во-первых, в каком направлении  государственного развития россияне намерены двигаться. В данном контексте следует  ответить на вопросы, являющиеся концептуальными. Например, определиться, какое государство  органы государственной власти и  народ желают и могут построить. В этой связи идея строительства  демократического правового социального  государства должна целенаправленно  продвигаться в общественное сознание. Есть все основания предполагать, что большинство россиян, скорее всего, поддержали бы данный национальный проект. Кроме того, необходимо определить адекватность ресурсов, которыми располагает  Российское государство, и охарактеризовать ту политическую волю, которой оно обладает. Во-вторых, важно определить истоки преобразуемого государства, так как выбор путей перехода к новому типу государства предполагает отбор и сохранение тех элементов прежнего типа государства, которые доказали свою эффективность, и отбросить те, которые тормозят его дальнейшее развитие. В этой связи новый тип Российского государства призван взять некоторые рациональные элементы советского государства и постсоветской государственности. Для этого нужен критический анализ предыдущих этапов развития российской государственности и вычленение того, что может приносить пользу в современных условиях и что должно быть отброшено. В-третьих, целесообразно определить, какие действия необходимо совершить в процессе перехода к новому типу российской государственности. Дело в том, что достижение государственных целей всегда связано с использованием соответствующих правовых средств, форм и методов, а также экономических, кадровых, информационных и других ресурсов.

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации