Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки  из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия демагогически-популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным  суверенитетом.

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и  элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные  части и элементы правового государства  в своей специфической форме  деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с  действующим законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность  за посягательство на права и свободы  граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми  актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных  методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Аксиомой правового государства  является тот факт, что формирование и существование правового государства  в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального  господства правового закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного  воздействия на всю совокупность общественных отношений.

Под правовым воспитанием следует  понимать процесс воздействия на сознание личности, социальных групп  и общества в целом в целях  превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в  норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-политической активности. Несмотря на свою относительную самостоятельность (определенность целей, специфика методов их достижения, используемых средств и организационных форм), правовое воспитание является органической частью единого процесса воспитания личности. Воспитанность человека - это результат огромного множества самых разнообразных влияний, оказываемых на человека, далеко не всегда способного им противостоять, и, следовательно, - это очень сложная работа, требующая огромных усилий, немалых средств и главное - осознания всей важности задачи - "воспитать в человеке человека".

Правовое воспитание как проблема многогранная затрагивает наравне  с правовыми политические, социологические, психологические, нравственные и педагогические аспекты жизни общества. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых - патриотическое, семейное, нравственное, культурное, школьное и т.д19.

Юридической науке предстоит большая  исследовательская работа по разработке детально продуманной и аргументированной  концепции правового воспитания, включающей в себя различные модели правового воспитания, вариативно применяемые  с учетом государственно-правовой действительности, объема и характера всех тех неразрешенных  вопросов и проблем, что ее определяют, задач и целей правовой политики государства (в случае реализации таковой; само по себе отсутствие правовой политики также определяет выбор модели правового  воспитания), уровня правового сознания, правовой культуры и, наконец, эффективности  применения предшествующих моделей. Таким образом, необходима разработка не одной, а нескольких моделей правового воспитания, поскольку перестройка и совершенствование используемой модели правового воспитания могут занимать больше времени и потребовать больших затрат (материальных, интеллектуальных ресурсов и т.д.), чем при внедрении иной модели, по основным, наиболее важным и существенным показателям и критериям, применимой при определенных условиях, обстоятельствах, факторах и событиях. Это нисколько не означает, что положительные стороны предшествующей модели также отвергаются вместе с ней же самой (наравне с сохранением оправданных и принесших определенные результаты "воспитательных наработок" надо отметить, что любая модель правового воспитания создается на основе единой платформы, отправной точки, гарантирующей общность моделей и их непротиворечивость), но по своим основным структурным элементам, специфике их внутренней взаимосвязи и иным организационно-функциональным параметрам и показателям новая модель должна быть во многом инновационно отличной (по инструментальным средствам, способам, формам, методам и подходам правового воспитания, темпоральным характеристикам, масштабу и интенсивности правового воспитания и др.), иначе необходимость в ее применении так и не наступила бы.

Российскую Федерацию как правовое государство определяют два основных признака: во-первых, провозглашение приоритета человека и его прав по отношению  к иным социальным ценностям; во-вторых, приоритет права. Таким образом, идея правовой защиты человека выступает  основным принципом построения и  развития правового государства. Правовая защита человека создает необходимую  социально-правовую направленность поведения  людей, формирует их волю и действие на реальное использование правовых средств защиты своих прав.

Защита прав - это одна из юридических  форм государственного управления, обеспечивающая реальную правовую защиту человека. Общей  отличительной особенностью остается наличие юридических механизмов, находящихся в распоряжении как  государства, но используемых им для  позитивного воздействия и регулирования  социальной сферы, так и человека, гарантирующих ему реальное, фактическое  исполнение обязанности государства защищать права человека в соответствии с конституционными нормами20.

Глава 2. Современная  Россия на пути к правовому государству 

2.1. Предпосылки  и условия создания правового государства в России

 

Верховенство закона складывается тогда, когда тому способствуют экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощённый производитель, независимый  потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая  политическая система в целом. Важное значение для появления правового государства имеет наличие определенных условий. Попытку изучить условия возникновения правового государства предприняли отдельные ученые (В.Н. Хропанюк, П.А. Коваленко, В.В. Лазарев и др.).

Г.И. Авцинова связывает возможность построения правового государства в нашей стране с возникновением следующих предпосылок:

·материальной, подразумевающий  уровень экономического развития, позволяющий  обеспечить прожиточный минимум  каждому нуждающемуся, наличие достаточных  средств для социальной защиты человека;

·политической, представленной разделением властей, созданием  парламентской системы с узаконенными демократическими выборами, наличием оппозиции, действующей на основе закона и реализующей свой критический  потенциал по отношению к правящим группировкам, наличие независимого суда, средств массовой информации;

·юридической, в виде развитого законодательства;

· духовной, как доминирование  в обществе отношения к человеку как высшей ценности, уважение и  охрана достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

Российское общество, в  стремлении к правовому государству, по мере созревания материальных, политических, юридических, психологических и  иных предпосылок, должно базироваться на «взаимной ответственности, законопослушности, толерантности».

Так как построение правового  государства связано с определенными  условиями, без которых оно не может ни возникнуть, ни плодотворно  функционировать, их можно объединить в следующие группы:

- Экономические условия предполагают, прежде всего, способность государства обеспечить своим гражданам жизненный уровень значительно выше признанной международным сообществом черты бедности.

- Социально-политические условия предусматривают в первую очередь наличие социального мира, удерживаемого нравственными и правовыми нормами, а не силой оружия или тотального подавления воли сограждан исключительно мерами принуждения. Одним из важных условий перерастания признаков демократического государства в правовое является наличие развитого гражданского общества. Только при развитом гражданском обществе можно обеспечить автономность функционирования правового государства, подлинную защищенность человека от его произвола.

- Нравственные условия - это, прежде всего обеспечение духовного комфорта каждому члену общества на основе удовлетворения его обостренного чувства справедливости и уважения к его достоинству.

Немаловажным условием существования  правового государства является достижение высокого уровня политического  и правового сознания людей, выработка  у них необходимой для активного  участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Сложность  становления правовой культуры в  России состоит в том, что в  настоящее время не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее  нынешнему состоянию российского  общества.

Важными условиями и предпосылками  формирования правового государства  в России является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства.

Одним из существенных условий  формирования и функционирования правового  государства является наличие в  стране гражданского общества. Гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации