Правовое государство, теория и практика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

История свидетельствует, что каждое государство имеет свой, разный как по характеру, так и по времени опыт становления и развития правового государства. Например, в Древней Греции, Риме, других странах Древнего мира зачатки правового государства стали возникать более 2,5 тыс. лет назад.
В этих странах уже тогда начали формироваться такие признаки правового государства, как народовластие, права и свободы человека, верховенство закона, органы государственной власти, в том числе судебные. Их значение в жизнедеятельности народа обосновывалось в учениях известных мудрецов, государственных деятелей, ораторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон. Так, Платон в своих знаменитых диалогах "Государство", "Законы" и др. проводил мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, неизбежна близкая гибель государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ
1.1. Развитие концепции правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
2.1. Предпосылки и условия создания правового государства в России
2.2. Развитое гражданское общество - необходимое условие построения правового государства в России
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления и реализации
3.2. Стратегии строительства в России демократического правового социального государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

правовое государство.docx

— 168.95 Кб (Скачать файл)

Государство является экономически сильным не благодаря узкому кругу  миллиардеров, захвативших значительную часть национального богатства  благодаря мошенничеству, а вследствие высокой оплаты труда большинства  народа, составляющего так называемый средний класс. Поэтому новому правящему  классу предстоит преодолеть практику, когда владельцы и руководители "заводов, газет и пароходов" и прочих "структур" назначают  себе и своему ближайшему окружению  зарплаты не в разы, а в десятки  и сотни раз превышающие те суммы, которые получают большинство  их сотрудников. Кроме того, органам  государственной власти необходимо заставить собственников средств производства оплачивать труд наемных работников согласно международным стандартам оплаты труда.

Что касается морально-духовных аспектов стратегии строительства  демократического правового социального  государства, то здесь особо должны цениться и почитаться такие качества, как гражданственность, патриотизм, уверенность в себе и силах  своего народа, целеустремленность, свободолюбие, коллективизм, доброта, солидарность и  др. При этом надо видеть и понимать, что уклад государства, основанный лишь на состязательности индивидов, выгоден  одаренному меньшинству, поскольку  гарантирует его победу. Однако этот уклад жизни порождает противоречия между менее одаренными и более одаренными индивидами. Поэтому органам государственной власти надо постоянно находить формы сотрудничества и взаимодействия большинства и меньшинства народа.

Основными субъектами строительства  в России демократического социального  правового государства являются российский народ, органы государственной  власти и местного самоуправления, финансово-экономические корпорации, политические партии и др. Каждый из вышеобозначенных субъектов может и должен играть только свою, имманентно ему присущую роль. Для выработки адекватной ситуации стратегии строительства демократического правового социального государства все субъекты государственно-правовой жизни могут и должны формулировать свое видение национальных целей, средств их достижения, оптимальную для России форму социальной организации и экономической модели, задавать основные параметры политико-правового, социально-экономического и духовно-нравственного развития российской государственности.

Для реализации стратегии  строительства демократического правового  социального государства важное значение имеет авторитет лидера правящей партии. Ибо исторический опыт свидетельствует, что стратегия государственного строительства без авторитетного национального лидера не работает.

Разработка и реализация стратегии строительства в России демократического правового социального  государства должна проходить поэтапно. На первом этапе (примерно 2 - 3 года) требуется достичь соглашения между высшими органами государственной власти и институтами гражданского общества о проведении нового курса России, обеспечить принятие Федерального конституционного закона "О Конституционном собрании" и новой Конституции, содержащей основные параметры долгосрочной стратегии строительства в России демократического социального правового государства, а также правовые механизмы их реализации. При этом в новой Конституции России должен быть закреплен ряд ограничений для проведения политики, противоречащей принципам демократического правового социального государства. Как справедливо отмечает В. Зорькин, "можно и нужно принцип "социального государства" обеспечивать правовым путем, в том числе и с помощью законодательных ограничений на проведение таких реформ, которые нарушают конституционные права и свободы граждан"60.

На втором этапе (в течение  года) на базе целевых установок  Конституции следует разработать  долгосрочную программу развития России, направленную на существенное улучшение  уровня и качества жизни российского  народа и повышающую конкурентоспособность  России в мировом сообществе. На третьем этапе (в течение года) целесообразно разработать и  законодательно утвердить систему  национальных проектов, обеспечивающих реализацию долгосрочной стратегии  развития государства. На четвертом  этапе (примерно 25 лет) предстоит реализовать  стратегию, позволяющую России занять одно из лидирующих мест по уровню и  качеству жизни народа. В этой связи  нельзя не согласиться с академиком А.Г. Аганбегяном, считающим, что "главную  стратегическую задачу России можно  было бы сформулировать таким образом: в обозримой долгосрочной перспективе (за 20 - 30 лет) войти по основным экономическим и социальным показателям в авангард мировой цивилизации"61.

На четвертом этапе  реализации стратегии строительства  демократического правового социального  государства необходимо осуществить  реформу правовой системы, дабы она  отвечала требованиям новой Конституции  России.

Сформулировать и реализовать  стратегию строительства демократического правового социального государства  в России непросто. Дело в том, что  в стране возникли две противостоящие друг другу общественные силы. С  одной стороны, те, кто хочет видеть Россию демократическим правовым социальным государством. А с другой стороны - те, коих вполне устраивает возникший  государственный строй, место России в качестве сырьевого придатка развитых стран при сохранении за верхушкой нуворишей награбленных богатств и под патронажем Запада. При этом трудность заключается и в том, что между этими общественными силами нет видимых границ.

Однако российский народ  может и должен создать для  себя комфортный государственный дом  и доказать другим нациям, что он в состоянии действовать как  строитель и в конституционно-правовой сфере, а не только в военно-промышленной. Правда, для этого многим гражданам  России придется осознать свою ответственность  за состояние дел в отечественном  государстве, воспитать в себе необходимые  гражданские качества. Но, как показывает опыт других стран, это возможно и  полезно.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе написания выпускной  квалификационной работы мы пришли к  следующим выводам:

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т.п.

В правовом государстве его  механизм свободен от бюрократизма и  административно-командных методов  управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Важными условиями и предпосылками  формирования правового государства  в России является также создание внутренне единого, непротиворечивого  законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая  время от времени борьба федеральных  законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства.

Одним из существенных условий  формирования и функционирования правового  государства является наличие в  стране гражданского общества. Гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

Таким образом, правовые условия  предполагают наличие эффективного правотворческого процесса, эффективной  системы норм права или системы  права.

Практика государственного строительства показывает, что реализация принципов правового государства  в России сопряжена с большими трудностями. Реформирование экономики  не привело к разделению собственности  и власти, средний класс, гражданское  общество находятся в процессе формирования, политические свободы не стали средством  обеспечения свободы экономической. Формирование правовой государственности  происходит в экстремальных условиях резкого падения производства, политической нестабильности, правового нигилизма, выражающегося в девальвировании права, игнорировании законов, недооценке их регулирующей, социальной роли. В России формирование правового государства идет по сравнению с Западом весьма специфично, а именно - от абсолютизации социальных прав и ущемления, гражданских к попытке обеспечения одновременно и первого, и второго поколения прав. Форсированность этого процесса, неотграниченность этапов, как это было на Западе, содержит большую опасность утверждения «уродливых» форм такого типа государственности, лишь отдаленно напоминающих оригинал.

Государство не выполняет  в полной мере свои основные функции  обеспечения безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод. Сегодня оно не является надежным барьером на пути криминальных структур. Налицо регресс многих социально-гражданских  ценностей, деформация многих социальных отношений, - такова констатация тенденций, не приближающих, а удаляющих сегодня  Россию от модели правовой государственности.

Гражданское общество с институциональной  точки зрения не может представлять собой некий монолит или структуру  с жесткой вертикальной иерархией, это совокупность построенных на сетевой взаимосвязи ассоциаций, выступающих как равноправные и осведомленные друг о друге партнеры с одной лишь иерархией, иерархией авторитетности мнений. Однако неразвитая публичная сфера переходных демократий, в которой не сложилось общего публичного диалога, где крайне слабы горизонтальные связи между ассоциациями, а обсуждения по поводу одних и тех же проблем могут идти независимо, параллельно друг с другом и без учета мнений оппонентов, не получает права называться гражданским обществом, это скорее "мозаичное общество".

Закон любой человеческой деятельности: результат всегда в  решающей степени зависит от совокупности тех методов и средств, которые  были применены в ходе ее (деятельности) осуществления. Соответственно, грамотное  и заинтересованное использование  всеми российскими гражданами норм, приемов, конструкций, установлений демократического и правового характера в процессе идущего государственного строительства, создания новой системы законодательства будет иметь своим результатом возведение в нашем Отечестве прочного здания современной развитой демократически-правовой государственности.

В системе стратегий, которые  предстоит реализовать органам  государственной власти и народу России, особая роль принадлежит стратегии  строительства демократического правового  социального государства. Эта стратегия  является основой для реализации осмысленной политики органов государственной  власти и местного самоуправления по модернизации всех сфер государственной  и общественной жизни. Представляется, что сущность стратегии строительства  демократического правового социального  государства в России состоит  в совершенствовании конституционно-правового  механизма функционирования и развития отечественной государственности  и приведения ее в соответствие с  задачами превращения Российской Федерации  в одного из мировых лидеров. Но стать  таким лидером Россия сможет лишь тогда, когда продемонстрирует миру образцово-показательное решение крупных социально-экономических и политико-правовых проблем на своей территории.

Стратегия строительства демократического правового социального государства представляет собой долгосрочный национальный курс, закрепленный в Конституции страны и обозначающий основные пути реализации важнейших интересов народа и государства. Основная роль стратегии строительства демократического правового социального государства заключается в том, чтобы координировать и направлять все правовые действия и законотворческие ресурсы органов государственной власти и народа Российской Федерации на достижение политических, правовых, экономических и социальных целей и ценностей, зафиксированных в Конституции России. Ведь конституция - это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Для укрепления основ правового  государства необходимо:

- усилить его институты, наладить  нормальное взаимодействие между  ними;

- создать нормальный механизм  его взаимодействия с обществом;

Информация о работе Правовое государство, теория и практика реализации