Принцип разделения властей как основа конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64

Вложенные файлы: 1 файл

сам диплом.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….….3

  1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
    1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
    2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
    3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
  2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
    1. Законодательная власть……………………………………………27
    2. Исполнительная власть…………………………………………....33
    3. Судебная власть……………………………………………………44
  3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
    1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
    2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56

Заключение……………………………………………………..……………62

Список  литературы…………………………………………….…………....64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой моего  исследования является «Принцип разделения властей как основа Конституционного строя России».

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое  обоснование. Эти ветви власти —  законодательная, исполнительная и  судебная — обособились как три  основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.

Обособление именно этих ветвей власти и соответствующих им форм не есть просто проявление некой целесообразности, упорядочивающей управление обществом. Это проявление правовой природы государственности в целом и естественных различий трех направлений и правовых форм публично-властной деятельности. По мере того как в ходе истории все больше проявлялось правовое начало государственности,  обособлялись именно  законодательная, исполнительная  и  судебная власти,  но  не  "контрольная"  или,  скажем, "карательная". Ибо именно эти три власти, и только они (четвертой в этом ряду не дано), исчерпывают предназначение государства — публично-властное обеспечение свободы, безопасности, собственности.

Разделение  властей означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В то же время компетенция этих органов такова, что они не могут действовать изолированно, и государственная власть осуществляется в процессе кооперации трех ее самостоятельных ветвей: деятельность законодателя не принесет желаемого результата без соответствующей деятельности исполнительной и судебной власти, осуществление правосудия невозможно без власти законодательной и судебной и т. д. Кроме того, во взаимоотношениях ветвей власти должны быть сдержки и противовесы, не позволяющие каждой из ветвей власти выходить за пределы ее компетенции и, наоборот, позволяющие одним ветвям власти удерживать другие в рамках компетенции.

Принцип разделения властей не отрицает единства власти. Он отрицает единовластие. Единство власти предполагает заинтересованное сотрудничество, деловое взаимодействие всех трех ветвей власти, недопущение  сосредоточения всей власти в одной  из ее ветвей, установления диктатуры, хотя бы и в «демократическом антураже».

Говоря о концепции разделения властей и ее значении, не следует  упускать из виду, во-первых, то, что  она применима лишь к формально-юридическому, а не к реальному, фактическому уровню функционирования   властей,   и  что   в  этом  проявляется  один  из элементов ее ограниченности. Ведь нельзя забывать, как справедливо отмечается в отечественной литературе, что во многих современных государствах помимо официальных институтов власти, "действующих публично   и   в той   или   иной  степени открытых для  общества", существуют также различные властные центры — центры политического влияния, функционирующие скрыто, "вне зоны какого бы то ни было общественного контроля". Возникновение их связано с интересами политических элит, "прибегающих к подобным мерам в целях сохранения   своего   господства   и   не  полагающихся   при  этом  на эффективность официальных институтов". А во-вторых, при рассмотрении   концепции  разделения   властей  и  оценке ее значения следует иметь в виду, что иногда признание ее как демократической доктрины   на  словах  вовсе   не  означает  реализации  основных ее требований и положений на деле. Примеров подобного расхождения теории разделения властей и практики ее применения можно привести достаточно  много.  Один  из  них —  наиболее  контрастный — касается   государственно-правовой   теории   и   практики  довоенной Германии.

В своем исследовании, я хочу раскрыть понятие и сущность данного принципа, рассмотрев понятие основ конституционного строя Российской Федерации, изучить  развитие принципа разделения властей  в истории.

 Вторая глава посвящена изучению  отдельной ветви власти: законодательной,  исполнительной и судебной.

В третьей главе рассматриваются  проблемы применения принципа разделения властей в РФ, а именно, затрагиваются  проблемы места Президента в системе  разделения властей и собственно проблемы реализации принципа в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность принципа разделения властей.

 

1.1.Понятие основ  конституционного строя РФ.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., закрепив основополагающие политические, идеологические, экономические, социальные общественные отношения, тем самым определила основные принципы устройства государства  и общества. Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции  РФ. 

Принятие  Конституции означает установление обязанности государства следовать  конституционным порядкам - иначе  существование основного закона лишается смысла. В современной науке  государственного (конституционного) права все чаще используется понятие  «конституционный строй». Оно фиксирует  строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых  строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие  применимо только к такому государству, в котором конституция надежно  охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует  этой конституции, но главное: государство  действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный  строй, таким образом, не сводится к  факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция  соблюдается и если она демократическая.

 Отсюда  вытекает теоретическая и практическая  значимость рассмотрения конституционного  строя РФ, его закрепления в  Конституции РФ, основы конституционного  строя. 

 Конституционный  строй — разновидность государственного  и общественного строя, основанного  на принципах народовластия, разделения  властей, признания человека, его  прав и свобод высшей ценностью  общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. Конституционный строй — это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении Конституционный строй понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях.1

 В  российском обществе постепенно  формируется понимание важности  проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод  человека как основы правового  государства. Государство провозгласило,  что "человек, его права и  свободы являются высшей ценностью", и приняло на себя обязанности  по их признанию, соблюдению  и защите (ст. 2 Конституции Российской  Федерации). Данные положения составляют  основы конституционного строя  России, которым не могут противоречить  другие принципы, определенные Основным  законом. Права и свободы человека  являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием,  осуществляемым только судом  (ст. 18 Конституции РФ).

 Уровень  демократического развития общества  определяется не только формальным  признанием приоритета прав и  свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном  законодательстве и провозглашение  общепризнанных норм и принципов  международного права в области  прав человека частью правовой  системы Российской Федерации.  В обществе должен быть создан  эффективно действующий государственно-правовой  механизм охраны и защиты прав  и свобод человека, позволяющий  индивиду воспользоваться существующими  правовыми и организационными  процедурами с целью фактической  реализации своих прав и свобод.2

 Конституция  1993 г. исходит из того, что прочность,  незыблемость основ нового конституционного  строя России определяется не  его "монолитностью", недопустимостью  столкновения и противоборства  идей и интересов, а, напротив, наличием внутренних противоречий  и конфликтов между несовпадающими  конституционными ценностями институтов  государственной и муниципальной  организации публичной власти, федерализма,  правового положения личности  и, соответственно, закреплением  уже на уровне основ конституционного  строя системы сдержек и противовесов  как правовых механизмов разрешения  соответствующих противоречий.3

 Основы  конституционного строя - находящаяся  под защитой государства система  принципов, определяющих и регламентирующих  общественные отношения, являющиеся  объектом конституционно-правового  регулирования. 4

  Так,  В.В. Мамонов пишет: "Понятие  "конституционный строй" является  центральным в российском конституционализме. Впервые оно было закреплено  в Конституции РФ в 1993 году, в первой главе которой определены  основы конституционного строя.  Данная категория не только  правовая, но и в значительной  степени философская и политическая. Этим объясняется то, что до  настоящего времени в законодательстве  не выработано ее определение,  хотя она используется в официальных  документах".5 И это несмотря на то, что, по утверждению отдельных исследователей, понятие «конституционный строй» все-таки было выработано правоведами до принятия Конституции.6 

 Об  отсутствии определения понятия  «конституционный строй писал  судья Конституционного Суда  Российской Федерации Б.С. Эбзеев: 

 «Что  касается нормативного содержания  перечисленных категорий, то ни  действующая Конституция Российской  Федерации, ни доктрина нашего  конституционного права, которая  в 60 - 70 годы была занята изучением  политической организации общества, а после принятия Конституции  СССР 1977 года и Конституции РСФСР  1978 года - политической системы советского  общества, не дают адекватного  ответа на вопрос о понятии  и содержании конституционного  строя. Это необходимо сделать  Конституционному Суду, ибо цель  насильственного изменения советского  конституционного строя названа  в части второй статьи 7 Конституции  Российской Федерации первой  в числе критериев неконституционности  политической партии, общественной  организации и массового движения.

 На  поставленный вопрос нельзя дать  однозначного ответа, ибо понятие  конституционного строя можно  рассматривать как с точки  зрения его содержательной характеристики, так и с точки зрения оформляющих  его конституционных институтов. Содержательная характеристика  конституционного строя включает  демократию, правовое государство,  федеративное государство, республиканскую  форму правления. Это основы  конституционного строя России, тот фундамент, на котором базируются  государственные и общественные  институты. Они имеют определяющее  значение для конституционного  и в целом правового регулирования  власти, суверенитета и свободы  личности.

 Институциональная  характеристика конституционного  строя включает народовластие,  основные права, свободы и обязанности,  разделение властей, а также  федеральные органы, в том числе  Съезд народных депутатов, Верховный  Совет, Президента, Правительство,  Конституционный Суд, а также  всю систему правосудия и прокурорского  надзора 

Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России