Принцип разделения властей как основа конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64

Вложенные файлы: 1 файл

сам диплом.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

3) Конституция  обеспечивает правовые и экономические условия самоуправления и саморазвития различных общностей: региональных, местных, этнических, культурных, социальных, производственных, религиозных, иных. Тому же служит отделение экономической системы от политики и власти, принцип нейтралитета по отношению к различным укладам хозяйства, равенство различных секторов экономики перед законом.29

Согласно  действующей Конституции, носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Органы  государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Поскольку, согласно ст. 2 Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита составляют обязанность государства, то именно они и должны вдохновлять и служить главным ориентиром для всех государственных органов. Это означает, что принцип разделения властей вовсе не исключает того, что основа и направленность деятельности у них единая. И построение, и механизм функционирования государственных органов должны быть подчинены этой высшей цели. А для того чтобы исключить возможность противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается разделение властей.

В Российской Федерации носителем законодательной  власти и представительным органом  является Федеральное Собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  Российской Федерации. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент Российской Федерации оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так. Одна из важнейших задач Президента — координация деятельности всех ветвей власти. Для этого Конституция наделила его различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной области.30  Вопрос о месте Президента в системе разделения властей будет рассмотрен в третьей главе работы.

Таким образом, принцип разделения властей безусловно уравновешивает государственную власть, только при условии разделения функций  государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический  режим правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разделение властей как  элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.

 

2.1. Законодательная  власть.

Законодательная власть представляет собой способность  и возможность государства в  лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты– законы.

Согласно  Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием– парламентом, а на уровне субъектов Федерации– местными парламентами с разными  названиями (Собрание депутатов, Областной  совет, Народный хурал и др.), но обобщённо  именуемыми в юридической литературе законодательными собраниями. На муниципальном  уровне органы государственной власти, обладающие правом издания на своих  территориях законов, не существуют.

По своему конституционно-правовому статусу  Федеральное собрание является не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру  своей деятельности оно призвано представлять и выражать интересы всех социальных слоёв, всего российского  общества.31

Согласно  Конституции РФ (ст. 94), Федеральное  Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские  кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного  учреждения, отличного от сословных  представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент  становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил  распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может  существовать без важнейших элементов  парламентаризма, которые могут  быть утрачены. К числу этих важнейших  элементов парламентаризма относятся  прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент  приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося  и от коллегии советников феодального  сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более  позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской  демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного  суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму  высших органов государственной  власти Российской Федерации, включавшему  Съезд народных депутатов и формируемый  им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом  отличающихся от учреждений буржуазного  парламентаризма" эти государственные  органы по мере демократизации российского  общества, отражения в Конституции  принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  и постепенного проведения его в  жизнь все более обретали черты  парламента. Однако стать подлинным  парламентом страны они так и  не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

В ст. 94 Конституции  РФ указывается, что Федеральное  Собрание - представительный орган  Российской Федерации. Тем самым  устанавливается, что формой государства  является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается  на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные  решения.

В ст. 94 Конституции  РФ Федеральное Собрание характеризуется  и как законодательный орган  Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного  суверенитета как основы правопорядка.32

Признание Федерального Собрания законодательной  властью означает вместе с тем, что  ни один закон Российской Федерации  не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам  парламент обладает полной и ничем  не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции  компетенцией в сфере законодательства.

Будучи  законодательным органом, Федеральное  Собрание исполняет и некоторые  довольно ограниченные контрольные  функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством  федерального бюджета, принимаемого Государственной  Думой, а также использования  права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству  РФ Предложение о выражении недоверия  может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты. Государственная  Дума рассматривает вопрос о недоверии  Правительству РФ в недельный  срок после его внесения во внеочередном порядке. Постановление о недоверии  принимается большинством голосов  от общего числа депутатов открытым голосованием (палата вправе принять  решение о поименном голосовании). Предложение о выражении недоверия  Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства  голосов депутатов

В случае если Президент РФ не согласится с  решением Государственной Думы о  недоверии Правительству РФ, Государственная  Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование  по вопросу о выражении такого недоверия. Председатель Правительства  РФ может сам поставить перед  Государственной Думой вопрос о  доверии Правительству РФ.

Обсуждение  этого вопроса проводится в общем  порядке. Решение о доверии принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов, результаты голосования  оформляются постановлением. Если же решение о доверии не принимается, это значит, что Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.33

Содержание  финансовой или финансово-бюджетной  функции охватывается деятельностью  Государственной Думы по утверждению  федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в  определенной степени) реализацией  этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и  освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ.

Согласно  ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации  и Государственной Думы. Государственная  Дума представляет все население  Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет  Федерации - государственный орган  всей Федерации. Его решения и  другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной  власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть  компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для  всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном  Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она  устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей  иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым  систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации  отводится роль своего рода тормоза  по отношению к Государственной  Думе, призванного предотвратить  возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную  Думу теми или иными политическими  силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие  к представительным органам государственной  власти вообще и к парламенту в  частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей  Конституции РФ. В обществе имеются  силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его  в послушную, не играющую самостоятельной  роли ассамблею. Однако такие устремления  наталкиваются на ряд противодействующих факторов.34

Многие  представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что  полная дискредитация парламента может  сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен  в глазах значительной части населения  страны, то этого нельзя сказать  о его идеологической роли. Существен  и тот факт, что в демократических  странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве  и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России