Принцип разделения властей как основа конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64

Вложенные файлы: 1 файл

сам диплом.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих  политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые  в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия  на политическую жизнь страны.

Вследствие  взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.35

 

 

 

2.2. Исполнительная  власть.

Исполнительная  власть представляет собой самостоятельную  ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти Российской Федерации, тесно  взаимодействующую с законодательной  и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости  каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

Исполнительная  власть есть способность и возможность  оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение, а также  право и возможность подчинять  своей воле других. Отличительным  признаком этой ветви власти выступает  то, что она реализуется в отношении  как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, то есть в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это  является наиболее важной характеристикой  исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство  такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума  в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Будучи  ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и  компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

Принципиальное  качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной  деятельности, в правоприменительной  ее сути. Причем в отличие от правоприменительной  судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно  в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение  позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной  работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

Исполнительная  власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов  исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации. Таковы четко  определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти. Однако ст. 110 Конституции РФ сводит всю исполнительную власть исключительно  к деятельности Правительства Российской Федерации, что вызывает определенные сомнения.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется и осуществляется на началах  федерализма, то есть законодательным  путем проводится разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными и исполнительными  органами и аналогичными органами субъектов  федерации. Согласно п.3 ст. 11 Конституции  РФ, разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.36

Это разграничение  проводится суммарно, то есть применительно  к законодательным и исполнительным органам государственной власти (ст. 71-72 КРФ). Конкретизация этого  разграничения между соответствующими субъектами исполнительной власти осуществляется при оформлении организационно-правового  статуса тех или иных субъектов.

В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся  все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия  и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней  безопасности и т.п. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации нет упоминаний о государственном  управлении, тем не менее оно - реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Но Конституция и действующее законодательство Российской Федерации не предложили синонима государственному управлению, в них ничего не говорится об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Однако система разделения властей  исходит из того, что каждая ветвь  единой государственной власти реализуется  в деятельности их субъектов. Поэтому  государственное управление по своему назначению представляет собой не что  иное, как вид государственной  деятельности, в рамках которого практически  реализуется исполнительная власть.

Государственное управление осуществляется и в рамках системы государственной власти, основанной на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает  реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственного управления. В этом смысле государственное управление понимается как исполнительно-распорядительная деятельность и не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

Необходимо  подчеркнуть, что понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с исполнительной властью. В известном смысле последняя  производна от государственного управления. Она призвана определить объем и  характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное  управление - это и есть тот вид  деятельности, который направлен  на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего  ее функциональную (исполнительную) направленность.

Сейчас  происходят процессы, свидетельствующие  об уменьшении удельного веса государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономикой. Это не умаляет роли исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности в целом. Наоборот все настойчивей  звучит тезис о необходимости  сильной исполнительной власти, способной  обеспечить должный уровень управляемости  общественных отношений во всем их многообразии.

Исполнительная  власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий  безраздельного господства государственной  собственности, то есть почти полного  обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления  системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической  области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным  обособлением.

В настоящее  время функциями исполнительной власти являются следующие:

– Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).

– Установление и эффективное проведение в жизнь  правовых и организационных основ  хозяйственной жизни (например, обеспечение  равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).

– Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.

– Регулирование  функционирования различных объектов негосударственного сектора.

– Координация  функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного  и административно-политического  строительства.

– Обеспечение  реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере  государственного управления.

– Осуществление  государственного контроля и надзора  за работой управляемой и регулируемой сфер.

Общественные  отношения, возникающие, развивающиеся  и прекращающиеся в сфере государственного управления, то есть в связи с  организацией и функционированием  системы государственной власти на всех национально-государственных  и территориальных уровнях Российской Федерации регулируются административным правом. Административное право, осуществляя  регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или  способов регулирующего воздействия  своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Можно выделить признаки исполнительной власти:

1. Первый  признак — ее организующий  характер. Она необходима для  налаживания сложной сети общественных  связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной  деятельности. Она переводит политические  проблемы в организационные. Исполнительная  власть обязана объединять энергию,  усилия граждан, наводить порядок  и в нормальных, и в экстремальных  условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его  исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет исполнительная власть, имеющая дело с действительными  явлениями жизни и выполняющая  задачи постоянного, целенаправленного  управления людьми, а через них  — имуществом и  общественными  процессами.

2. Исполнительная  власть — это систематическая,  непрерывная организация, направленная  на сохранение социальной системы,  ее укрепление, развитие.

3. Исполнительная  власть имеет универсальный характер  во времени и пространстве, т.  е. осуществляется везде, где  функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует  оборону страны, охрану государственной  и общественной безопасности, деятельность  государственных предприятий и  учреждений, осуществляет общее  руководство негосударственными  организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью  правовых норм воздействует на  граждан и организации. В процессе  исполнения актов осуществляет  еще и правотворчество, и юрисдикционную  деятельность (наказывает, разбирает  споры). Универсализм этой власти  проявляется и в способах воздействия  на людей (поощрение, убеждение,  договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.). Как композитор  из существующего разнообразия  звуков создает мелодию (хорошую  или не очень), так и чиновники, используя существующие способы воздействия на волю людей, создают организованность, порядок в обществе (хороший или не очень).

Исполнительная  власть сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает  условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

4. Существенный  признак исполнительной власти  —  наличие в ее непосредственном  ведении огромных ресурсов —  правовых, информационных, экономических,  технических, идеологических, организационных.  В ней сконцентрирована фактическая  государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных  субъектов правами, выделяет им  ресурсы, осуществляет правоприменительное  правонаделение.

5.Ведая  огромными ресурсами, исполнительная  власть непосредственно их не  использует, она не производит  продукцию, не лечит, не учит, она распоряжается действиями  людей, природными и иными ресурсами,  чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и  др.

Исполнительная  власть —  это исполнительно-распорядительная власть,  она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

6. В непосредственном  ведении исполнительной власти  находятся вооруженные силы, полиция  (милиция), органы госбезопасности,  специализированные принудительные  учреждения. Субъекты исполнительной  власти используют имеющиеся  у них фактические и правовые  возможности для осуществления  внесудебного, административного принуждения.  Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять  физические, организационные и иные  меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.

Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России